Фото:
Назад в СССР. Часть 1

Вокально-инструментальные ансамбли СССР были целой эпохой в музыкальной жизни огромной страны. Сам термин ВИА зародился где-то в 60-х, это было популярнейшее увлечение советской молодежи. ВИА создавались при учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях, а в городах поменьше – при клубах и домах культуры. Да что там: при каждой школе, институте! Бывали случаи, когда в одном классе было сразу несколько самодеятельных ансамблей.

Не обошло стороной это течение и Арзамас-16. Сейчас даже трудно посчитать, сколько клубных коллективов у нас тогда было. Мы решили вспомнить то замечательное время, эпоху вашей молодости. Гостями нашей редакции стали музыканты некогда популярных в Сарове ВИА. Давайте вместе вспомним, как это было?

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Клуб «Прогресс» стал альма-матер для самых ранних саровских ВИА. Там была первая открытая танцплощадка.

 

Как молоды мы были: ВИА 60-х-70-х годов

Условно вокально-инструментальное движение в Сарове в 60-х-70-х годах можно было разделить на танцевальные и концертные коллективы. Первых, понятно, было в разы больше. Хотя как правило все ВИА, которые играли на танцах, принимали участие в каких-то местных конкурсах – например, конкурсах эстрадных коллективов (КЭК), особенно популярных в 60-70 гг.Первые ВИА собирались под сводами клубов, играли на простеньких (подчас – самодельных) инструментах и усилителях и выступали на танцах со шлягерами советской и зарубежной эстрады. Выступали, заметим, с огромным аншлагом.

Клуб «Прогресс» стал альма-матер для самых ранних саровских ВИА. Там была первая открытая танцплощадка.

Сергей Турутин («Нижний Новгород», руководитель коллектива 1987-93 гг.): «Вообще, именно в начале 70-х, на мой взгляд, стали появляться действительно сильные коллективы. А до этого вычленить какую-то группу, понять, кто «круче», было крайне сложно. Все играли на одном уровне. Тем не менее, во главе «англоязычных» коллективов, несомненно, был «Импровиз». Они, можно сказать, лишь для отмазки назывались ВИА - «Импровиз» строил программу на англоязычном материале, играя, по сути, рок. Собрались они где-то в 1966 году, сначала играли во дворах, но уже через год перекочевали под крышу клуба «Прогресс». Чтобы их сильно уж не «гвоздили» за иностранный репертуар, ребята, как это тогда в СССР практиковалось, брали русские тексты и перекладывали на музыку западных групп. В 70-х уже в другом составе «Импровиз» играл в ДК им. В.И.Ленина».

Еще один музыкальный коллектив, выступавший в «Прогрессе», был «Редаккорд» (60-70 гг.). В репертуаре ВИА были советские, в том числе дворовые, песни. В «Прогрессе» такжезанимались«Акварели», «Ноктюрн»,с 1979 по 1982 г. -«Белые крылья» и десятки цеховых ансамблей первого завода.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
Танцплощадка в парке Зернова

 

Клуб «Авангард» был еще одной площадкой для саровских ВИА. Здесь в разные годы репетировали «Россияне», «Скифы», «Лира»,«Орфей», «Грезы», «Белые крылья», «Антей»и другие.

Сергей Турутин: «Скифы» - на мой взгляд, тоже такая про-рокенрольная команда, они брали пример с «Импровиза» и играли англоязычный материал. «Скифы» возникли чуть позже «Импровиза», играли в основном на танцах. Хотя участь многих музыкальных коллективов, которых заставляли выезжать и участвовать в конкурсах, «Скифов» тоже не обошла. Ребята ухищрялись, перекладывали русские тексты на музыку англоязычных групп – переделывали Creedence, Beatles и других. Тексты, конечно, получались смешными и наивными. Но народ их пел с удовольствием. В те годы ставилось жесткое условие: на конкурсах можно выступать только с русскоязычным репертуаром».

