Фото:
Памяти Андрея Синельщикова: он видел в этом мире то, что не видели другие

«Знаете, каким он парнем был…» Странно и горько говорить об Андрее Николаевиче Синельщикове в прошедшем времени, но тем важнее сохранить память о нем. Ведь из смальты отдельных воспоминаний складывается цельный мозаичный портрет прекрасного профессионала, харизматичного человека, удивительного педагога.

Имя Андрея Синельщикова неразрывно связано с культурой нашего города. Можно сказать, что он был одним из самых значимых ее фигур. Андрей Николаевич «писал» художественную летопись города, в том числе и нашего драматического театра, начав с ним сотрудничать еще в конце 80-х и окончательно став «своим» для театралов в конце 90-х. В то время для рекламы спектаклей частенько делали постановочные фотографии, для которых специально выделялось время, устанавливалась на сцене «выгородка», выставлялся свет. Удивительно, но на фотографиях Андрея Николаевича все получалось естественным и совершенно не чувствовался момент «постановочности» не только благодаря его высококлассной аппаратуре, но и подходу к работе. Интересно было наблюдать, как он делал портреты актеров для самой первой галереи нового здания театра. Они были выдержаны в стиле начала прошлого века, и это требовало особого подхода. Фотограф буквально примерял на себя каждый образ, вместе с главным художником Владимиром Шириным подбирал реквизит и аксессуары, искал выразительные позы и жесты. «С ним легко работалось, в общении это был удивительно ненапряжный человек, всегда шутил, мог сгладить любую сложную ситуацию, - вспоминает о мастере художник-постановщик Светлана Шевцова. - При этом он был очень организованным, обязательным, что важно для творческого процесса, на него всегда можно было положиться».

Это качество театрального фотографа импонировало и заведующей литературной частью Ольге Логиновой: «Театр был для него особым миром. В наших архивах теперь навеки останутся сделанные Андреем фотографии десятков спектаклей. А еще фото юбилеев, праздников, капустников, лабораторных эскизов, портреты актеров, когда-то украшавшие фойе… Мы не просто приглашали Андрея, как фотографа, на сдачи спектаклей. Он снимал актеров для плакатов (например, для афиши к «Вечно живым») и буклетов, делал фотографии для оформления спектаклей, снимал расположение декораций и реквизита. А еще Андрей непременно был рядом в дни радости и печали - отмечал с нами премьеры и дни рождения, хоронил друзей. У нас с ним сложилась традиция: как бы поздно не закончилась сдача спектакля, рано утром в почте меня неизменно ждали 20-30 самых лучших фото, чтобы я успела выложить их в интернет. Наверное, самым важным качеством Андрея, помимо ответственности и профессионализма, была тактичность. Даже если какая-то из театральных работ не приходилась ему по вкусу, он говорил об этом неизменно деликатно и корректно, не задевая наших чувств…».

Андрей Синельщиков был прирожденным педагогом. Не только по образованию, а по душе. 35 лет работы с детьми во Дворце детского и юношеского творчества, больше 2000 учеников, десятки выпускников, которым он подарил профессию. Среди них - и известные ныне саровские фотографы Василий Горячев, Надежда Яшкова, Ирина Кудашова.

Начиналось все 3 января 1987 года, когда на базе Дворца возник кружок, а потом - фотостудия «Мир». В кружке учили техническим навыкам обращения с фотоаппаратом, проявке, печати. Студия была целым художественным миром, со своей концепцией и атмосферой. К ней Андрей Николаевич относился настолько трепетно, что в период, когда во Дворце проводили монтажные работы, каждый день приходил наблюдать, дабы они не разрушили особую ауру этого места.

«Он не был примерным педагогом, но у него всегда была своя позиция, свой взгляд на вещи, - вспоминает директор Дворца детского и юношеского творчества Светлана Калипанова. - Это был творец, личность, к которой тянулись и дети, и взрослые. Ребята просто обожали педагога, а заслужить любовь подростков не так-то просто. Андрею Николаевичу они рассказывали то, о чем не говорили родителям. Педагог не просто поучал, он общался с ними, как друг, оставаясь при этом непререкаемым авторитетом. У Андрея Николаевича всегда было неподражаемое чувство юмора, мне очень нравилось, как он говорил о работах сомнительной художественной ценности: «Для соцсетей пойдет».

В 2008 году студия получила звание «Образцовый коллектив», а для этого надо было иметь многочисленные достижения.

Светлана Калипанова: «Воспитанники фотостудии постоянно участвовали в областных конкурсах, где стиль студии хорошо знали, и в престижном Московском «Взгляде», становясь призерами и победителями. Они выезжали на награждение в столицу. Руководитель «Мира» гордился своими учениками, поддерживал все их начинания. Общаясь с Андреем Николаевичем, ребята учились видеть мир через объектив фотоаппарата, замечать красоту вокруг».

«Однажды я решила снять момент, когда модель обливают водой, - делится воспоминаниями Кристина Булавина, выпускница фотостудии «Мир». - Сначала Андрей Николаевич был против, но когда увидел процесс работы, так увлекся, что съемки продолжались четыре часа, пока мы все не замерзли. Потом отогревались чаем и разговорами…

Еще в средней школе я стала откладывать деньги на покупку хорошего фотоаппарата. Когда пришла в студию, поняла: все, что мне говорила подруга про прекрасного преподавателя, правда. Я бежала в «Мир» после уроков и засиживалась допоздна, снимая, снимая, снимая… Объединение я окончила четыре года назад, но мы с Андреем Николаевичем продолжали общаться. Благодаря ему у меня в жизни есть увлечение, которое приносит огромную радость».

