Фото:
Прогулки с архитектором: модернистские микрорайоны Сарова

Вместе с нашим постоянным автором архитектором Александром Аблесимовым продолжаем цикл статей об архитектуре Сарова. Сегодня продолжим разговор об архитектуре модернизма на примере зданий, построенных в 70-х годах

Архитектуру советских городов в 1970-е годы характеризует развитие идей промышленного строительства. Роль архитектора как художника практически сводится к минимуму: главное - разработать планировку здания, которое уйдет в серию, и оптимизировать строительный процесс. В этих условиях градостроительный план становится последней площадкой для творчества. Новая типология городской застройки – микрорайон, позволяет разве что собирать из уже готовых типовых проектов интересные композиции.

В это время в Саров продолжали прибывать новые молодые специалисты, так что потребность в массовом жилье становилась все острее. В 1973 году был разработан новый генеральный план. Границы Старого района отодвигались на восток, захватывая лес и промышленную окраину, а Заречный район, состоящий из нескольких одноэтажных поселков, по этому плану полностью перестраивался.

-
Схема городской застройки в 1970-1980-е гг.

 

Старый район

Давайте посмотрим на улицу Куйбышева. Здесь нет квартальной структуры сталинской застройки или полукварталов, составленных из хрущевок. Не видно и общей структуры, характерной для микрорайонов. На углу улиц Чапаева и Куйбышева, чтобы эффективнее использовать площадь кварталов, воспользовались принципом строчной застройки, расставив длинные многоподъездные дома параллельно друг другу. Большая часть территории между улицами Куйбышева и Силкина оказалась занята брутального вида общественными зданиями с большой территорией, что добавило рыхлости планировке.

По расстановке архитектурных доминант, в роли которых выступили популярные в то время «точки Надежина», видно, что эту территорию пытались осмыслить как единую структуру.

-
Строительство ул. Куйбышева, 1970-е гг.

 

Улица Силкина

По замыслам нового генплана, Старый район расширялся, прокладывалась новая улица Силкина. Узнаваемый облик улицы задают двенадцатиэтажные дома серии 124-124-4 – так называемые «лепестки», названные так за форму трилистника в плане. Дома этой серии - редкий случай, когда типовой проект прислали не из Ленинграда, а из Москвы.

Многоподъездные серии домов пониже далеко отступают от улицы, прячась за деревьями, эффектно оттеняя точечно расставленные высотки. Такая планировка - пример микрорайонной застройки 1970-х годов – большая единая структура с проработанной композицией, собранной из типовых зданий. В центре микрорайона расположились объекты социальной инфраструктуры, детский сад и школа, которые строили по расчету на число жителей в новых микрорайонах.

-
Ул. Силкина, 1970-е гг.

 

Аналогично рассчитывалась и обеспеченность микрорайонов магазинами – на улице был построен Дом торговли. Краснокирпичное здание с частыми бетонными пилястрами вносило разнообразие в модернистский облик нового проспекта. После реконструкции оно покрылось коростой из серых панелей, но форма фасада все еще угадывается.

Если двигаться дальше на юг, по левую руку будут еще два микрорайона с аналогичной идеей двух высотных доминант, что и в микрорайоне с «лепестками», однако вместо них здесь были использованы дома серии Э-93. Это еще одна популярная в городе серия домов – одна из версий проекта архитекторов Ленпроекта В.Ф. Белова и П.В. Курочкина. В 1965 году авторы проекта были удостоены за него дипломов второй премии Всесоюзного смотра-конкурса, проведенного Госстроем СССР. Один из этих домов на ул. Силкина получил народное название «шоколадка» за темно-бордовый оттенок, в который выкрасили здание.

-
Первый дом серии Э-93 в Ленинграде, арх. В.Ф. Белов и П.В. Курочкин

 

Южный микрорайон

Самый крупный и разнообразный по архитектуре микрорайон Старого района был построен в 1970-80-е годы на южной окраине города. Вдоль берега «бассейна» снесли деревянную малоэтажную застройку, вырубили часть березовой рощи, и началась стройка. Появились «бастилии», и новый микрорайон включил их в общую композицию.

-
Строительство микрорайона на ул. Бессарабенко

Планировка микрорайона на ул. Бессарабенко сочетает различные принципы застройки и использует рельеф для создания интересной композиции. Строчная застройка параллельная ул. Силкина поддержана группой многоэтажных домов, получивших народное название «Веселые вдовы». Белые ровные стены без балконов возвышаются над деревьями, а единственным акцентом в их строгой архитектуре выступают краснокирпичные пожарные лестницы оставленные неокрашенными.

-
«Веселые вдовы» на ул. Бессарабенко

В центре микрорайона на сложном рельефе построили лишь несколько «свечек», сохранив часть березовой рощи. Две двенадцатиэтажные башни сложены из крупных силикатных блоков – это редкость для нашего города, в основном в Сарове использовали кирпич. Третья башня - уже знакомая нам серия Э-93, - тоже покрашенная в белый цвет. Угол микрорайона замыкают две девятиэтажки сложной формы. Архитекторы серии 114-86 вдоволь поиграли с объемом за счет нестандартной компоновки квартир разного метража и вылетающих балконов.

