Фото:
Екатерина Наговицына: «Быть воином – это тоже призвание»

Президент объявил 2025-й - годом Защитника Отечества. Как-то так сложилось исторически, что 23 февраля принято поздравлять мужчин и мальчиков как будущих защитников. Но в нашей стране немало женщин, которые посвятили свою жизнь защите Родины.

Именно о такой женщине эта статья. Невысокая, с короткой стрижкой, мягким голосом и задорной улыбкой, привыкшая к удобной одежде цвета хаки. Единственная женщина, ставшая бойцом специального отряда быстрого реагирования - вопреки, как она сама о себе шутит.

Екатерина Наговицына – снайпер, майор спецподразделения МВД, кавалер ордена Мужества. За плечами - десять лет службы в СОБР, три командировки в Чечню. А помимо этого Екатерина является членом Союза писателей России и автором книг «Энгенойская ведьма», «Снайпер в Чечне. Война глазами офицера СОБРа».

Именно участие в боевых действиях подтолкнуло ее к пробе пера – желание выговориться. И именно этот путь познакомил писателя-воина с Саровом.

Творческая встреча, посвященная выходу новой книги Екатерины Наговицыной «Проводник», прошла в библиотеке им. В.Маяковского в середине декабря.

 


Центр веры и силы

Екатерина Наговицына: «Впервые я побывала в Сарове в 2015 году, и с тех пор с нетерпением ждала новой встречи. 

Чем для меня дорог Саров? Это центр веры и силы. В 2022 году, когда объявили о начале СВО и пришло понимание, какой враг с нами воюет, насколько он подготовлен, стало очень страшно. На нас ополчился весь западный мир со своими новейшими техническими разработками, со всей подлой мощью. А у нас не было ничего! Да, я могла поехать воевать с тем, что есть, но это – как идти с вилами на танк… 

Саровчане тогда очень помогли – собрали деньги для бойцов, на которые купили коптеры, тепловизоры. Потом и другие люди начали вкладываться копеечкой, кто чем может. Появилась надежда, что мы не одни и мы победим!

Но более всего ценна духовная поддержка. Вы не представляете, как помогают бойцам письма от детей! Когда мужики в окопах читают их, отогреваются от военной жизни».

В этот вечер много размышляли о вкладе каждого в победу, о молодежи, которая не знает героев Великой Отечественной. Для них опорой, неким маяком становятся старшие товарищи по оружию. И, конечно, говорили о войне, которая рано или поздно закончится. Бойцы вернутся домой, и им нужно будет снова привыкать к мирной жизни.

Вот из этих размышлений родилась книга «Проводник». Ведь война – это целая жизнь, в которой есть всё - страх, смерть, предательство, но и надежда, добро, дружба и чудеса. 

Но прежде всего - это люди со своими судьбами. Для Екатерины, как писателя, очень ценно соприкоснуться с человеческими жизнями. Она стремится не просто рассказать о них, а донести нечто большее, историю выбора, который каждый из нас делает.

 


Наказать предателя

Екатерина Наговицына: «Как родилась моя первая повесть «Энгенойская ведьма», которая и подтолкнула меня к писательству? Во время службы в Чечне отмечали Новый год. Приехали ребята из соседних подразделений, собрались большой компанией за столом, рассказывали истории. 
И снайпер из псковского СОБРа рассказал о четырех женщинах-хирургах. Он не знал их имен, не до знакомств там было. Шли бои, раненых очень много, вывезти нет возможности. А эти врачи в полевых условиях делали операции. У них сил хватало на то, чтобы ночью доползти до кунга (вагончик-прицеп) и лечь спать, а утром снова в операционную. Многие парни остались живы благодаря этой скорой медицинской помощи. Эти женщины совершали свой врачебный подвиг. Но кто-то их предал и продал чеченцам.

Ночью подъехала машина, их заперли, а кунг подцепили к машине и увезли в неизвестном направлении. И больше их никто не видел.

Предателя тоже не нашли. Такой хаос творился…

Эта история меня настолько потрясла несправедливостью. Она долго не давала мне покоя. Девчонки были проданы, преданы, а затем и забыты! И даже предатель не получил по заслугам. 

И так родилась повесть – как попытка не дать забыть безымянных врачей, наказать предателя. И теперь читатель, открывший мою книгу, узнает историю про четырех женщин-хирургов, а значит, вроде как, и помянет их. А значит, они уже не сгинули, не пропали в той страшной мясорубке…
«Энгенойскую ведьму» прочла ваша землячка, литератор Любовь Ковшова, позвонила мне и сказала: «Пиши еще!»  Это стало для меня толчком. Написала про войну. Вышла первая книга.

А что дальше? Как жить после войны? Ты возвращаешься в мирную жизнь с оголенными нервами. Пытаешься рассказать, что пережил, и сталкиваешься с равнодушием: «Зачем ты нам рассказываешь эти ужасы? Здесь у нас мирная жизнь. Нас это не касается». Но ведь это тоже часть истории, которую нельзя забывать! Нельзя забывать, что творили чеченские боевики! 

Родилось продолжение, как поиск исцеления, надежда на хеппи-энд, которое вошло в эту книгу». 

 


Любовь – это роскошь

У гостьи поинтересовались, может ли женщина-воин позволить себе такую роскошь, как любовь и семья?

