5 июня на сцене Саровского драмтеатра выступил хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря - главного хора Русской Православной церкви. Артисты представили горожанам программу «Любимые песни».
Только факты
При Московском Сретенском монастыре хор существует с конца XIV века. Перерыв пришелся только на время гонений церкви при советской власти.
В 2005 году хор возглавил, с благословения архимандрита Тихона (Шевкунова, сейчас - митрополита Псковского. – Т.К.), нынешний регент – Никон Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Ныне – заслуженный работник культуры России. Лет десять назад хор постепенно стал приобретать свои современные черты: параллельно со службами в монастыре записывать студийные альбомы и вести активную концертную деятельность.
В составе хора 30 певчих, основа его – студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных. У хора - собственные талантливые композиторы, аранжировщики и первоклассные солисты. Один из них, Дмитрий Белосельский, теперь - солист Большого театра, певец мирового уровня. Но все участники хора - послушный инструмент в руках регента Никона Жилы. Помимо регулярных служб в обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной церкви.
Мы не пели только в Антарктиде и в Африке
Корреспонденты «НГ» поджидали регента в театре. Певчие отдыхали от долгого переезда из первопрестольной, готовились к концерту. Из-за дверей гримерок слышались то три-пять нот, то целые музыкальные фразы, спетые с разными интонациями - от драматических до комических и удалых. Шагая по коридору, кто-то вел сам с собою неспешный «диалог», имитируя разные голоса. Распевались, шутили, обсуждали увиденное в музее ВНИИЭФ и пытали саровских журналистов - мол, правда ли, что в городе «есть музей еще круче».
- Никон Степанович, цитирую вас: «Не пели только в Антарктиде и в Африке». И заехали в Саров по дороге на который континент?
Никон Жила: «Мы действительно много гастролируем. Пели в Латинской Америке, США, Австралии, Европе… В 2007 году совершили мировое турне, посвященное воссоединению двух ветвей Русской Православной церкви – РПЦ Московского патриархата и Русской Православной церкви за рубежом. С владыкой Тихоном участвовали в богослужениях во всех странах, в которых побывали.
Хотя первая задача хора – участие в богослужениях. Два раза в неделю коллектив полным составом поет в храме. Но есть еще направление, близкое нам, - русская песня ХХ века. В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния.
Для нас это было временем встреч с интересной публикой, со слушателями – требовательным и благодарным одновременно. Со слушателями высококультурными и творческими. Было очень интересно.
За рубежом часто есть возможность петь русскую духовную музыку в православных и католических соборах. В России эта традиция не так сильна, чаще всего выступаем в концертных залах. Только Пасхальный фестиваль дает возможность петь в храмах для слушателей в не богослужебное время. И мне кажется, это здорово, замечательно.
А Саров - из самого ценного, что есть в истории нашей страны. Нам приятно выступать: предупредили, что в театре аншлаг, а бывает-то по-разному. Здорово, что мы смогли сегодня приехать. Когда-то очень давно мы уже бывали в Сарове – совершенно камерный такой приезд, неполным составом».
- В программе концерта церковные песнопения XVIII-XIX веков. Как, по вашему мнению, воспринимает эту музыку светский слушатель?
Никон Жила: «Мне представляется, что на наши концерты обычно приходят люди, которые знают, что именно они будут слушать, какого характера музыку. Целенаправленно идут.
Однако как-то хор Сретенского монастыря выступал в Брянской области для сотрудников большого завода. Мы привезли примерно такую же, как сегодня, программу: духовная музыка, народные песни и песни советских композиторов. Публика, большей частью – женщины. Они с самого начала слушали. С мужской половиной аудитории было сложнее. Они, видимо, пошли на концерт в добровольно-принудительном порядке. Поначалу перешептывались, к середине первого отделения замерли, а к середине второго – пели вместе с нами. Это дорогого стоит, ради таких моментов и стоит выступать».
- Возобновленному хору почти полтора десятка лет. За это время наработан немалый репертуар. Что лично вы готовы и слушать и перепевать постоянно?
Никон Жила: «С помощью владыки Тихона, который благословил наш коллектив петь песни советских композиторов, казачьи песни и русские народные, мы собрали программу, названную «Любимые песни». Это шедевры русской хоровой песенной музыки. Их знают и поют все: «Вечерний звон», «Ах ты степь широкая», «Амурские волны». Стараемся построить программу, чтобы слушателям было интересно. Без каких-то песен мы просто скучаем. К примеру, песня «Конь» звучала на всех выступлениях и в России, и за рубежом. Такие интересные, знаковые песни мы стараемся спеть вместе со слушателями».
- Хор задействован в богослужениях. Для церковных служб и концертов - разные составы исполнителей?
Никон Жила: «Состав один и для богослужений, и для светских выступлений. Скажу так: богослужебная музыка очень правильно настраивает на исполнение народной музыки в концертных программах.
Главное – смысл богослужебных текстов. Духовная музыка основана на слове, подчинена слову – «В начале было слово», - которое хор должен донести до молящихся в храме. Это нелегко – много технических составляющих, в частности, акустика. Но всегда основное внимание мы уделяем именно донесению смысла до слушателей. И, конечно, переносим задачи, которые ставим перед собой в исполнении церковной музыки, на исполнение светских произведений».
- В храмах Саровской пустыни поют одноголосно. А хор Сретенского монастыря?
Никон Жила: «Регент, возобновивший хор Сретенского монастыря, владыка Амвросий, ныне – ректор Санкт-Петербургской духовной академии, вдохнул в хор традиции пения Троице-Сергиевой лавры. Сам владыка Амвросий был учеником архимандрита Матфея, известного регента Лавры. В Сретенском монастыре традиционно сложилось, что мы продолжаем хоровые традиции Троице-Сергиевой лавры и в выборе репертуара духовных песнопений, и в самой манере пения – это наше традиционное многоголосье для мужского хора. Однако мы исполняем и одноголосные распевы».
- Ортодоксальные интернет-почитатели упрекают артистов хора и вас в излишней светскости. Не обижает?
Никон Жила: «А что обижаться-то?! Мне представляется, что люди сами создали определенные стереотипы и нас в них пытаются втиснуть. Скажу еще раз: традиционно сложилось, что мы – хор Сретенского монастыря. Певчие – кто-то принял сан священника, кто-то приглашен в театр солистом. У нас много ребят, окончивших Московскую хоровую академию, - они работали у нас, параллельно пели в театрах. И много ребят, которые занимаются своим интересным делом – светские люди. Следовательно, можем позволить себе петь светскую музыку. Это же совершенно потрясающая музыка! Это наша история, наши традиции, вне которых мы себя уже не представляем. Поэтому наша программа так и выстроена: духовные песнопения и светская музыка».
Концерт
Со сцены прогремело: «Услышьте до последних земли» - хор Сретенского монастыря начал концерт песнопением «Яко с нами Бог» священника В.Зиновьева в переложении архимандрита Матфея. Программа «Любимые песни» была воистину разноплановой. Хор исполнил «Kyrie Eleison» («Господи, помилуй»), «Достойно есть», «Странное Рождество видевше» Георгия Свиридова, русские, казачьи, украинские песни, а также романсы и песни советских композиторов И.Шатрова, В.Баснера, В.Соловьева-Седого, А.Зацепина, А.Пахмутовой.
Для ценителей духовной музыки, хорового пения, народной песни концерт хора Сретенского монастыря стал бесценным подарком.