«Летучий корабль»: постмодернистский пирог для детей и родителей

Уже и зимние каникулы заканчиваются, и премьерный спектакль для детей – театральный новогодний подарок – показали несколько раз. Однако удовольствие не забывается, не тускнеет. И все еще стоит картина: артисты уходят со сцены «сквозь строй» всех своих рукоплещущих театральных коллег. И зрителей.

фото Анатолия Белухина

 

Из первых рук

В Саровском драматическом театре накануне Нового года сдали детский спектакль, музыкальную сказку «Летучий корабль». Режиссер-постановщик – Антон Неробов, инсценировка Екатерины Ходяковой. Музыка Максима Дунаевского, слова Юрия Энтина.

Знакомство Саровского театра с режиссером Антоном Неробовым началось в 2011 году, когда он приехал к нам ставить спектакль «Примадонны». После этого были «Квадратура круга» и «Сказка о спящем богатыре». Три года назад Антон Неробов стал постоянным режиссером-постановщиком театра. Отметим, что постановки Неробова в Рыбинском и Ярославском театрах неоднократно становились победителями и лауреатами театральных фестивалей России.

По словам режиссера, спектакль «Летучий корабль» - новогодний подарок и вместе с тем «долгоиграющая» сказка. Решению администрации поставить именно «Летучий корабль» Антон Неробов долго противился: не раз экранизированную, кто ж эту сказку с детства не знает?! «Но начали работать – Екатерина Ходякова написала инсценировку, добавили текста, героев, песен. Аранжировщик включил какие-то узнаваемые фрагменты современных мелодий. Что получилось – вы увидели».

фото Анатолия Белухина

 

Екатерина Ходякова: «Тем и сложна любая современная постановка – этакий постмодернистский «пирог»: яркие эффекты и «добрым молодцам урок» для маленьких, юмор и масса отсылок к современности - для родителей… То есть спектакль для детей обязательно с родителями. После просмотра у взрослых будут темы для разговоров с ребенком, появится возможность обсудить поступки героев. И главное, чтобы каждый зритель эмоции получил».

Кстати, в нашем театре  весьма предусмотрительно выбрали вариант сказки не со множеством «узких специалистов» - Слухачом, Стрелком, Объедалой, Опивалой и прочими, а ту, в которой жених царевны Иван обращается за помощью к Водяному и Бабе Яге. Водяной – владыка вод, вода - символ очищения или разрушения. В основном-то, очищающий фактор, символ обновления и перемен - внутренних и внешних. Еще интереснее Баба Яга. Вполне привычно, что за любым знанием мы обращаемся к опыту предков. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры, в потустороннем мире. Баба Яга и есть как бы глава этого потустороннего мира. Вот чтобы получить знания, и нужно обращаться в потусторонний мир. К его руководителю, то бишь к Бабе Яге, что и делают сказочные герои.

 

Как играют, как играют!

Весь спектакль то повизгивали от смеха дети, то сдержанно посмеивались взрослые. И постоянно аплодировали. Началось это с первой же - более чем актуальной для конца декабря - реплики Царя (засл. артист РФ Анатолий Наумов), кряхтя выбирающегося из большущего пустого сундука. Мол, что делать-то будем, первый министр? Казна-то пуста! Воистину страсти по бюджету!

Иван – Артем Жуков (во втором составе – Павел Козлов) – убедителен и в песнях, и в танце, и в диалогах с Забавой, но главное – с доброжелательной нежитью. Он Бабе Яге в избушке (Юрий Николаев) и дымоход почистил, и стекла помыл, и рамы подновил. Как такому необходимой информационной поддержки не оказать? Забава Елизаветы Казачковой мила и благоразумна. До поры. А когда приходится отстаивать право на свободу волеизъявления, она использует бердыш как классическую скалку. Так же убедительно.

фото Анатолия Белухина

 

Волшебный, просто фееричный ансамбль – «девушки, русалки, бабки Ежки» - Владимира Петрик, Елизавета Лашманова, Ольга Есина, Екатерина Перфилова и Вера Долженко. Не так-то много в репертуаре нашего театра спектаклей, где артисты могут показать себя по максимуму. А в «Летучем корабле» «девушки, русалки, бабки Ежки» пели, танцевали, шалили, острили и переодевались к каждой следующей сцене. И все это – ни разу не сбившись с ритма, рисунка и тональности (музыки и спектакля). Великолепная Баба Яга - Ольга Берзина! Ей удается все: и вполне реальные героини, и сказочные персонажи. Азарт, кураж, профессионализм и неодолимая внутренняя сила – это про игру Ольги Берзиной.

А самые-самые в спектакле «Летучий корабль» - несомненно, «старики-разбойники» Анатолий Наумов - Царь, Константин Алексеев - Полкан и Александр Баханович - Водяной. Их игру нужно смотреть и слушать, поскольку их мимика, жестикуляция, интонации, даже молчание – все играет на конкретную музыкальную сказку и свидетельствует о высочайшем профессионализме. Как они играют, как играют! Азартно, весело, заразительно.

Смотреть и слушать, а не читать описание! Ведь как описать вопросительно вздернутую бровь, или небрежный футбол царской короной, или уморительный диалог в духе: продадим самое дорогое - все остальное уже продали либо съели - и заткнем дыру в бюджете.

И это мы еще ничего не сказали о танцах и вокале, декорациях и костюмах, о гриме и сценических эффектах… Лучше сказку посмотреть и не жалеть ладоней!

…Саровских журналистов областные коллеги упрекают, что, мол, наши рецензии театральных постановок излишне комплиментарны, критики, мол, недостает. Не знают коллеги, что, будь хоть малая малость, к которой можно бы прицепиться, уж мы бы придрались. А тут, простите, не к чему. Новогодний подарок саровским детям и их родителям в театре вышел на славу.

фото Анатолия Белухина

 

Sun, 07/05/2020 - 19:37