Фото:
Артемий Владимиров: «Учитесь противостоять хамству юмором»

Он вошел в аудиторию бодрым шагом. Здесь его уже ждали: актовый зал культурно-просветительского центра Серафимо-Дивеевского монастыря был полон. Припозднившийся народ робко теснился вдоль стены. Но батюшка быстро распорядился: «Апостол Павел верно говорит: «Думайте не только о своих интересах, но и о других людях». Вот я вижу у вас середина зала пустая – давайте все немножко сдвинемся, чтобы никто не был вынужден стоять и всем было хорошо».

И взяв под руки преклонного возраста прихожанку, сам препроводил ее в первый ряд, посадив на одно из свободных мест. А по пути сердобольно расспрашивал, из каких краев она приехала и что ее в Дивеево привело.

Протоиерея Артемия Владимирова в народе любят, это точно. Оттого и свободных мест в зале совсем скоро не осталось. Под его обаяние попадаешь моментально, как только он начинает рассказывать, своим размеренным мягким тоном, как только с его уст слетает первая шутка. Столь тонкого, интеллигентного, «умного» юмора я не слышала уже давно, и это было наслаждение для души. Оттого и почти трехчасовая беседа протоиерея с прихожанами никого не утомила: зал смеялся от души и задавал вопросы.

Встреча с известным проповедником — протоиереем Артемием Владимировым состоялась в культурно-просветительском центре Серафимо-Дивеевского монастыря 11 июня. Темой стали традиционные семейные ценности, культура взаимоотношений в семье. Неудивительно, что вопросов батюшке звучало много.

«Вы не стесняйтесь и вопросы пишите, - подбодрил в начале беседы  он. – Хотя иногда бывает так, что народ боится писать записочки: как бы чего не вышло! Отец Артемий - учитель русского языка и литературы. А вдруг я ошибку посажу? (смех в зале) Так я вам скажу: вы записочки не подписывайте».

Отец Артемий Владимиров - личность многогранная. Его дед — детский поэт Павел Барто, и любовь к словесности передалась и ему. Будущий священнослужитель учился сперва в английской спецшколе в Москве. В 1978 году поступил на романо-германское отделение филологического факультета МГУ, позже перевелся на русское отделение. Он – автор множества книг, известен своими проповедями, в том числе телевизионными. Педагог высшей категории.

Артемий Владимиров: «Меня часто спрашивают, что при рождении моя фамилия Гайдук. Откуда взялся Владимиров? На самом деле мой дед по отцу – ростовский казак. А фамилию Владимиров я получил совершенно неожиданно для себя. Когда пришла пора «остепениться и венчаться», мой духовник из Троице-Сергиевой лавры, очень строгий и праведный батюшка, сказал: «Тебе, Артемий, нужно взять фамилию Владимиров». Я изумился: почему? Я казак! А он мне: «В честь Владимирской иконы Богородицы». Представьте себе! В честь иконы! Но я привык слушаться духовника, и с тех пор я - Владимиров, и так уже привык. Меня даже иногда называют отец Владимир (смех в зале)».

Кстати, по дедушке по линии мамы его генеалогия еще интереснее – по словам отца Артемия он был… потомок шотландского пирата Бартоломью. «Самого грозного пирата Карибского моря, - смеется протоиерей. – Так что я… потомок пирата!» 

Но если без шуток, говорили в этот вечер об очень серьезных вещах. О воспитании человеческой души, в особенности – детской.

Артемий Владимиров: «Всегда нужно искать червоточинку в себе: не я ли, Господи, не я ли прямая или косвенная причина чьей-то скорби, драмы, конфликта? Критика бывает здоровой, нездоровой, но рациональное зерно в ней всегда есть. Есть такое замечательное свойство любви как деликатность - боязнь нарушить внутренний мир человека, опасение вторгнуться в его личное пространство. Вот с этим у нас туговато, к сожалению. Народ вроде бы читает умные книжки, но бережного, тактичного отношения друг к другу не встретишь. Зато грубость и запанибратство – на каждом шагу».

Деликатность нужно в себе взращивать, говорит протоиерей. И на деле не так уж много людей, которые действительно поставили перед собой эту задачу и трудятся, чтобы уметь справлять с гневом – не выходить из себя, не раздражаться. «Да нам сегодня даже не хватает умения с приветливым лицом общаться с собеседником, просто улыбаться!» - отмечает он.

В этот вечер говорили о многом: о воспитании детей, чему и как правильно учить ребенка, чтобы он как нравственные аксиомы запомнил, как можно вести себя с ближним. Как научить детей общаться? Откуда брать силы самим родителям, если в обществе столько ожесточения?

- Как вести себя с человеком, болеющим хамством? Можно ли ему делать замечания?

Артемий Владимиров: «Замечания делать хорошо, когда из этого есть толк. Замечания делать необходимо, если вы – лицо начальственное по отношению к хамоватому подчиненному. Поставить его на место  легко. Но если это близкий человек, конечно, бывает обидно. Но самое главное тут – не обижаться. Нужно самому сохранять присутствие духа – то есть мирное устроение души. Больше всего помогает в таких ситуациях юмор. Не ирония и словесная желчь, а мягкий юмор. Учитесь этому, помогает».

- Беспокоит детское воровство, как с этим бороться?

Артемий Владимиров: «Редко кто из нас в детстве не попался на этот крючок. Я, например, попался, и одного раза мне хватило – мамины глаза помню до сих пор. Хорошее воспитание, правильная атмосфера в семье. Хотя деньги все равно не стоит на видном месте держать. Воровство возникает по разным причинам. Иногда это плод дурного влияния, ведь страсти заразны, передаются от одного к другому. Иногда это плод тщеславия и ложно понятого лидерства: ребенок тащит не потому, что голодный, а чтобы произвести впечатление на  сверстников. Ребенок ежедневно искушаем чем-то. Поэтому так важно держать руку на пульсе, почаще с ним беседовать, как с другом, побольше читать и объяснять, как отвратительна психология воришки. Что быть воришкой – позор. Хотя педагоги и священники, конечно, очень часто сталкиваются уже с застарелым навыком детского воровства. Тогда ребенок уже сам не знает, почему он тащит. Красная линия пройдена, и он сильно внушаем страстями. Здесь нужна будет помощь и священника, и православного психолога. И очень важна родительская работа».  

Хороший педагог, знаток детских душ протоиерей Артемий Владимиров с тонким юмором описывал реальные жизненные ситуации и возможную реакцию родителей на ту или иную детскую шалость.

Артемий Владимиров: «Очень часто в семьях, живущих праведно лишь по форме, не по содержанию, люди усваивают проформу, исповедь и причащение становится для них частью жизни. Но нравственный мир, как это ни парадоксально, может не просветляться. Вот для таких людей становится главным – лишь бы купить дом рядом с Дивеевым. Пусть там не будет ни газа, ни света, пусть дети не будут толком нигде пристроены, главное – жить поближе к Канавке. А все остальное в деле воспитания ребенка преподобный Серафим устроит. Но жизнь гораздо сложнее. И самого батюшку Серафима родители очень хорошо воспитывали. Ребенок нуждается в тепличной атмосфере, во взращивании с любовью. И эту атмосферу в вашей семье никакой монастырь не сотворит».    

«На самом деле православный человек, если он действительно предстоит Господу, интуитивно до всего доходит, - продолжает батюшка. – Например, я считаю себя православным человеком. Могу ли я позволить себе бросить фантик? Не в монастыре – на улице! Или оставить за собой кучу мусора где-то? Невозможно, есть внутренний детектор истины. И если у кого-то не работает на сей счет, то его православие очень под большим сомнением».