Фото:
Новая жизнь «Слова». Саровчане реконструируют заброшенный павильон на проспекте Мира

Горожане, которые часто гуляют по пр. Мира или использует эту улицу как маршрут до работы, не раз обращали внимание на небольшое заброшенное здание с широкими железными ставнями рядом со сквером «40 лет Победы». Смотришь на этот павильон - и кажется, что перед тобой сказочный домик, и есть в нем какая-то тайна, которую хочется разгадать. 

Архитекторы и сооснователи студии дизайна «Mera Makers» Алексей Меркушев и Мария Зимина тоже заинтересовались этим пустующим павильоном и решили заняться его восстановлением. Мария рассказала корреспонденту «НГ» об истории павильона, архивных фотографиях, где запечатлен его прежний облик, и о том, как здание обретает новую жизнь. 

 


Лепнина отвалилась, а внутри - мётлы

Всё началось три года назад, когда во время акции Ночь музеев Мария и Алексей (вместе с Александром Аблесимовым и Катей Рыбловой, – авт.) придумали проект «Музей места» и установили на пр. Мира, в историческом центре города, необычные кабинки. Каждая из них предлагала через взаимодействие с ключевыми точками проспекта - Музеем игрушки, Заливным лугом, домом «Фото», Художественной галереей, библиотекой Маяковского и зданием администрации – заново открыть для себя привычное городское пространство. 

Мария Зимина: «Мы хотели привлечь внимание к проблеме пр. Мира: возрождение монастыря изменило его пешеходный и автомобильный трафик, и некогда оживленный проспект превратился в «тупик Мира». Тогда же обратили внимание и на павильон, который трещал по швам: от него отваливалась лепнина, внутри стояли уличные мётлы. Мы стали искать возможность, чтобы уберечь его от дальнейшего разрушения». 

Этот павильон - хранитель многолетней истории города: он был построен в 1954-м и в прошлом году отметил 70-летие. 

Мария Зимина: «Мы обсуждали идеи по реконструкции павильона; думали, как оживить его и пространство вокруг. Когда начались восстановительные работы, горожане, проходя мимо, стали делиться своими воспоминаниями: многие переживали и спрашивали, что будет с павильоном дальше. И вот в августе прошлого года павильон стал нашим: с этого момента начинается история знакомства с этим необычным зданием». 

Фото павильона, 1960-е годы 

 


Кофейня в историческом центре города

- Какие были идеи по наполнению павильона?

Мария Зимина: «У нас были разные варианты: начиная от витрины тематического объекта заканчивая точкой притяжения в виде кофейни. Если мы говорим об оживлении проспекта и павильона, то кофейня - как раз то, что поможет осуществить задуманное. Поэтому мы остановились на этом варианте, к тому же технически всё это оказалось возможным».

- Что это будет за кофейня? С какой атмосферой?

Мария Зимина: «Пр. Мира и сквер располагают к атмосфере спокойного и уютного кафе – тихого места отдыха в историческом центре города, со столиками и стульями на улице, вкусными напитками и угощениями. Также планируется проведение тематических мероприятий – таких, например, как Ночь музеев.

Проспект Мира. Слева на архивном фото запечатлен краешек павильона «Слово»

 


Вазон или флюгер?

- Какая история была у этого павильона? Что удалось узнать?

Мария Зимина: «Официально в документах здание зарегистрировано как «Павильон «Слово» - когда-то здесь был киоск «Союзпечать». Старожилы говорят, что одно время в павильоне была сапожная мастерская – родители отправляли их в детстве сюда чинить сапоги. Есть и еще одно подтверждение этому факту: когда во время реставрации мы вскрыли пол, обнаружили там обувные набойки». 

- С чего началось восстановление здания? 