С другого берега пруда белые монолиты должно были смотреться современно и свежо. Сейчас не все этот вид оценят - облезающая краска обнажила красный кирпич, и теперь вся композиция скорее напоминает скалистую гору.

-
Микрорайон на ул. Бессарабенко, вид от пруда Боровое

 

Микрорайон на пр. Музрукова

Одновременно с освоением новых территорий в Старом районе, глобальная стройка разворачивалась и в Заречной части города, на месте Старофинского поселка. От старого поселка с его финскими домиками, радиальной структурой и улицами-лучами осталось только один коттедж и направление ул. Московской, ставшей большим проспектом. В 1979 году участок улицы от ул. Зернова до нового моста через Сатис был переименован в честь Б.Г. Музрукова.

-
Микрорайоны на пр. Музрукова

Микрорайоны на пр. Музрукова расположились на сложном рельефе, что позволило создать интересные композиции. У восточного микрорайона в основе - симметричная структура. Полукругом выстроенные высокие башни серии 124-87-107 обрамляют длинный фасад девятиэтажного дома, спускающегося с горы. Сейчас он служит фоном для театра, построенного в 2000-е годы, но выглядит, увы, дешево: шифер на лоджиях и силикатный кирпич сильно упрощают внешний вид здания. А вот двенадцатиэтажки очень эффектно смотрятся на фоне леса и с другого берега, возвышаясь над парком.

Панораму нового пр. Музрукова формируют четыре бело-красных дома, поставленные углом к проспекту. Такая постановка домов немного напоминает композиционный прием, использованный на Новом Арбате в Москве, но в меньшем масштабе. Здесь, как и в Старом районе, снова использована серия Э-93. Яркий индивидуальный облик этих домов достигается за счет нестандартной отделки – вертикальные линии окон подчеркнуты красными простенками, стены отделаны крупными бетонными плитами. Дома объединяются в единую структуру ступенчато понижающимися платформами, большую часть которых занимают оторвавшиеся от основного здания объемы магазинов.

-
Новый Арбат в Москве
-
Проспект Музрукова в Сарове

Сразу за ними - строчки, сложенные из девятиэтажных секций, смещенных относительно друг друга, цепляющиеся балконами-переходами – интересный прием работы со сложным рельефом. Эта серия домов, отличающаяся ярко выкрашенными решетками лестничной клетки и такого же цвета балконами, получит распространение в 1980-е годы в Новом районе.

Центр микрорайона сформирован тремя «лепестками», как на ул. Силкина. Высокие башни исполняют роль доминанты в масштабной композиции микрорайона. В западной части микрорайона снижается этажность и подступает лес. Пятиэтажные дома изгибаются, вторя сложному рельефу, между ними на зеленых склонах формируются дворики. В центре новой застройки оставили большую зеленую территорию - должно быть, планировали разбить сквер, но неосвоенной она оставалась вплоть до начала 2000-х.

 

Общественная архитектура и синтез искусств

Помимо массового жилья, в 1970-е годы в Сарове появилось несколько общественных зданий. Пожалуй, самая неоднозначная постройка этого периода – здание горисполкома. Его строительство началось в 1978 году. Огромная модернистская коробка встраивалась в самый центр неоклассического ансамбля площади Ленина. Ради строительства пришлось сократить площадь сквера. На вытянутом фасаде, разлинованном модернистской интерпретацией колоннады, красуется монументальный герб РСФСР. Расположен он подчеркнуто ассиметрично, что контрастирует сразу со всей эстетикой площади, решенной в духе классицизма.

На северной окраине города благодаря стараниям В.А. Цукермана и Б.Г. Музрукова в 1973 году появился Дом ученых – важнейшее культурное учреждение своего времени. Здание органично вписывается в природное окружение, хотя архитектура у него довольно незатейливая: простой объем, много стекла и белые стены. Единственная деталь на фасаде – абстрактный барельеф.

Говоря об архитектуре модернизма, невозможно пройти мимо моды на художественное оформление модернистских зданий, появившейся в ответ на однообразность новой архитектуры – такого «синтеза искусств», когда художники подключались к оформлению архитектурных сооружений.

У самого леса в 1974 году был построен комплекс зданий детской музыкальной и художественной школ. Архитектура здесь тоже очень простая, но интересно была решена входная группа музыкальной школы – козырек формой повторял крышку рояля и опирался на наклонную колонну. Над входом располагался барельеф с детьми, играющими на музыкальных инструментах. Эта чеканка – произведение уникальной команды художников-монументалистов, собранной в 1978 году под руководством архитектора Г.И. Ястребова и художника И.Н.Ишмакова.

-
Барельеф «Родина», арх. Г.И. Ястребов, худ. И.Н.Ишмаков

Одна из самых выдающихся их работ – барельеф «Защитники революции» - до сих пор украшает фасад кинотеатра «Россия», построенного в 1977 году. Сложная композиция здания сейчас уже плохо читается – здание сильно перестроено за последние годы.

К началу 1980-х облик старой части города окончательно сложился и началось освоение нового района. Жилые микрорайоны стали основной градостроительной единицей, модернистская архитектура стала привычной, но постепенно начался поиск новых форм выразительности…

Фото Александра Аблесимова и из открытых источников

вс, 11/12/2023 - 14:04