Фото:
В чем воевали советские солдаты в Великую Отечественную?

Каждый год во время шествия в День Победы мы видим людей, одетых в реплики знаменитой на весь мир формы советского солдата-победителя – той самой «защитной гимнастерки», которая «с ума сведет».

А ведь начинала войну Красная армия совсем в другом облике – разномастная по цвету и покрою форма, затейливые знаки различия, не имевшие аналогов в тогдашнем мире… Накануне 9 Мая мы побеседовали с саровскими реконструкторами о том, как менялась советская военная форма в годы Великой Отечественной войны. И, конечно, рассмотрели образцы формы, представленные в Военно-историческом музее ВИО «1945», заботливо собранные его руководителем Алексеем Морозовым. Тема оказалась бездонной, поэтому тут проговорим только некоторые моменты, не углубляясь в особенности формы различных родов войск и не рассматривая наградные знаки.

 

Киношные конфузы

Частенько в фильмах о войне случаются конфузы, связанные с формой. Реконструктор, участник ВИО «1945» Валерий Семиков видит их сразу: «Очень часто в фильмах о войне замечаешь, что форма не соответствует периоду, отраженному в картине. Сама форма не та, неправильно расположены наградные знаки, не те околыши, фляги, пряжки на ремнях или горловины гимнастерок, портупеи. Да даже размещение звезд на погонах со временем менялось: например, у полковника в конце войны они располагались не на лычках, а ближе к краям просветов, а после войны – на просветах.

Даже в киноэпопее 70-х годов «Они сражались за Родину» есть накладки, хотя там снимались люди, участвовавшие в боевых действиях. Им не надо было объяснять, какой тогда был ремень, как он был застегнут, какая под гимнастеркой была рубашка – она была на завязках, без всяких пуговиц. Вот, например, актер в современном фильме снял гимнастерку, а под ней белая рубаха с треугольным вырезом – такой вырез был только у поваров на кухне и не мог быть на рубахе у рядового.

В нашем кинематографе привыкли: надел ордена, погоны, ремень с пряжкой, фуражку, и – красавец! А ведь форма - это сложная часть реконструкторского движения. И на ее несоответствие эпохе можно закрыть глаза, только если в картине есть душа, прекрасная игра актеров».

 

От буденовки до золотых погон

Алексей Морозов: «Наши войска встречают начало войны в форме образца 1935 года – вот здесь у нас форма бойца абтв (автобронетанковых войск), медика. Знаки различия - петлицы – расположены на воротничках. Причем это не звездочки, привычные для нас сегодня. На петлицах младшего сержанта – треугольники, старшего лейтенанта – квадратики. И начиная с капитана так называемые шпалы. На голове – буденовка».

Кстати, о буденовке. Павел Липатов в книге «Униформа Красной армии и вермахта» пишет: «Опыт войны с Финляндией показал непрактичность буденовки в новых условиях – стальной шлем на нее не надевался, от мороза она защищала плохо; но продержалась до 1943 года, особенно в формируемых частях, что описал Виктор Астафьев в романе «Прокляты и убиты»». Буденовку сменила ушанка, которая в нашей армии используется по сей день.

«В 1943 году было принято решение изменить облик формы, - продолжает Алексей Морозов. - Посыл был такой: вернуть офицерам золотые погоны, как в российской императорской армии. Собственно, многие советские офицеры вышли как раз оттуда – например, Жуков. Другие офицеры в период Второй мировой войны были молодыми парнями, только окончившими военные учебные заведения. Им надо было самоутвердиться в окопах, и новая форма была призвана, в том числе, поднять их авторитет и моральный дух. Но с золотыми погонами в окопах никто не воевал, чтобы не подставляться под огонь снайперов. На фронте носили погоны защитного цвета.

В полевых условиях солдаты как могли переделывали форму - не перешивая воротников, хотя вместо отложного в употребление вошла стойка. Бойцам выдали погоны, и они просто пришили их на форму старого образца, споров с воротника петлицы. А вот офицерам гимнастерки все-таки поменяли даже в походных условиях. Форма приобрела вид, очень напоминающий форму российской императорской армии. Придумывать особо ничего не пришлось – лекала уже имелись».

Почти все экземпляры коллекции Военно-исторического музея – подлинные. Приобретались на специализированных форумах, на которых Алексей проводил дни и ночи. Некоторые образцы были семейными реликвиями саровчан, которыми они поделились с музеем: так здесь появились форма бойца НКВД и летчика - с наградами и документами. Летчик был награжден орденом Красной Звезды за полеты над Румынией в 1944 году. Известно, что в 1943 году он переучился в Ейском летном училище на новый тип самолетов, будучи в звании капитана, а в 1944-м он уже полковник. «А вот эту форму сержанта я купил на форуме случайно, - рассказал Алексей. – Когда мой заказ пришел, я заглянул в карманы гимнастерки и обомлел – там лежали все награды бойца!»