Андрей Синельщиков – потомственный фотограф: его отец Николай Синельщиков был фотографом во ВНИИЭФ, потом работал на «Мосфильме». «Мы учились с Андреем в одной школе. Он был младше, и я не особо с ним общался, но однажды, в начале 70-х, в Городском музее увидел на выставке фотографов-любителей его работы, - вспоминает один из самых известных коллег Андрея в Сарове Геннадий Драгунов. - Работы вроде были обычными, школьными, но отличались жизнью. Что такое диафрагма, я разобрался годам к 20-ти, а Андрей понимал это уже подростком. У него была очень хорошая школа. Общаться мы начали в 1983-м на почве музыки. Я открыл для себя человека тонкого, умного, знающего…»

Геннадий Драгунов продолжает: «Андрей любил удивлять - например, выставки предпочитал делать ночью. Вечером люди приходят - ничего нет, а утром – раз, и есть! Его работы не раз попадали в журнал «Советское фото», Андрея признавали мастера фотографии мирового уровня».

Ученик, ставший впоследствии другом Андрея Синельщикова, Василий Горячев вспоминает: «Я пришел в фотокружок в 1987 году, мне было 12 лет. Я попал в атмосферу обжитого пространства с фотографиями на стенах - в разных жанрах, в разном оформлении. Мне тогда казалось, что это студия с десятилетней историей. И только в этом году я узнал, что был, оказывается, в первом наборе. Андрей Николаевич выдавал нам домашнее задание, по катушке пленки 36 кадров, и мы гурьбой шли изучать мир через видоискатель фотоаппарата. Работы на стенах в студии на это вдохновляли: это были портреты известных московских актеров, лица ребят в репортажном жанре, пейзажи из далеких путешествий… «Ребята, снимайте больше», - напутствовал нас Андрей Николаевич. Он прививал нам вкус, ведь мы еще не в состоянии были оценить отснятый материал. Помню его восхищение нашими удачными кадрами. А какие нас тогда переполняли эмоции: как будто твой лотерейный билет выиграл! В течение недели мы отснимали катушку в 36 кадров - важно было ее не засветить во время транспортировки или проявки. Кстати, в мой первый день в фотокружке Андрей Николаевич выдал мне круглую железную коробку и сказал: «Будем сейчас учиться заряжать фотопленку». До этого я пленку видел только в коробочке и не предполагал, что она бывает в 300-метровой бобине, завернутой в черную бумагу. Я при нем же ее и вскрыл. Ни один мускул на его лице не дрогнул - он только сказал, что пленку будем учиться заряжать в темноте на ощупь, а эта бобина пойдет на учебное пособие…

Андрей Николаевич увидел в нас перспективы и начал выдавать уже по две, а позже и три катушки пленки на неделю. Через два года работ набралось на фотовыставку. И в каждом из нас он раскрывал какие-то таланты: у созерцательных была склонность к натюрмортам и пейзажам, у компанейских и активных - жанровая фотография. Фотоработы с этой выставки были опубликованы в журнале «Советское фото» №7/1991 г. «Мальчишки из Арзамаса». Мне Андрей Николаевич подарил профессию, этот человек вдохновлял, заряжал и помогал нам всю свою жизнь».

Друг и коллега Андрея Синельщикова Виталий Скворцов: «Мы всегда восхищались его внешностью, его эстетикой. Он шел по улице в черном пальто в пол, черной шляпе, с развивающимся белым шарфом – словно человек из какого-то другого времени. Он любил красоту даже в мелочах, в его студии было море гирлянд, свечек, шаров, можно было все это часами разглядывать. Андрей никогда не расставался с фотоаппаратом, в любое время года ходил с тяжелой сумкой. Я как-то оставил свой дома, а он с присущей ему иронией спросил: «А, может, он тебе и не нужен? Может, ты не фотограф?» Его интонации были неповторимыми. Любимое «Норма-а-ально» несло в себе массу оттенков. Его глаза всегда горели, он умел по-детски радоваться. Андрей был непростым человеком, но с ним было легко. Он мог позвонить утром в субботу и сказать: «Солнце уже встало, погнали». Или позвать вечером «на закатик» - он везде видел красоту. Андрей был страстным киноманом, он со школы и до последних дней вел дневник, в котором описывал свои впечатления от просмотренных фильмов. Еженедельно, в течение многих лет мы встречались по четвергам, смотрели кино на большом экране и бурно его обсуждали…».

«Он любил подшучивать, мы часто отдыхали у кого-нибудь на даче, смотрим, а он, пока все спали, «нафотошопил» каждому огромную тарелку салата», - улыбается Оксана Таценко.

Уход Андрея стал для всех неожиданным ударом: он никогда не жаловался на здоровье, считал, что для мужчины рассказывать о своих болячках - стыдно.

Андрей Синельщиков останется в памяти всех, кто его знал, тактичным, улыбчивым, охотно откликающимся на просьбу о помощи, добродушным и сердечным человеком. Всегда разным, но всегда интересным.

чт, 08/04/2022 - 13:06