Младенец: крестить или не крестить?

В православии существует давняя традиция крестить младенцев, и большинство нынешних взрослых, причисляющих себя к православным, были крещены в раннем детстве. Все-таки что лучше для ребенка – крестить его в младенчестве или предоставить ему сделать выбор уже во взрослом возрасте?

Сергей Крюков, катехизатор храма Всех Святых: «На беседах перед крещением я всегда задаю родителям младенцев вопрос, зачем они хотят крестить ребенка. И чаще всего получаю один и тот же ответ: чтобы у ребенка появился Ангел-Хранитель и дал ему защиту. Это профанация таинства.

Таким людям я объясняю два момента. Во-первых, у людей некрещеных тоже есть Ангел-Хранитель, согласно Ветхому Завету. Разница только в том, что у крещеного человека Ангел-Хранитель индивидуальный, а у некрещеных он хранит семью или народ, город и т.п. И во-вторых, если человек не ведет христианскую жизнь – не молится, не посещает богослужения, не участвует в таинствах Церкви, индивидуальный Ангел-Хранитель, полученный при крещении, удаляется от такого человека из-за его многочисленных грехов».

- В чем вообще смысл крещения?

Сергей Крюков: «Это таинство, то есть особое священнодействие Церкви, которое совершается путем троекратного погружения человека в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В этом таинстве человек посвящает себя Богу – Святой Троице, становится членом христианской церкви, вступает в некий таинственный завет (договор, союз) с Богом.

Цель крещения совпадает с целью христианской жизни. А эта цель заключается в том, чтобы человек наследовал вечную жизнь с Богом. Это то, что еще называется Царство Небесное. Это близость человека к Богу, вечное сопребывание с Богом, которое мы можем получить только в загробной жизни, при условии, что в своей земной жизни мы стремились приблизиться к Богу – через молитву, покаяние, причащение и другие таинства Церкви.

Для принятия крещения человеку необходима только одно – христианская вера. Само по себе крещение, в отрыве от веры, ничего не дает человеку. Представьте себе: вы купили автомобиль, деньги потратили, а ездить на нем не можете – прав у вас нет или водить не умеете. И вот стоит автомобиль у вас в гараже, а толку от него никакого. То же самое можно сказать и про крещение без веры. Таинство совершено, а не работает.

При этом просто веры в Бога для крещения недостаточно. Нужна именно вера христианская. А христиане веруют в то, что Бог – Создатель мира – около двух тысяч лет тому назад воплотился и стал Человеком, совершил спасение людей от греха, проклятия и смерти. Если мы верим, что Христос действительно Сын Божий, Спаситель, и принимаем Его путь – тогда у нас есть христианская вера и нам необходимо крещение. Если нет – тогда это поспешное решение и мы еще не готовы принять крещение».

- Как же крестят младенцев? У них ведь не может быть сознательной веры.

Сергей Крюков: «И все же Церковь крестит их, но только тогда, когда отсутствие веры у ребенка восполняется верой его родителей и крестных. Тут надо четко осознать, что взрослые с момента крещения младенца принимают на себя ответственность за его христианское воспитание. Недаром крестные во время таинства приносят обеты (обещания) Святого крещения вместо ребенка – «отрицаются сатаны, сочетаются со Христом» и обязуются верить в Него, выражают согласие идти тем путем, который Он заповедал. Крестный в Православной церкви еще называется восприемником – именно он принимает ребенка от купели Святого крещения. И именно на него падает обязанность воспитывать дитя христианином. А такое воспитание – это каждодневный труд. Не думайте, что можно пару раз сводить ребеночка в храм, показать ему иконы и поставить свечи, отдать в воскресную школу, и все – вырастет он христианином и хорошим человеком. Мой собственный опыт работы преподавателем воскресной школы ясно показал: христианское воспитание возможно только на личном примере родителей и крестных – примере деятельной христианской жизни».

Таким образом, делает вывод Сергей Крюков, получается, если вера крестных и родителей никакая, то и крещение младенца не будет иметь никаких христианских последствий, лишится всякого смысла. И таким людям младенца лучше не крестить, а предоставить это его собственному выбору.