По словам Алексея, советской формы, в отличие от немецкой, в хорошем состоянии до нас дошло крайне мало. А все потому, что наш солдат приходил с войны и в этой же форме садился за руль трактора, шел работать в поле, на завод. Не заботился он о том, чтобы сохранить форму для потомков, да и жили после войны, мягко говоря, небогато.

 

Облик труженика войны (по материалам исторических исследований)

Еще до начала Великой Отечественной предпринимались попытки унифицировать, упростить форму, приблизить ее к реалиям войны. А.Шалито, И.Савченков и другие в книге «Униформа Красной армии. 1918-1945» пишут: «К началу 1941 года назрела серьезная необходимость уменьшить разнообразие форм одежды Красной армии… Предстояла отмена многих предметов – таких, как открытые френчи ВВС и автобронетанковых войск, казачье обмундирование… затруднявших снабжение и маневрирование запасами.

1 февраля 1941 года вышел приказ о переходе к единому цвету обмундирования, внедрении новых более популярных тканей и постепенном введении для строевых частей красивых парадно-выходных мундиров. Ряд его положений выполнили не до конца – началась война, стало не до парадных мундиров. Также, по мнению исследователей, сыграли роль извечная неповоротливость и разгильдяйство интендантов. «В результате в первые месяцы войны картина была довольно пестрой: и в действующей армии, и в тылу носили как старое, формально отмененное, так и нововведенное обмундирование.

К концу шестой недели войны стала очевидной уязвимость начсостава и генералов на фронте из-за их слишком заметных отличий. 1 августа 1941 года по телеграфу был распространен приказ, предписывающий отменить ношение нарукавных знаков для всего начсостава, установить ношение петлиц защитного цвета с защитными знаками различия. Но и это нововведение не было воплощено в жизнь до конца – из-за нехватки новых знаков различия на фронте (Павел Липатов, «Униформа Красной армии и вермахта»). Что неудивительно, ведь вещевые запасы приграничных округов уже попали в руки врага, а советская легкая промышленность была на спаде.

Несмотря на это новые знаки различия и форму одежды начали разрабатывать с середины 1942 года, взяв за основу галунные и полевые погоны царской армии… Исследователь П.Липатов считает, что новую форму изначально предполагалось ввести только в гвардии, но Сталин решил надеть погоны на всех. Зачем? Как пишет автор «Иллюстрированного описания обмундирования и знаков различия Советской армии», изданного в 1960 году, это «явилось звеном в общей цепи мероприятий, направленных к дальнейшему укреплению воинской дисциплины, единоначалия, повышению роли и авторитета командного состава советских Вооруженных Сил». Понятно, что в разгар тяжелейшей войны такие мероприятия были крайне необходимы.

6 января был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о введении погон и нового покроя формы. При этом перейти на погоны за отведенный для этого месяц не удалось: еще и на Курской дуге у некоторых летчиков и танкистов были петлицы. Старая форма тоже допускалась: на фронтовых фото вплоть до 1944-го заметны следы споротых петлиц на отложных воротниках гимнастерок…

Полностью обеспечить войска новым летним обмундированием удалось только к 20 апреля 1945 года – дню начала Берлинской операции. Из тыла в адрес фронтов и армий первого эшелона одновременно с необходимыми для наступления боеприпасами, горючим, запчастями и продовольствием были поставлены несколько тысяч тонн нового обмундирования (А.Шалито, И.Савченков и др., «Униформа Красной армии. 1918-1945»)…

«Военная фото- и кинолетопись донесла до нас в лучших, не грешащих парадной постановочностью кадрах истинный облик труженика войны, - пишет исследователь Павел Липатов. - Не нова «суконная, казенная военная шинель, у костра в лесу прожженная», но заботливо зачинена хозяйскими руками, отчищена-отбрита трофейным штыком от прилипчивой грязи и затянута ремнем, как положено. И пилотка, вечно придавленная каской, помята и не слишком лихо сидит на голове, и обмотки накручены не фасонисто, и звездочка не уставная, а вырезана из банки. Но именно этот воин, а не лубочно-плакатный… страшной ценою победил в самой кровопролитной из войн».

чт, 05/12/2022 - 13:05