Екатерина Наговицына: «Нет. Очень жесткий выбор, который встал передо мной. Воин не должен бояться смерти. А когда ты обрастаешь семьей, детьми, включается желание вернуться к ним живой. Начнутся уловки, чтобы выжить в бою… Ты - либо хороший воин, готовый умереть, либо хранительница очага».

 


«Значит, нужные книги ты в детстве читал»

После творческой встречи, на которой, кстати, были раскуплены все экземпляры книги, Екатерина согласилась дать «Новому городу» интервью.

- Как вы считаете, скоро все это закончится?

Екатерина Наговицына: «Что вы имеете в виду под «все»? Когда случится условное 9 Мая?
Самое страшное в нашей ситуации – это перемирие. Для них это будет передышка, накопление новых сил, анализ стратегии. Не будет точки! Нельзя оставлять этот тлеющий конфликт на паузе.
Изучая историю нацизма, я задалась вопросом: целая нация, неужели они не видели и не понимали, что происходит? Один профессор на это высказал мне интересную мысль: когда люди сталкиваются с чем-то ужасным, выходящим за рамки человечности, психика так срабатывает, что ставит человека перед выбором: ты должен либо сопротивляться этому, либо оправдать. 

И когда человек видит, как поступают с теми, кто сопротивляется, он думает: «Людей сжигают заживо, сбрасывают бомбы на мирные города, - значит, они этого заслуживают. Не просто так же!»
Как можно оправдать самому себе, что твой сосед недостоин жить лишь потому, что не захотел отречься от родной культуры?! Некий выбор совести - оправдание. Плюс мышление: меня это не касается».

- На творческом вечере вы сказали, что женщина-воин не имеет права на любовь и семью. А вообще, место ли женщине на войне именно как человеку, отнимающему жизнь, а не спасающему раненых?

Екатерина Наговицына: «У нас в городе есть площадь Обороны, и ее пересекает улица Луначарского. В 1942 году с этой площади уходили на войну женщины, девушки. Моя тетка была ребенком, они с друзьями прибежали провожать добровольцев. И вот с площади уходили взводы, и начала колонны уже не было видно… Так много женщин ушло на фронт. Меня всегда интересовало, а насколько большая колонна вернулась…

Защищая Родину, ты не задаешься вопросом, место тебе или не место. Где та мать, которой своего ребенка не жалко отправить на войну? Любой встанет на защиту того, что ему дорого. Мы не убийцы, но у каждого есть та грань, после которой мы готовы рвать зубами».

- Есть такое выражение «На войне атеистов нет». Почему? Потому что страшно или потому что нужно надеяться на чудо?

Екатерина Наговицына: «А тут все переплетается. Страшно настолько, и ты понимаешь, что от тебя ничего не зависит, что без веры в высшие силы и их участие не получается. 

Кто от пули уберег? Ангел-хранитель защитил, раз живой вышел. В любой религии есть некий защитник-хранитель в бою, на чью волю полагались. Но при этом «сам не плошай!» Наверное, без веры невозможно». 

- А как вам теория, что войны спасают планету от перенаселения?

Екатерина Наговицына: «Мне эта теория не откликается. Но мне такую вещь сказали в Сарове - в каждой войне есть религиозная подоплека. Если вдуматься, то действительно: любая война – это борьба за ресурсы и за веру. Сейчас вместе с русской культурой пытаются искоренить православие на Украине. Причем смотришь на европейские ценности, их «толерантность» – и ловишь себя на мысли: «Слава богу, в России родилась!»

Безусловно, война – это очень страшно, это трагедии человеческих судеб. Но благодаря войнам происходит большой скачок в науке, технике, медицине. Сейчас техническая мысль развивается такими гигантскими скачками - многое, что было придумано полгода назад, сегодня уже устарело. Прорыв в военной медицине, протезировании».

- На вопрос, как оказались военным, снайпером, вы ответили строчкой из песни Высоцкого: «…Значит, нужные книги ты в детстве читал». Какие книги, прочитанные в детстве, оставили след в вашей памяти?

Екатерина Наговицына: «Произведения Крапивина. «Дети синего фламинго», «Ковер-самолет». И более глубокие повести «Застава на якорном поле», «Белый шарик матроса Вильсона». 
У Крапивина очень правильно расставлены якоря, это действительно нужные книги для детской души. В каждой книге была опора про ценность дружбы.

Задумываешься, откуда вот это стремление, что Родина стоит того, чтобы за нее бороться и другой не будет? Из книжек Крапивина. 

Также мне очень нравилось читать рассказы о войне, о подвигах, которые тоже сыграли свою роль.
А еще - про силу детских желаний. В школе, слушая рассказы ветеранов, я очень огорчалась по поводу того, что они всех фашистов поубивали и нам ничего не досталось. Мне представлялась скучная жизнь без подвигов. И - вот!

Современные дети воспитаны по-другому, им все дается по факту, не нужно прилагать никаких усилий для получения желаемого. У них нет понятия Отчизны. Где слаще, там и родина!
А я считаю, самый большой грех – предательство своей страны. И за это будет самая большая плата».

Фото Григория Криницкого и из личного архива Е.Наговицыной

фото Григория Криницкого и из личного архива Е.Наговицыной