
Самоизоляция в Сарове продолжается уже больше двух недель. Все это время Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – организация, ответственная за то, чтобы самая незащищенная часть населения была обеспечена продуктами и медикаментами – помогает людям из группы риска по коронавирусу. В этой работе задействованы и волонтеры.
О том, кто может стать волонтером, как и кому они помогают, мы поговорили с директором Центра социального обслуживания Сергеем Козловым.
Десять обращений в день
У Центра социального обслуживания сейчас более 300 подопечных – тех, кого организация обслуживает на дому. Из них около 190 – инвалиды.
Сергей Козлов: «По нашим подсчетам, в городе более 3000 одиноких пенсионеров старше 70 лет. Это те, кто может обратиться к нам за помощью. Но обратилась пока меньшая часть – то ли из-за легкомыслия, то ли потому, что соседи и знакомые обеспечивают продуктами. Надеюсь, они все-таки соблюдают режим самоизоляции. Вообще же в городе более 23 тысяч пенсионеров, и некоторым из них может в любой момент понадобиться помощь.
Сейчас у нас примерно 10 обращений в день. Заявок от пожилых больше, чем может обслужить наша организация, поэтому мы позвали на помощь волонтеров. Горожане очень бодро откликнулись, и на сегодняшний день в нашем реестре 38 волонтеров. Они работают не каждый день, но всегда готовы прийти на помощь.
Честно говоря, такого даже не ожидал. Первое время был просто шквал звонков от желающих стать волонтерами. Сейчас ажиотаж прошел, однако ежедневно в наши ряды вливаются один-два человека. От помощников мы не отказываемся, ведь неизвестно, сколько продлится режим самоизоляции. И то, что в городе выявились зараженные, заставит людей тщательнее относиться к соблюдению режима. Поэтому количество звонков вырастет».
Кто помогает?
Волонтером может стать любой горожанин с добрым сердцем и хорошим здоровьем. Есть также ограничения по возрасту – от 18 до 50 лет. Потрудиться волонтерами желали многие школьники, однако им пришлось отказать. Людей старше 50-ти также пока не привлекли к работе - они вписаны в резерв.
Сергей Козлов: «При приеме мы проводим инструктаж, рассказываем об особенностях работы с людьми пожилого возраста, которые могут быть маломобильными, с нарушениями слуха, зрения, памяти. Мы требуем от волонтеров соблюдать тайну персональных данных, которые им становятся известны – ведь эти сведения могут представлять интерес для мошенников. Волонтеры обязаны следить за своим здоровьем, измерять температуру, использовать средства индивидуальной защиты – перчатки, маску, антисептик. Их мы выдаем волонтеру при регистрации. С масками поначалу была напряженка, но наши сотрудники сшили их из марли.
Когда поступает звонок, мы обращаемся к волонтеру, который ближе живет. Он приходит к подопечному, берет у него список продуктов, деньги или рецепт. Вернувшись из магазина из аптеки, возвращает сдачу и берет подпись подопечного в путевом листе, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений по поводу денежных средств.
Каждый день в нашу организацию звонят пожилые со словами благодарности. Благодарят за внимательность, неравнодушие, желание помочь во что бы то ни стало – рассказывают, что волонтеры по несколько раз ходят в магазины, разыскивают по аптекам лекарства. Пока не было ни одной конфликтной ситуации между волонтерами и подопечными. Мы очень довольны работой добровольцев».
- Кого вы не возьмете в волонтеры?
Сергей Козлов: «Можно было бы отсечь тех, у кого были проблемы с законом или негативные отзывы. Но я пришел к выводу, что отказывать человеку в возможности проявить себя с лучшей стороны неправильно – надо дать ему эту возможность. К тому же мы можем проследить за работой каждого волонтера, и если будут нарекания, исключим человека из наших рядов».
Кому помогают?
- Были ли обращения от тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации?
Сергей Козлов: «К нам обратились трое человек, у которых не было денег на продукты. Им по нашей просьбе помог приходской гуманитарный склад – выдал наборы продуктов на первое время.
У нас также появилась возможность обеспечить нуждающихся горячими обедами – благодаря одному из саровских предпринимателей, который организовал горячее питание за счет средств своего предприятия. Таких нуждающихся у нас на учете пока двое.
Также мы получили помощь от ВНИИЭФ – ядерный центр выделил продуктовые наборы. Цена каждого – примерно 900 рублей. Таких нуждающихся в наших списках около тридцати - это те, у кого маленькая пенсия и ее не хватает на месяц».
Телефон доверия
- Обращаются ли люди за психологической поддержкой?
Сергей Козлов: «В нашем штате есть психологи, которые готовы оказать поддержку – можно позвонить на телефон доверия 5-55-55, на телефон 6-94-41. Обращения уже есть, хотя и немного. Также с психологом можно связаться по скайпу».
Бывают и курьезные звонки. Сергей Станиславович рассказал, что поначалу было много звонков от саровчан, которые подумали, что продукты и медикаменты им обязаны предоставить бесплатно. Однако все приобретается волонтерами на средства самих пенсионеров, бесплатна для них только доставка.
Были и звонки с просьбами купить «два красных яблочка, кисть винограда и 100 г конфет «Раковая шейка». Также волонтеров хотели отправить за мясным кормом для кошек, кагором для причастия, а один гражданин просто погибал без сигарет…
Сергей Козлов: «Ни за алкоголем, ни за сигаретами волонтеры в магазин не пойдут – это не продукты первой необходимости. В список продуктов, входящих в «антикризисный набор», входят хлеб, молоко, крупы, консервы. Их мы и приобретаем».
Сергей Станиславович напоминает людям старше 65 лет: необходимо свести до минимума внешние контакты, пресечь пути заражения вирусом – воздушно-капельный и контактно-бытовой. Для этого нужно обрабатывать поверхности с помощью дезинфицирующих средств, а из дома выходить в маске. В случае недомогания необходимо остаться дома и вызвать врача. Не ходите по магазинам сами – обращайтесь к родственникам, а если их нет, звоните в Центр социального обслуживания по тел. 6-94-41, 6-94-39.