Музыканты пробовали различное звучание, некоторые вводили в состав медные инструменты («Россияне, «Нижний Новгород», «Омега»), скрипку («Нижний Новгород»), тем самым обогащая репертуар. 

Сергей Турутин: «Чем было красиво вокально инструментальное движение? Они же пели на пять-шесть голосов! И сами играли. Вот ВИА «Грезы»- (рук. – Александр Корчуганов (70-е гг.), Александр Чукаловский) – еще один яркий музыкальный коллектив, сколотившийся в середине 70-х. Ребята раскладывали вещи на пять голосов, у них был прекрасный вокал, шикарные музыканты! Славились вокалом (до шести голосов) также «Россияне», «Нижний Новгород», «Белые крылья».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Лира»

 

Мы точки-тире телеграфные: от самодельных гитар – до «звезд» дискотек

«Лиру» в середине 70-х по праву называли «королевой танцплощадок». Они были настолько популярны, что достать билетик на танцы в парк им. П.М.Зернова, когда там играла «Лира», было практически невозможно. Поэтому многие махали через забор, туда – на танцплощадку, где яблоку негде было упасть. Танцы 70-х – это вам не нынешние дискотеки: на них отдыхали душой, а не просто виляли бедрами. На них был «живой» звук,а шлягеры в исполнении местных музыкантов звучали совсем не хуже академичных телевизионных записей.

Юрий Нуштаев (руководитель ВИА «Лира», 1968-80 гг.): «Началось, все, конечно, с «битломании». В 1967 году (мне было 14 лет) мы поголовно болели Beatles, собирали их фотографии, пластинки, бренчали что-то на гитаре. А еще тогда по телевидению транслировали местный конкурс «Алло, мы ищем таланты», где выступали наши «Грифы», «Редаккорд», «Юность». В ДК им. Ленина устраивались конкурсы эстрадных коллективов (КЭК). Когда они проходили, в зал было не попасть. Мы подумали, что тоже хотим выступать на сцене. Денег на инструменты у нас, естественно, не было, и мы делали их сами. Корпуса гитар клеили из фанеры (склеивали несколько слоев, потом покрывали лаком), грифы брали от старых гитар. Струны достать было невероятно сложно, особенно для бас-гитары. За ними ездили в Москву».

Евгений Байдаков (клавишник ВИА «Белые крылья», 1980-89 гг.): «Для бас-гитары грифы делали из бука, специально выстругивали, обрабатывали, красили. Гриф тогда получался очень крепким. В журнале «Моделист-конструктор» печатали много схем, как что-то самому смастерить. В том числе и музыкальные инструменты. Ребята собирали клавишные (по схемам журнала «Радиолюбитель»), делали усилители. Помню, мою самодельную бас-гитару даже возили на конкурс в Нижний».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Песня моя песня»

 

Юрий Нуштаев: «Звук пускали через обычные ламповые радиоприемники – «Волна», «Ритм». Колонки тогда были только в клубах, мы же начинали как самодеятельные дворовые коллективы, поэтому в клубы нас никто не брал. Мы репетировали в первой школе, нам там дали усилители УМ-50, УМ-100 и классический рупорный громкоговоритель. Счастью не было предела!»

В 1968 году «Лиру» пустили «квартировать» в ДК «Авангард», и с этого момента началась насыщенная музыкальная жизнь коллектива. Художественным руководителем ДК «Авангард» вскоре стал Николай Волчков, который начал собирать новый концертный коллектив – «Россиян», для него была закуплена импортная аппаратура, по тем временам – лучшая в городе. Ну а «Лире» выделили небольшуюкомнату для репетиций,кое-какую дешевую аппаратуру и даже пошили концертные костюмы. В составе ансамбля было пятеро музыкантов – Юрий Нуштаев (руководитель, клавиши), Сергей Фомин (первый руководитель), Алексей Мелехин (соло-гитара), Александр Корчуганов (вокал), Александр Каныгин (бас-гитара). В разное время с коллективом выступали Николай Юнюшкин (соло-гитара), Виктор Цветков (вокал), Александр Ваняев (вокал), Александр Голубовский (вокал), Игорь Шаров (вокал), Александр Морозов (гитара).

