Фото:
Новая жизнь павильона «Слово»

Горожане, которые часто гуляют по пр. Мира или использует эту улицу как маршрут до работы, не раз обращали внимание на небольшое заброшенное здание с широкими железными ставнями рядом со сквером «40 лет Победы». Смотришь на этот павильон - и кажется, что перед тобой сказочный домик, и есть в нем какая-то тайна, которую хочется разгадать. 

Архитекторы и сооснователи студии дизайна «Mera Makers» Алексей Меркушев и Мария Зимина тоже заинтересовались этим пустующим павильоном и решили заняться его восстановлением. Мария рассказала корреспонденту «НГ» об истории павильона, архивных фотографиях, где запечатлен его прежний облик, и о том, как здание обретает новую жизнь. 

 


Лепнина отвалилась, а внутри - мётлы

Всё началось три года назад, когда во время акции Ночь музеев Мария и Алексей (вместе с Александром Аблесимовым и Катей Рыбловой, – авт.) придумали проект «Музей места» и установили на пр. Мира, в историческом центре города, необычные кабинки. Каждая из них предлагала через взаимодействие с ключевыми точками проспекта - Музеем игрушки, Заливным лугом, домом «Фото», Художественной галереей, библиотекой Маяковского и зданием администрации – заново открыть для себя привычное городское пространство. 

Мария Зимина: «Мы хотели привлечь внимание к проблеме пр. Мира: возрождение монастыря изменило его пешеходный и автомобильный трафик, и некогда оживленный проспект превратился в «тупик Мира». Тогда же обратили внимание и на павильон, который трещал по швам: от него отваливалась лепнина, внутри стояли уличные мётлы. Мы стали искать возможность, чтобы уберечь его от дальнейшего разрушения». 

Этот павильон - хранитель многолетней истории города: он был построен в 1954-м и в прошлом году отметил 70-летие. 

Мария Зимина: «Мы обсуждали идеи по реконструкции павильона; думали, как оживить его и пространство вокруг. Когда начались восстановительные работы, горожане, проходя мимо, стали делиться своими воспоминаниями: многие переживали и спрашивали, что будет с павильоном дальше. И вот в августе прошлого года павильон стал нашим: с этого момента начинается история знакомства с этим необычным зданием». 

Фото павильона, 1960-е годы 

 


Кофейня в историческом центре города

- Какие были идеи по наполнению павильона?

Мария Зимина: «У нас были разные варианты: начиная от витрины тематического объекта заканчивая точкой притяжения в виде кофейни. Если мы говорим об оживлении проспекта и павильона, то кофейня - как раз то, что поможет осуществить задуманное. Поэтому мы остановились на этом варианте, к тому же технически всё это оказалось возможным».

- Что это будет за кофейня? С какой атмосферой?

Мария Зимина: «Пр. Мира и сквер располагают к атмосфере спокойного и уютного кафе – тихого места отдыха в историческом центре города, со столиками и стульями на улице, вкусными напитками и угощениями. Также планируется проведение тематических мероприятий – таких, например, как Ночь музеев.

Проспект Мира. Слева на архивном фото запечатлен краешек павильона «Слово»

 


Вазон или флюгер?

- Какая история была у этого павильона? Что удалось узнать?

Мария Зимина: «Официально в документах здание зарегистрировано как «Павильон «Слово» - когда-то здесь был киоск «Союзпечать». Старожилы говорят, что одно время в павильоне была сапожная мастерская – родители отправляли их в детстве сюда чинить сапоги. Есть и еще одно подтверждение этому факту: когда во время реставрации мы вскрыли пол, обнаружили там обувные набойки». 

- С чего началось восстановление здания? 

