Фото:
Я не хочу в школу!

«Я не хочу в школу!» Как часто родители слышат эти слова от ребенка и как часто пытаются разобраться, что за ними стоит: лень и неуспеваемость или страх перед одноклассниками?

Школьная травля (по-современному - буллинг) - явление, которое многим знакомо. Некоторые взрослые не могут забыть травмы, нанесенные одноклассниками. К сожалению, и сегодня детям приходится сталкиваться с жестокостью, насмешками и издевками. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Как же защитить от нее ребенка?

Юлия Каледина, психолог: «При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Внутренние психологические переживания ребенка, ставшего жертвой травли, наполнены ощущениями унижения, страха, боли, обиды и отчаяния. Эмоциональные переживания ребенка глубоки, чаще всего ребята замалчивают эту проблему от близких. Причиной может быть нарушенный контакт и отсутствие доверительных отношений с родителями, присутствие агрессии в семье (оскорбления, тычки, унижение), замкнутость ребенка. А также угроза наказания со стороны агрессора («если кому расскажешь, то…»)»

Объектом травли может стать любой ребенок, хоть чем-то отличающийся от остальных: двоечник среди круглых отличников или вундеркинд среди «середнячков», слабый, болезненный ребенок, с особенностями в развитии либо ребенок из малоимущей семьи. Объединяет всех жертв одна черта: чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок. Хотя «козлом отпущения» может стать каждый. Потому что травля – это не проблема личности, а проблема социума. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и принятым в другой.

фото из открытых источников
Многие звезды шоу-бизнеса в детстве тоже были изгоями и подвергались травле со стороны сверстников. Например, певица Анна Седокова, актеры Том Круз, Леонардо Ди Каприо, Джулия Робертс и Джессика Альба.

 

Что важно делать учителю?

Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая цель, общие интересы (например, участие в общешкольных конкурсах, мероприятиях, поездки – главное, чтобы они были не формальными, а действительно интересными детям). Если нет позитивной цели или объекта для сплочения, то будут выискиваться любые поводы, в том числе негативные.

Учителя должны быть внимательнее и замечать признаки травли (постоянно разбросанные по классу школьные принадлежности одного ученика, негативные реакции учеников на одноклассников, отчужденное поведение). Иногда педагоги неосознанно могут провоцировать травлю: например, на уроке физкультуры устроить эстафету и первым начать высмеивать физически слабого ученика. Дети могут развить эту «идею до травли.

 

Что могут сделать родители?

Родительская задача подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе с неприятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, привить ему самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Ребенок, не ощущающий своей ценности и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – потенциальный зачинщик травли. Все это идет из семьи.

фото из открытых источников

 

 

Виды буллинга и как на них реагировать

Психолог, заведующая службой телефона доверия Юлия Каледина рассказала «Новому городу», какой травле может подвергаться ваш ребенок и на что обратить внимание в первую очередь.

1. Вербальный буллинг - словесное издевательство или запугивание, оскорбления, угрозы.

Что делать: лучшая защита – укрепление чувства собственного достоинства. Важно практиковать с ребенком конструктивные способы реагирования на слова хулигана. Вместе придумайте фразы, которые ребенок может сказать обидчику твердым тоном: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

2. Физический буллинг - физическое запугивание (удары, пинки, подножки, толчки и постыдные действия). Пример: с ребенка прилюдно стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Характерные признаки: следите за косвенными признаками - необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки на теле вашего ребенка, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

Что делать: если есть подозрение, что ребенок подвергается физическому насилию, начните разговор издалека – спросите, как дела в школе, что происходило на перемене, по дороге домой. Выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. При физическом буллинге нужна дополнительная помощь – обратитесь в школу и полицию.

3. Социальный буллинг - буллинг с применением тактики изоляции, бойкота, когда человека не допускают к участию в работе группы.

Характерные признаки: изменение настроения ребенка, у него нет желания общаться с компанией сверстников, увеличилась потребность в одиночестве.

Что делать: расспросите ребенка, как прошел его день. Помогайте ему во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества окружающих их детей. Важно, чтобы ваш ребенок знал, что есть люди, которые его любят. Подумайте, как расширить круг общения ребенка.

4. Кибербуллингтравля и запугивание в интернете с помощью сообщений в соцсетях.

Характерные признаки: ребенок стал больше времени проводить в интернете, бывает грустным и тревожным, у него есть проблемы со сном, не хочет идти в школу, отказывается от любимых ранее занятий.

Что делать: при киберзапугивании ребенок не должен втягиваться в диалог, реагировать на обидные слова или провоцировать обидчика. Распечатайте провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и интернет-провайдеру. Если кибербуллинг содержит сообщения сексуального характера, сообщите в полицию.

фото из открытых источников

 

Нет обиды – нет власти над тобой!

Российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская в своем методическом пособии дает практические советы.

Как неправильно реагировать на травлю:

- Спорить («Я совсем не толстый, просто крупный», «Эта новая кофточка – самая модная, ты просто не понимаешь»).

- Отвечать тем же («Ты сам дурак!», «Ты сама с помойки»).

- Угрожать («Я все расскажу учительнице!»).

- Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза.

- Делать вид, что тебе смешно, если это не так.

- Убегать и прятаться.

- Плакать и жаловаться.

- Бросаться в драку.

- Пытаться непременно это остановить.

 

Как правильно реагировать на травлю:

- Пожать плечами («Может, и так»).

- Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»).

- Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»).

- Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»).

- Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»).

- Дать разрешение («Ты можешь так думать, если захочешь»).

Смысл любых правильных реакций – показать: то, что происходит - их дело, а не твое. Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Нет обиды – нет и их власти над тобой.

Sun, 07/05/2020 - 16:07