![](/sites/default/files/styles/article_big_image/public/2024-10/93A02929_d1.jpg?itok=iSyduAzP)
С 23 по 29 сентября в Саровском театре драмы прошла творческая лаборатория Театра Наций и программы «Территория культуры Росатома», которая подарила множество интересныx встреч. В прошлый раз «НГ» рассказал о мастере-бутафоре из Москвы Татьяне Бородиной, а сегодня – наша следующая встреча…
…Давно поняла за свою долгую театральную жизнь, что многое зависит от личности того, кто руководит и направляет творчество. И чем ярче личность – тем интереснее и, в конечном итоге, продуктивнее работа. Встретившись с Татьяной Родиной, главным режиссером Нижневартовского театра, участницей лаборатории Театра Наций, я лишний раз в этом убедилась.
Помню, в студенческой юности меня сильно заинтересовала книга Николая Акимова «О театре» - вернее, даже больше его личность: он был режиссер и художник в одном лице. Какого же было мое изумление, когда я узнала, что Татьяна Родина тоже художник по первому образованию.
Татьяна Родина: «Раньше, глядя на премьере на сцену, думала: почему режиссер не развернул мою декорацию, она же раскладывается как трансформер, не воспользовался ее возможностями? И в какой-то момент, приходя на встречу с режиссером, поняла, что вторгаюсь в его пространство, предлагаю слишком много за пределами визуала. Поэтому решила прекратить экспансию в чужую работу и попробовать сделать свою».
Но путь в режиссуру молодой талантливой женщины не был быстрым. Вначале случилась работа в московском детском театре и проба пера со студентами. И только позже Татьяна решилась поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. Она прошла сразу в две мастерские - к Евгению Каменьковичу (на очное отделение) и Иосифу Райхельгаузу (на заочное). На последней беседе Евгений Борисович честно спросил будущую студентку, готова ли она четыре года не работать и жить только учебой с утра до ночи? Поразмыслив, Татьяна, решила, что не готова «повесить себя на шею» родителям и выбрала заочный формат. Илья Райхельгауз был хороший мастер, но больше всего Татьяна благодарна за профессию Михаилу Чумаченко, главному режиссеру Московского областного театра драмы, в лабораторию которого попала еще в юные годы.
В ГИТИСе есть традиция - посылать своих студентов на лаборатории и постановки в региональные театры. Поэтому Татьяна часто принимала участие в творческих лабораториях, на которых ее работы побеждали и из эскизов становились полноценными спектаклями. Так получилось и с постановкой по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник», в которой семья за три дня успевает сильно поругаться, практически распасться и вновь воссоединиться. Татьяна приехала участвовать в лаборатории в Махачкалу, где работают шесть театров (в каждом постановки идут на своем национальном языке: аварском, лакском, даргинском и т.д.) и попала делать эскиз в Аварский театр. Выиграв конкурс, через год вернулась ставить спектакль. Это оказалось нелегким испытаниям для молодого режиссера, у которого за плечами были только читки пьес со студентами.
Татьяна Родина: «Я приехала на постановку в августе, когда все актеры активно работали ведущими на свадьбах и постоянно отпрашивались с репетиций. Были сложности не только с языковым барьером, а в целом с донесением до актеров своего режиссерского замысла. Тут мне на помощь пришел заслуженный артист Дагестана Артур Абачараев. Он взялся объяснять коллегам, что я имею в виду, и меня спас».
Так родился творческий союз, который за неполных три года поставил уже шесть спектаклей. По словам Татьяны, работать вдвоем очень удобно, ведь постепенно в процессе постановки глаз «замыливается», а другой человек недостатки может увидеть…».
Сейчас Татьяна старается не совмещать в себе режиссера и художника одновременно, поскольку считает: что-то одно всегда будет проигрывать. И вообще, лучше звать консультантов по разным направлениям, чтобы было больше взглядов со стороны.
Одним из самых значимых для творческого тандема Татьяны и Артура оказался «Король Лир», после которого режиссеров пригласили работать в Нижневартовский театр драмы и поучаствовать в лаборатории Театра Наций в Сарове.
- Почему для эскиза в нашем театре была выбрана сказка «Фуня»?
Татьяна Родина: «Нам объяснили, что нужна комедия. Мы составили список от Островского до Шекспира, с которыми интересно было бы поработать, и в конце, на всякий случай, прибавили сказку «Фуня». Пришел ответ: «Выбрали сказку». Так что все произошло случайно. Но я не жалею, нам с актерами очень весело работается, они здорово дурачатся в этой истории».
Кстати, автор пьесы Алексей Житковский, произведения которого не раз становились победителями различных конкурсов, живет в Нижневартовске, и его четверо детей с удовольствием смотрят сказки в театре, где главным режиссером служит Татьяна Родина. Такое вот интересное переплетение.
В эскизе заняты не только молодая часть труппы саровского театра, но и среднее поколение, и заслуженный артист России Анатолий Наумов. По словам Татьяны, как только она его увидела, сразу поняла, кто будет играть «крокодильего диссидента». Кстати, сотворчеством с нашими артистами режиссер очень довольна.
Татьяна Родина: «Ребята много предлагают сами. Нет никого в позиции: «Стилизуй меня, Мейерхольд». Как писал Эфрос, никакой премьерный успех и награды не вернут нам того времени, которое потрачено в репетиционном зале. Поэтому время репетиций нужно проводить интересно, весело и с пользой. Что у нас и получилось в Сарове».
По мнению режиссера, подобные лаборатории необходимы, поскольку не только зритель по-другому видит артистов, к амплуа которых давно привык, но и для режиссера они внезапно раскрываются с другой стороны. А самый кайф – в сотворчестве, в студийном духе, который возобновляют лаборатории, не давая театру превратиться в фабрику по производству спектаклей.
Татьяна Родина: «Современный театр должен соотносить историю, литературную основу с человеком, сидящим в зале, когда приходишь и видишь, что играют не историю про абстрактных людей, а найдена стыковка – про что эту пьесу играют сегодня, здесь и сейчас».
С эскизом вот такого интересного человека и режиссера познакомились зрители и работники нашего театра. Надеемся, что встреча с Татьяной Родиной и Артуром Абачараевым для нашего города не последняя!
Фото Владимира Черкасова