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Лира»

 

«Лира» сразу активно влилась в «танцевальную» жизнь города: ребята играли на танцах в ДК «Авангард», а в 70-х годах ушла под своды ДК им. Ленина.

«Помню, тогда даже был конфликт с руководством клуба, - вспоминает Юрий Нуштаев. – Николай Анатольевич Волчков не хотел нас отпускать. Мы к тому времени уже купили свою аппаратуру – долго «колымили» на свадьбах, накопили на акустические колонки BIG, усилитель для соло-гитары, импортную бас-гитару ну и еще кое-что. Конечно, играть на советских «дровах» не хотелось - гонялись за чешскими и немецкими гитарами. Самой лучшей соло-гитарой в то время считалась безумно дорогая ГДРовская Eterna, ее было не достать. В ДК «Прогресс» появилась такая гитара, так мы ходили смотреть. Свою аппаратуру покупали с рук – в основном у знакомых, ну и если какой-то ВИА распадался».

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Антей»

 

В репертуаре «Лиры» в основном были хиты советской эстрады. Осознавая конкуренцию с другими саровскими ВИА, «Лира» делала ставку на новинки. Достать их было не так-то просто.

Юрий Нуштаев: «Раньше по радио в три минуты первого ночи начиналась музыкальная программа, где звучали новинки эстрады. Целый час «гоняли» музыку, можно было услышать «Песняров», «Синюю птицу», «Самоцветы», «Поющие гитары»… Я дожидался и записывал весь концерт на катушечный магнитофон.Утром мы на слух подбирали аккорды, разучивали слова и в выходные уже играли это на танцах!За неделю делали новый репертуар».

Свой репертуар, в отличие от многих ВИА, у «Лиры» тоже был.

Юрий Нуштаев: «Нам несказанно повезло: как-то на концерте познакомились с парнем, который подарилнам целую тетрадку своих стихов. И мы попытались кое-что положить на музыку. Кстати, одну из его песен до сих пор гоняют по центральным радиостанциям!»

Саровчане настолько были избалованы «живым» звуком, что если на танцах на несколько минут включалась «фанера», танцевать никто не выходил. «Все ждали нас!» - смеясь, вспоминает Юрий Нуштаев.

О популярности ансамбля в те годы говорил такой факт: касса ДК им. Ленина открывалась в 16.00. Если на танцах играла «Лира», к 16.30 билетов уже не было. 600 билетов разлетались за полчаса!

Юрий Нуштаев: «Вместимость танцплощадки парка им. Зернова – 900 человек. Когда мы перешли играть туда, билетов продавали на 2500 тысячи человек! А сколько через забор перемахивали! Его даже потом нарастили, но народ все равно лез». 

Среди обязательных «отработок» всех клубных ВИА тех лет были, конечно, гастроли по близлежащим деревням.

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Белые крылья»

«Однажды приезжаем в один колхоз, а у них в клубе даже розеток нет! – вспоминает Юрий Нуштаев. – Помню, наш звукооператор подключал аппаратуру… к лампочке. А когда во время репетиции гитарист проверял гитарные эффекты (есть такой эффект «квакер» - нажимаешь на педаль, и гитара издает соответствующий звук), местные мальчишки бегали и в ужасе кричали, что мы в гитару лягушку засунули».

Группы ездили также по профилакториям и базам отдыха.

Евгений Байдаков («Белые крылья»): «Базу отдыха ЭМЗ «Авангард» мы особенно любили! Помню, танцы отыграешь – и идешь на костер. У нас там было заранее приготовленное место, мы рыбачили, варили уху, раков и до четырех утра пели песни под гитару!»

«Белые крылья» (рук. – Людмила Казакова, после перехода в клуб «Авангард»Игорь Глазунов) на саровский музыкальный Олимп взошли позже –в 1979 году. Начинали в клубе «Прогресс», а в 1982 году перешли в ДК «Авангард».

