Фото:
Режиссер Светлана Аникина: «Ненавижу время!»

Режиссер из Санкт-Петербурга Светлана Аникина когда-то работала в нашем театре актрисой, а теперь вернулась сюда в качестве режиссера. На наш вопрос, как она ощущает себя в новой роли, Светлана с улыбкой ответила, что режиссер – тоже человек, который ищет, пробует и имеет право на ошибку.

«Может показаться, что быть режиссером проще, чем артистом – ведь он же просто сидит в кресле и руководит. На самом деле, сидя в этом кресле, ты проживаешь все линии, которые есть в спектакле, причем одновременно. Режиссер – это артист, помноженный на все роли. Почему я после прогонов еле выползаю из зала – ведь, казалось бы, сижу на месте? Потому что я прожила вместе с каждым из актеров потерю детей, расставание и еще кучу всего».

На сцене Саровского драматического Светлана Аникина поставила спектакль по пьесе Дж.Б.Пристли «Семья Конвей», премьера которого состоялась 20 марта.

На вопрос, как она работала с артистами нашего драмтеатра, Светлана ответила без обиняков, что замучила их, вытачивая спектакль, доводя каждую мизансцену до совершенства. «Наш зритель далеко не глуп, к тому же воспитан на лучших мировых образцах театрального и киноискусства, которые сейчас всем доступны в интернете, - поясняет режиссер. - И нам зритель будет устанавливать такую же высокую планку. Поэтому мы ищем способы, чтобы ниточка внимания захватила зрителя, чтобы он попал под гипноз с первых секунд – для этого каждый момент спектакля должен быть выписан абсолютно точно. Потому что стоит только чуть-чуть соврать – и все сразу рвется, зритель выпадает из гипноза. В этом смысле наш спектакль можно было бы точить еще долго. Однако уже сейчас многие моменты удались и делаются действительно тонко – за это я ребятам очень благодарна».

Светлана рассказала, что ее мастер - Семен Яковлевич Спивак – гений работы с актером. Он умеет так проникнуть в душу артиста, что способен извлечь из нее любые чувства, будто нажимая на кнопки. Молодой режиссер тоже старается научиться такому мастерству.

В чем суть работы с актером? По словам Светланы, режиссер, конечно, должен уметь формулировать задачу словесно, показывать актеру то, чего хочет добиться, и мыслить темами – отсылками к бессознательному, которое у нас, по большому счету, одно. Но главное – вся эта работа должна делаться душой: все, чего режиссер хочет от актера, он выдает из себя, проживая сам. «В конечном итоге мы слушаем не текст, который произносит человек, а общаемся каким-то шестым чувством. Мой мастер называет это словом «переживалка». С помощью этого чувствительного «щупа» ведется работа с артистом, создается спектакль».

Как сама Светлана воспринимает время? Как решает для себя главный вопрос спектакля? «Воспринимаю трагически: ненавижу время! – восклицает она. - Вот даже сейчас я существую в цейтноте, и это ужасно. В этой погоне за временем ты и теряешь время. Оно неотвратимо – это приближение к смерти, это то, с чем совершенно невозможно совладать. Ты можешь справиться почти со всем в жизни – с потерей близкого человека, с собственными страхами и комплексами – да с чем угодно, кроме времени. Поэтому единственная возможность как-то примириться со временем – это наслаждаться каждым моментом и наполнять его тем, что для тебя важно».

ср, 03/24/2021 - 15:17