Ранее на страницах «Нового города» мы рассказали, как радиолюбительство зарождалось в Сарове, и почему это было сопряжено с определенными трудностями. Сегодня поговорим об увлечениях современных радиолюбителей.
На связи – космос!
Радиолюбительство невероятно демократично. Среди твоих корреспондентов могут быть простые слесари и кандидаты наук, космонавты, политики, священнослужители и даже короли. Свой позывной есть у экс-президента США Билла Клинтона и короля Испании Хуана Карлоса, нескольких шейхов Саудовской Аравии, киноактера Марлона Брандо и некоторых космонавтов. Особая гордость для многих радиолюбителей - возможность поговорить с Международной космической станцией.
Алексей Лобанов, сотрудник ВНИИЭФ, радиолюбитель 1-й категории: «Иногда космонавты с орбиты работают с радиолюбителями. Когда космонавт работает с МКС, он пользуется специальным позывным, выделенным для любительской радиостанции на борту МКС - R0ISS. Время радиообмена с МКС, когда она пролетает, скажем, над Саровом, ограничено 5-10 минутами. Космонавты знают это и часто дают направленный вызов на ту или иную территорию страны, чтобы как можно больше радиолюбителей могли провести с ним связь».
Сам Алексей Лобанов неоднократно работал и с МКС, и с орбитальной станцией «Мир»: «Где-то в 1998 году, еще школьником, я впервые провел связь с «Миром». На простенькую самодельную антенну поймать человеческий голос с орбиты - для меня это было чудом! Хотя о чем я спросил тогда космонавта, увы, уже не помню…».
В память об особо дальних связях радиолюбители часто обмениваются QSL-карточками (специальные карточки-открытки, которые радиолюбители всего мира шлют друг другу в подтверждение, что им удалось установить связь. – Ред.). Такую карточку можно получить и от космонавтов.
Внимание: хулиган в эфире!
Хулиганство в эфире карается административной, а то и уголовной ответственностью. За этим следит Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Россвязьнадзор. Ведь своими действиями в эфире хулиган вполне может помешать, к примеру, работе авиадиспетчерских служб или какой-то из служб радиосвязи, использующих полосы частот на первичной основе.
Михаил Лимарь, сотрудник ВНИИЭФ, радиолюбитель 1-й категории: «Вообще, радиолюбителям разрешено работать только на определенных частотах, специально для них выделенных. А радиохулиганы часто их нарушают».
Радиохулиганами также являются те, кто выходит в эфир незаконно, с «липовым» позывным и без лицензии.
«В школе я сам был радиохулиганом, - признается Михаил Петрович. - Потому как, смастерив из подручных средств самодельный передатчик с амплитудной модуляцией, сложно было удержаться и не поговорить с кем-то».
А поскольку по схемам журнала «Радио» в Советском Союзе свои первые приемники и трансиверы мастерили все, кто умел держать в руках паяльник и худо-бедно пользоваться вольтметром, то можно представить, сколько радиохулиганов наводняли эфир.
Есть они и сейчас.
Алексей Лобанов: «Я влюбился в радио в 1995 году. Как-то слушал эфир на стареньком приемнике и случайно наткнулся на радиохулиганов. Тогда я, правда, не знал, что это хулиганы, просто удивился, что кто-то так свободно общается в эфире».
Радиолюбитель от радиохулигана отличается по многим параметрам. У первого есть официальный статус, зарегистрированные позывной и аппаратура, и в эфире он не просто рассуждает на пространные темы, а «работает». У радиохулигана нет ни категории, ни разрешения на работу в эфире, и часто с его легкой подачи эфир засоряется нецензурной лексикой и бранью. «Когда слышишь их, чувствуешь себя как в какой-то курилке», - признается Алексей.
С развитием пеленгационной техники и аппаратуры связи отследить месторасположение радиохулигана теперь стало намного проще: оператор делает это дистанционно, находясь за несколько сотен километров от того региона, откуда исходит сигнал.
От полевого выхода до «охоты на лис»
Алексей Лобанов: «Жизнь радиолюбителей достаточно насыщенна. У нас есть так называемые «полевые дни», когда мы выезжаем, скажем, на берег Мокши. Цель – поработать на новой территории, насладиться эфиром без помех, ну и, конечно, пообщаться, обменяться новостями, проверить аппаратуру.
Одна из разновидностей полевых выходов – так называемый «manpack day». Это когда радиолюбитель с рюкзаком за плечами и портативной коротковолновой радиостанцией отправляется в экспедицию и проводит связи с такими же энтузиастами, находящимися за сотни, а то и тысячи километров.