Евгений Байдаков: «В репертуаре у нас были самые разные произведения, но больше, конечно, советских ВИА. Тогда же с иностранным репертуаром было сложно – не везде и не всегда разрешали. Кстати, одна из причин, почему мы ушли из «Прогресса»– нам навязывали петь то, что мы не хотели. Понятно, что на концертах будь добр выложи советский патриотический репертуар. Но уж на танцах мы были вольны делать, что хотим… В 80-х с новыми записями стало попроще, и аппаратура в городе стала появляться».

Бас-гитарист Владимир Пантелеев написал очень много песен для «Белых крыльев», а Игорь Глазунов делал прекрасные аранжировки. Во многих ВИА тех лет играли по-настоящему талантливые люди, многие не имели никакого музыкального образования, но могли заткнуть за пояс любого профессионала.

За десять лет состав «Белых крыльев» не раз менялся. Это вообще была тенденция всех ансамблей – музыканты кочевали из одного коллектива в другой: кто-то не находил общего языка с руководством, кто-то женился и вообще уходил из творчества.(«Золотой» состав ВИА «Белые крылья»: Игорь Глазунов (руководитель), Евгений Байдаков (клавиши), Владимир Пантелеев (бас-гитара), Николай Мурзин (гитара, вокал), Олег Костин (вокал, барабаны), Александр Рахтов (вокал), Михаил Нелюбов (оператор). В разные годы в «Белых крыльях» также выступали Владимир и Евгений Блохины, Александр и Юрий Комаровы, Николай Утин, Лариса Комбарова).

фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ
ВИА «Белые крылья»

 

О цензуре

Безусловно, репертуар первых ВИА, выезжавших на конкурсы, в те годы не мог не подвергаться цензуре. Город ведь нужно было представить торжественно и чинно! Музыканты отправлялись на конкурсы и фестивали от горкома комсомола. О том, что англоязычный репертуар в 60-70-е на фестивалине пропускался, мы уже писали. Со временем требования смягчались, но, как бы там ни было, музыканты хорошо помнят эти цензурные курьезы.

Владимир Кравченко («Антей»): «Цензура была всегда. Помню, когда сопливыми пацанами мы репетировали на чердаке ДК вторым составом группы «Антей», 90 процентов нашего репертуара было англоязычным. Хотя английского толком никто не знал, любовь к Beatles и UriahHeep заставляла заучивать тексты и пытаться подражать… И я прекрасно помню, как художественный руководитель ДК Константин Иванович Табачук с треском выгнал нас из ДК только за то, что на танцах мы исполняли английский репертуар. После чего мы и перешли в клуб «Авангард»...

Сергей Турутин («Нижний Новгород») (о цензуре 80-х-90-х гг.): «В 1988 году, в разгар антиалкогольной кампании, наше «…я первый брошу пить, но как смотреть на этот весь бардак» повергло в глубокий шок жюри саранского конкурса «Красная гвоздика». В результате Республиканский комитет ВЛКСМ отказался от ранее сделанного нам приглашения на гастроли, мотивируя свой отказ довольно загадочно: «Ребята, все хорошо, вот только брюки…»

Шутки шутками, но с цензурой, конечно, сталкивался и второе поколение «Нижнего Новгорода», и набивавшее обороты все рок-движение страны. В 1989 году на горьковском рок-фестивале выступали дзержинцы Сергей Чиграков (ныне «Чиж и К») с «Группой продленного дня» и «Полковник» (Алексей Хрынов). И спели они «Батька-атаман»… с матом. Скандал был жуткий. Обком КПСС вызвал «на ковер» организатора фестиваля Вячеслава Уланова, который сумел отстоять перед обкомом партии эту песню…»

фото Анатолия Белухина
Владимир Кравченко

 

В следующем номере «Нового города» мы продолжим обзор ВИА 70-х годов, расскажем, как создавались два самых прославленных концертных коллектива города – «Россияне» и «Нижний Новгород», вспомним эпоху конца 80-х и начала 90-х годов, когда популярность ВИА сошла на нет. 

(Фото из архива ЦКиД ВНИИЭФ)