Мария Зимина: «Мы искали архивные фотографии, чтобы понять, каким же был павильон до того, как стал разрушаться. В этом нам помог Городской музей и саровский историк-краевед Валентин Степашкин. На одной из фотографий 1960-го года мы видим, что раньше на крыше павильона стоял вазон, при этом никто из старожилов не помнит, что вазон действительно был – есть вероятность, что на него просто не обращали внимания. Вазон представляет собой четыре листа аканта (орнамент античного происхождения, повторяющий форму зубчатых листьев одноименного многолетнего растения, – авт.), которые держат сферу. Но от вазона не осталось и следа: скорее всего, он упал и разрушился. Поначалу мы подумали, что было бы здорово этот вазон восстановить, и обсуждали такую возможность с Городским музеем и коллегами-архитекторами. Но потом пришло понимание, что новый вазон будет лишь новоделом. И зачем его восстанавливать, если горожане про него ничего не помнят? Кроме того, у нас нет чертежей – только несколько расплывчатых фотографий. 
В итоге мы решили переосмыслить этот архитектурный элемент: вместо вазона на крыше появился металлический флюгер с изображениями чашки и кофейника. Согласно Афинской хартии, - международному градостроительному документу, в котором прописаны правила восстановления и реставрации зданий, - нужно сохранять всё, что жизнеспособно, а на месте утраченного создавать новое: тогда здание становится хранителем истории и времени.

Кстати, оказалось, что сделать флюгер не так-то просто: часть конструкции мы купили в интернете, а основу нам сварил знакомый, который занимается металлообработкой. Другой мастер восстанавливал вальцовую крышу (это металлические листы, соединенные между собой специальными замками, – авт.). Такие крыши уже давно никто не делает, все перешли на металлочерепицу - это проще. А чтобы сделать вальцовую крышу, нужно обладать определенным профессионализмом. Так что нам повезло, что мы нашли такого мастера в Сарове».

 


Причудливые «записи» – случайная отсылка к истории

Мария Зимина: «Наш павильон украшен лепниной, которая относится к сталинскому ампиру. Мы очистили её, но не стали ничем покрывать – покрасили только стены, и получился удивительный контраст: смотришь на павильон - и видишь, как в нем соединяются разные эпохи, старое и новое. 
С восстановлением павильона связано много интересных историй и загадок. Например, один из фестонов, который расположен под крышей, оказался половинчатым, и сначала мы хотели восстановить его утраченную половинку. Но фестон по размерам отличается от других похожих элементов; кроме того, располагается чуть ниже начального уровня, как будто во время крепления к стене он немного сполз. Снять оставшуюся половинку фестона тоже не получилось. И мы решили оставить его таким, какой он есть. 

Еще рядом с павильоном есть столбушек – часть ограждения сквера, а в нем – углубление. Скорее всего, здесь тоже когда-то был вазон, а сейчас проходящие мимо люди сделали из углубления пепельницу… Мы думаем, как это можно исправить». 

- А что будете делать с металлическими ставнями?

Мария Зимина: «Рабочие их уже почистили. Мы планировали ставни покрасить, но потом увидели, что после чистки на них остались разводы, как будто кто-то что-то записал. Напомню, что павильон называется «Слово» - и так удачно совпало, что случайным образом появилась отсылка к истории здания: в итоге мы не стали красить ставни и оставили эти причудливые «записи». 

Архитекторы Мария Зимина и Алексей Меркушев 


Живой процесс, живая история

Также Мария рассказала, что павильоны, похожие на «Слово», раньше стояли на центральной площади города – они есть на архивных фотографиях. 

Мария Зимина: «Мне кажется, что по форме и по элементам декора (венки, кронштейны и др.) эти здания похожи на склепы: может, это была отсылка к монастырским кладбищам, которые располагались неподалёку? Хотя это только моя догадка. А еще старожилы рассказывали, что на пр. Мира было еще несколько похожих павильонов - хотя, скорее всего, горожане спутали их с киосками, один из которых располагался у дома «Фото» - там продавали мороженое, и рядом с храмом Всех Святых, где когда-то продавались пирожки и овощи, фрукты».

- Вы восстанавливаете павильон своими силами?

Мария Зимина: «Да, это наша личная инициатива. Живой процесс и живая история. Надеемся, что будущая кофейня станет связующей точкой между двумя разрозненными частями пр. Мира, и восстановится традиционный прогулочный маршрут, по которому когда-то горожане с удовольствием ходили от Художественной галереи к Городскому музею и ниже, к красным зданиям, а потом в новый район».

Фото из архива Марии Зиминой, Городского музея и сети интернет