Алексей Лобанов: «Когда я жил в Москве, по выходным часто сбегал из столицы. Брал аппаратуру, садился на электричку и уезжал как можно дальше от индустриальных помех, проводов и линий электропередач. Разворачивал свой маленький передатчик где-нибудь в лесу или на берегу…».
Еще среди радиолюбителей проводится много спортивных соревнований разного уровня - от региональных до чемпионатов мира.
Алексей Лобанов: «Как правило, программа заочных соревнований подразумевает следующее: за определенный период времени нужно набрать как можно большее число связей с наиболее отдаленными корреспондентами. Радиолюбители, которые занимаются таким видом спорта, имеют очень хорошую подготовку, потому что некоторые соревнования длятся сутками. Да и оснащение рабочего места радиоспортсмена может быть очень дорогим».
Охота на лис – еще один вид радиолюбительского спорта. Это поиск с приемником замаскированных радиопередатчиков. Соревнования по спортивной радиопеленгации очень популярны во всем мире.
Есть у радиолюбителей и клубы по интересам. К примеру, работа над «дипломной программой».
Одна из самых популярных среди российских радиолюбителей – программа RDA (Russian Districts Award). Ее смысл - провести связи со всеми районами Российской Федерации. А ведь у нас есть такие регионы, где не то что радиолюбителей – людей нет!
Михаил Лимарь: «Сегодня в списке RDA по России – 2639 районов. У меня сейчас собрано 2637. Осталось отработать всего два района в Якутии, где радиолюбителей нет».
Чтобы помочь соискателям диплома выполнить RDA, находятся радиолюбители, которые периодически выезжают в тот или иной отдаленный регион России: берут отпуска, аппаратуру, антенны, погружаются во внедорожник, поезд, самолет - и вперед. Настоящее приключение для желающих утолить свой эфирный голод.
Помимо RDA есть программа «Острова», в которой радиолюбители устанавливают связи только с островами (в списке IOTA насчитывается 1170 островов). Или программа «Русский Робинзон» (Российская островная национальная программа). В общем, скучной жизнь радиолюбителей точно не назовешь!
Сейчас в Сарове насчитывается порядка 50 действующих позывных. Для такого города, как наш, это, конечно, мало. В соседнем Первомайске – четверо действующих радиолюбителей. Один радиолюбитель зарегистрирован в Дивееве. И молодежи среди них – по пальцам пересчитать.
Кстати, в 90-е годы, когда саровским радиолюбителям разрешили работать в эфире и иметь свои приемопередающие радиостанции, интерес к любительскому радио в городе резко вырос. Тогда же появились три коллективные радиостанции (при Дворце пионеров, станции юных техников и на базе одной из школ), из которых сейчас осталась только одна.
Язык радиолюбителей
У радиолюбителей есть свой язык, он зашифрован несколькими сочетаниями символов и позывных, так что понять друг друга легко могут радиолюбители, живущие на разных концах планеты. К примеру, QSO – так называется сеанс связи, сама связь. QSO считается состоявшимся, если оба оператора приняли позывные друг друга и рапорт - условную оценку силы и качества сигнала корреспондента. Типовое QSO состоит из взаимного приветствия и представления, обмена рапортами, информацией о местоположении корреспондентов. Часто употребляются QSL – «можете ли Вы подтвердить прием?» и QTH – «сообщите Ваши координаты». Если есть время и техническая возможность, может обсуждаться применяемая аппаратура, условия прохождения радиоволн, погода, события радиолюбительской жизни. В конце QSO обязательно следуют взаимные пожелания успеха. К примеру, типичное: «73» - «мои наилучшие пожелания» или «88» - «целую» (обычно передается радиолюбителям-женщинам).
Алексей Лобанов: «В СССР был строгий запрет в эфире не обсуждать политику. Можно обменяться новостями, время в эфире никто не ограничивает. А вот ругань и грубость считаются абсолютно недопустимыми. Как и в обычном разговоре, нельзя вклиниваться в чужую связь без веской причины...».
Это интересно
Рекорд дальности связи на коротких волнах был установлен 12 января 1930 г. Эрнстом Кренкелем, известным полярником, Героем Советского Союза, первым председателем Федерации радиоспорта СССР. Работая c полярной станции «Бухта Тихая» на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа), он установил рекордную по дальности радиосвязь на коротких волнах со своим «антиподом» – базовой радиостанцией американской экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиде (расстояние – примерно 20 тыс. км).
После этого использованием коротких волн, отданных первоначально только для экспериментов радиолюбителям, заинтересовались различные государственные службы.
«Новый город» №46/2017 г.