Мария Зимина: «Мы искали архивные фотографии, чтобы понять, каким же был павильон до того, как стал разрушаться. В этом нам помог Городской музей и саровский историк-краевед Валентин Степашкин. На одной из фотографий 1960-го года мы видим, что раньше на крыше павильона стоял вазон, при этом никто из старожилов не помнит, что вазон действительно был – есть вероятность, что на него просто не обращали внимания. Вазон представляет собой четыре листа аканта (орнамент античного происхождения, повторяющий форму зубчатых листьев одноименного многолетнего растения, – авт.), которые держат сферу. Но от вазона не осталось и следа: скорее всего, он упал и разрушился. Поначалу мы подумали, что было бы здорово этот вазон восстановить, и обсуждали такую возможность с Городским музеем и коллегами-архитекторами. Но потом пришло понимание, что новый вазон будет лишь новоделом. И зачем его восстанавливать, если горожане про него ничего не помнят? Кроме того, у нас нет чертежей – только несколько расплывчатых фотографий. 
В итоге мы решили переосмыслить этот архитектурный элемент: вместо вазона на крыше появился металлический флюгер с изображениями чашки и кофейника. Согласно Афинской хартии, - международному градостроительному документу, в котором прописаны правила восстановления и реставрации зданий, - нужно сохранять всё, что жизнеспособно, а на месте утраченного создавать новое: тогда здание становится хранителем истории и времени.

Кстати, оказалось, что сделать флюгер не так-то просто: часть конструкции мы купили в интернете, а основу нам сварил знакомый, который занимается металлообработкой. Другой мастер восстанавливал вальцовую крышу (это металлические листы, соединенные между собой специальными замками, – авт.). Такие крыши уже давно никто не делает, все перешли на металлочерепицу - это проще. А чтобы сделать вальцовую крышу, нужно обладать определенным профессионализмом. Так что нам повезло, что мы нашли такого мастера в Сарове».

 


Причудливые «записи» – случайная отсылка к истории

Мария Зимина: «Наш павильон украшен лепниной, которая относится к сталинскому ампиру. Мы очистили её, но не стали ничем покрывать – покрасили только стены, и получился удивительный контраст: смотришь на павильон - и видишь, как в нем соединяются разные эпохи, старое и новое. 
С восстановлением павильона связано много интересных историй и загадок. Например, один из фестонов, который расположен под крышей, оказался половинчатым, и сначала мы хотели восстановить его утраченную половинку. Но фестон по размерам отличается от других похожих элементов; кроме того, располагается чуть ниже начального уровня, как будто во время крепления к стене он немного сполз. Снять оставшуюся половинку фестона тоже не получилось. И мы решили оставить его таким, какой он есть. 

Еще рядом с павильоном есть столбушек – часть ограждения сквера, а в нем – углубление. Скорее всего, здесь тоже когда-то был вазон, а сейчас проходящие мимо люди сделали из углубления пепельницу… Мы думаем, как это можно исправить». 

- А что будете делать с металлическими ставнями?

Мария Зимина: «Рабочие их уже почистили. Мы планировали ставни покрасить, но потом увидели, что после чистки на них остались разводы, как будто кто-то что-то записал. Напомню, что павильон называется «Слово» - и так удачно совпало, что случайным образом появилась отсылка к истории здания: в итоге мы не стали красить ставни и оставили эти причудливые «записи». 

Архитекторы Мария Зимина и Алексей Меркушев 


Живой процесс, живая история

Также Мария рассказала, что павильоны, похожие на «Слово», раньше стояли на центральной площади города – они есть на архивных фотографиях. 

Мария Зимина: «Мне кажется, что по форме и по элементам декора (венки, кронштейны и др.) эти здания похожи на склепы: может, это была отсылка к монастырским кладбищам, которые располагались неподалёку? Хотя это только моя догадка. А еще старожилы рассказывали, что на пр. Мира было еще несколько похожих павильонов - хотя, скорее всего, горожане спутали их с киосками, один из которых располагался у дома «Фото» - там продавали мороженое, и рядом с храмом Всех Святых, где когда-то продавались пирожки и овощи, фрукты».

- Вы восстанавливаете павильон своими силами?

Мария Зимина: «Да, это наша личная инициатива. Живой процесс и живая история. Надеемся, что будущая кофейня станет связующей точкой между двумя разрозненными частями пр. Мира, и восстановится традиционный прогулочный маршрут, по которому когда-то горожане с удовольствием ходили от Художественной галереи к Городскому музею и ниже, к красным зданиям, а потом в новый район».

Фото из архива Марии Зиминой, Городского музея и сети интернет