Евгений Цапаев о взрослении и театральном эксперименте

Актер Саровского драматического театра Евгений Цапаев уже не впервые выступает в качестве режиссера. У саровского зрителя его постановки ассоциируются с театральным подвалом – экспериментальной площадкой, открывшейся в родном театре пару лет назад. Евгений собрал команду актеров-единомышленников, которым интересны театральные эксперименты, да и зритель свой у этих постановок есть, и немало. И вот – постановка совсем свежей пьесы К.Климовски «Мой папа – Питер Пэн», написанной в 2018 году. Мы спросили, является ли очередная постановка Евгения экспериментальной.

Евгений Цапаев: «Пожалуй, экспериментом здесь можно назвать только то, что мы поставили современную пьесу на большой сцене. Как ее воспримет зритель? Ведь современная драматургия, как правило, вызывает множество вопросов и часто отличается мрачностью происходящего. А вообще по поводу экспериментов в театре у меня есть любимая фраза, сказанная мне одним из театральных художников: «Какие в театре могут быть новые формы, если уже три тысячи лет актер ходит ногами по сцене?» Мы не изобретаем велосипед, а просто стараемся притрагиваться к тем темам, которые нам сегодня интересны».

Одной из них стала тема взросления. По мнению Евгения, Рассказчик в постановке застрял в своем детстве и никак не может из него вылезти. И поэтому ему не удается выстроить свою жизнь.

«Сейчас, когда психотерапия набирает обороты в нашей стране, этот материал становится интереснее, - говорит Евгений. - Потому что, появись он лет двадцать назад, его восприняли бы как полную чушь – ведь раньше общество было убеждено, что детей надо воспитывать сурово. Что чаще всего мы слышали от своих родителей в детстве? «Меня лупили, когда я был ребенком, в углу я часами стоял – и ты постоишь!» Сейчас мы начинаем понимать, что процесс воспитания детей, наверное, должен меняться. И гораздо эффективнее не кнут и пряник, а диалог с самим собой и близкими людьми. В пьесе мы сталкиваемся с тем, что мама с папой не разговаривают, каждый «топит» за свою единственно верную линию жизни. У каждого своя правда, но отсутствует диалог. И из-за этого и запускается процесс разрушения семьи».

Тем интереснее этот материал оказался для Евгения, что он тоже, как и главный герой, пережил развод родителей и виделся с папой урывками – у бабушки с дедушкой или во время прогулки на улице. «Мы очень тепло общались, у меня остались исключительно светлые воспоминания об этом, - рассказал Евгений. - Но, став взрослым, я сделал для себя неожиданное и неприятное открытие: папа водил меня по «разливайкам»! Сейчас я понимаю, что это треш, а тогда мне все очень нравилось. И я понял, что не хочу ставить своего ребенка в такое же положение. Вот это странное соотношение впечатления от детства и понимания того, что было на самом деле, приводит к тому, что тебе хочется строить свою жизнь по-другому».

Напоследок Евгений поделился планами по театральному подвалу, когда будут сняты антиковидные ограничения и его смогут открыть для зрителей. «Мы надеемся развивать его как некую малую экспериментальную сцену. Хотели бы восстановить «Двое в темноте». И пробовать новое», - рассказал Евгений Цапаев.

чт, 03/03/2022 - 10:38