Алексей Гуськов: «Для меня нет разницы между народным артистом и токарем шестого разряда»

«Как вы думаете, какой процент населения России сегодня ходит в театр?» - так начал разговор со зрителями об актерской профессии народный артист России Алексей Гуськов. В зале – театральные творческие коллективы города, в том числе совсем юные актеры, только мечтающие о поступлении в театральные вузы.

«Тридцать?» - «Пять?» - «Пятнадцать?» - «Пятьдесят?».

«0,87 процента населения, - охладил пыл аудитории Алексей Гуськов. – Поэтому предлагаю крепко подумать, прежде чем решить, точно ли этот путь ваш. Вот мои родители сказали: «Надо сначала получить профессию, а потом заниматься ерундой. (После школы Алексей Гуськов поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана, где проучился почти пять лет, прежде чем пойти на актерский факультет школы-студии МХАТ. – Авт.)».

Впрочем, эта «ерунда» для Алексея Гуськова вылилась в итоге в 35 лет творческой карьеры. Удачной карьеры.

Алексей Гуськов: «Профессия актера – это способ жизни. Ну и еще к этой профессии нужно быть пригодным. Вообще, самое сложное в жизни – угадать свои способности. А самое интересное – угадав способности, их развивать. Чего я и вам желаю»,

Роль, которая стала для него в какой-то степени переломной, Алексей Гуськов запомнил хорошо.

Алексей Гуськов: «Однажды мой мастер, Евгений Александрович Евстигнеев, ставил с нами пьесу «На дне» - это был дипломный спектакль, где я должен был играть Сатина. Я просто валил роль – ходил по мизансценам, говорил слова, абсолютно не понимая, что именно и зачем я делаю. Роль у меня не выходила, и я был в отчаянии. И вот Евгений Александрович ко мне подходит, отводит за рукав в сторонку и спрашивает: «Скажи, тебя в жизни когда-нибудь обижали?» Я говорю: «Ну конечно, обижали». Он: «Да нет, ты не понял: тебя когда-нибудь… ОБИЖАЛИ?» И я задумался, стал искать. А Евгений Александрович говорит: «А ведь этого человека обидели – и на всю жизнь сразу. И он не знает, как с этой обидой жить, А жить-то надо… Иди играй». И я вам не совру: в 1983 году журнал «Театр» написал про наш дипломный спектакль и про то, как блестяще я сыграл эту роль. Вот так меня по профессии провел настоящий Мастер».

Алексей Геннадьевич признается, что для него нет разницы между Народным артистом России и токарем шестого разряда: «Я сам в прошлом инженер-механик и знаю, что значит мастер своего дела. Я видел таких мастеров на производстве, к ним шли, потому что только они могли это сделать. Это именно та угаданная способность, это счастье».

Вопрос из зала: «Раскройте секрет: в эпизоде схватки с волком в сериале «Граница. Таежный роман», кто на самом деле был перед вами – волк? Вы в этой сцене настолько сильны!»

Алексей Гуськов: «Не волк, а собака породы хаски по кличке Метель. Добрейшее создание! Уже спустя девять лет после съемок я видел эту Метель у кинолога, который с нами работал. И она меня узнала! Хотя в фильме волк тоже был – вернее, маленький волчонок. Именно тогда я понял, чем волк отличается от собаки. Во-первых, он рос как гриб: когда только начинали снимать, он был очень маленьким, но за две недели подрос до приличного «кабанчика», которого особо-то и не потискаешь. А во-вторых, когда ему давали мясо, его челюсти работали так, что никакая собака близко не стояла! Запах крови маленького волчонка превращал в зверя».

А еще в этот вечер Алексей Гуськов читал «Евгения Онегина», потому что, как сам объяснил, «живет с этим произведением фактически с института».

Алексей Гуськов: «Руководитель нашего курса Виктор Карлович Монюков знал всего Онегина наизусть. Это даже трудно было себе представить, но он цитировал его очень легко с любой строчки. Я до этого пока не дошел, но у нас с Игорем Бутманом есть большой спектакль «Онегин-Блюз». Советую вам повнимательнее читать Пушкина и почаще к этому произведению возвращаться».

 

фото Анатолия Белухина

История о смирении и прощении

В рамках своего визита в Саров Алексей Гуськов презентовал в Художественной галерее фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова», в котором играет главную роль, а также является продюсером. Идея написать сценарий к фильму зародилась после того, как он поучаствовал в случайном интернет-опросе. Алексей Гуськов: «Всем желающим предлагали ответить на два вопроса – «Что бы вы делали, если бы жили вечно?» и «Что вы сделали бы, если бы вам осталось жить всего пару недель?». Результаты показали, что материальные ценности у большинства людей находятся на втором плане, а на первом - потребность любить и быть любимым».

Новая кинокартина именно об этом – о поиске любви, своего предназначения. Главный герой фильма Саша Христофоров погряз в неудачах: он - бывшая звезда театра и кино, теперь работает простым аниматором в курортном городке. Саша изображает гладиатора Марка Агриппу на арене бутафорского «Колизея», но все меняется, когда его «ссылают» в аттракцион «Назарет», где он становится «Христом». Теперь вместо прославления боев и побед Христофоров должен проповедовать смирение.

Алексей Гуськов: «В первую очередь это история о прощении. Нам навязывают, что мы – люди боя, должны быть как гладиаторы – побеждать, всего добиваться, завоевывать. Но разве в этом смысл жизни?»

Это кино способно продлить лето, и не случайно съемки проходили на фоне крымских пейзажей, они впитали в себя яркость и тепло солнечных летних дней.

Алексей Гуськов: «Получилась «ироничная комедия», чтобы зритель посмеялся, увидел себя со стороны и на фоне разных смешных ситуаций задумался о вечном».

Алексей Гуськов отметил, что с удовольствием посещает закрытые города: «Я не перестаю удивляться, какие талантливые дети в них живут. Они много читают, знают классику, а это очень важно для развития личности. Я несколько лет преподавал актерское мастерство в школе-студии МХАТ, и с какими только ситуациями не сталкивался. Как-то раз на экзамене студент сказал, что будет читать отрывок из «Братьев Достоевских» - у него все перепуталось в голове. А другой решил прочитать басню Андрея Крылова. Я спросил: «А Иван тогда кто?». «А это его двоюродный брат!», - выкрутился студент. Это и смешно, и грустно. Но все равно, я верю в нашу молодежь. Им сейчас трудно, они живут в мире, где информация потребляется в большом количестве, ее переизбыток давит. Но что касается поколения молодых актеров, то здесь все в порядке. Я уверен, что всякое время рождает своих гениев и дарит своих героев».

Fri, 03/06/2020 - 12:20