Эта история началась с обычного обращения одного из членов профсоюза РФЯЦ-ВНИИЭФ к председателю профкома своего подразделения: ребенок заболел, на лекарство ушло больше, чем планировала мама, можно ли получить материальную помощь?
Председатель профкома подразделения посмотрел заявление и задал вопрос: ваш муж ушел на СВО, почему же вы не пользуетесь поддержкой членов семей – участников СВО? Женщина ответила: муж подписал контракт не в Нижегородской области. Поэтому им с ребенком дополнительных мер помощи не положено. Отказ подтверждался соответствующим ответом Управления соцзащиты.
У женщины действительно сложное положение: она вышла на работу после декретного отпуска, своего жилья в Сарове пока не имеет и снимает квартиру. Муж получил тяжелое ранение и проходит лечение в госпитале. Предстоит долгая реабилитация. Дошло до того, что молодая мама вынуждена задерживать оплату за детский сад…
Когда заявление легло на стол в профкоме ядерного центра, материальную помощь выделили. Но специалисты профкома, вникнув в детали этой житейской истории, обратились к юристам: маме и ребенку действительно от Нижегородской области ничего не полагается?
- Действительно, - ответили юристы.
- Можем ли мы что-то сделать?
- Разве только обратиться к городским властям, возможно, они могут внести соответствующие изменения в положения, действующие в Сарове.
От профсоюза до городской думы – рукой подать: в числе депутатского корпуса есть и профсоюзные лидеры, и штатные работники профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ. Вопросы помощи семьям участников СВО – на первом плане. И женщина, обратившаяся к профсоюзному лидеру подразделения, - не единственная, у кого муж ушел в зону действий не из Нижегородской области. Значит, возникшую проблему нужно постараться решить максимально быстро и эффективно, тем более что законодательные инструменты действительно есть.
- Речь шла так называемом социальном контракте, - разъясняет председатель социального комитета городской думы, заместитель заведующего орготдела профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ Светлана Чижикова. – Это широкое понятие, которое подразумевает заключение соглашения между органами соцзащиты и гражданами, чей доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. В случае, о котором мы говорим, социальный контракт с заявительницей как с членом семьи участника СВО не был заключен, поскольку женщина была в декретном отпуске в другом регионе, а потом вернулась в Саров, чтобы продолжить профессиональную деятельность. Но мы решили этот вопрос. Социальный контракт заключен, и не только в этом конкретном случае.
На минувшей неделе саровская городская дума утвердила решение «О внесении изменений в решение Городской Думы города Сарова от 18.10.2022 № 71/7-гд «О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей на территории города Сарова». В частности, «1.3. Дополнить пункт 2 Решения абзацем следующего содержания:
«Меры поддержки, указанные в пункте 1 настоящего решения, распространяются на участников СВО и на членов их семей при условии проживания детей и не менее одного из родителей (законных представителей) на территории города Сарова Нижегородской области».
Так частное обращение в профком подразделения ядерного центра стало прецедентом для решения аналогичной проблемы для всех семей участников СВО, проживающих в Сарове.
«Профсоюз – это люди», - не просто слоган, а базовая ценность. И профсоюз – сильная общественная организация, на поддержку которой можно рассчитывать в самых сложных обстоятельствах.