Фото:
Антипод человеческой жизни, или Заброшки как места притяжения

В одном из номеров «Новый город» опубликовал интервью с работником городской администрации о том, почему в Сарове, подчас в самом центре города, до сих пор существуют заброшенные здания и будут ли они когда-нибудь снесены или реставрированы. 

Но оказалось, что для некоторых заброшки – это не унылые недострои или мрачные развалины, а места, обладающие необъяснимым притяжением. Продолжая тему заброшек, корреспондент «НГ» встретилась с представителем молодежной субкультуры – сталкером, который посещает и исследует заброшенные места.

Впервые этот термин появился в книге братьев Стругацких «Пикник на обочине». Сталкеры – так обычно себя называют любители экстремального туризма, которые проникают на территорию заброшенных объектов (подчас, нелегально) и изучают их. Такими объектами могут быть старые промышленные и военные предприятия, вымершие деревни, пустые больницы и пионерские лагеря, полуразвалившиеся усадьбы и церкви. Особенно популярны прогулки по заброшкам среди молодежи. В нашем городе тоже есть ребята с таким увлечением, и один из них согласился рассказать «Новому городу» свою историю.

 

Старая документация и рельсы под потолком

Антон увлекается и заброшками, и граффити. По его словам, эти два занятия дополняют друг друга: большинство райтеров (людей, рисующих граффити, – авт.), предпочитают заниматься своим творчеством на старых заброшенных объектах, не привлекая внимания.

Антон начал интересоваться заброшками еще в школе: «Пока одноклассники «залипали» в телефонах, я носил в рюкзаке баллончики с краской и искал в городе интересные места. Как-то раз ушел глубоко в лес и набрел на ангары, бОльшая часть которых оказались заброшенными. Изучив опустевшие здания изнутри, пришел к выводу, что раньше в них располагалось какое-то производство, но всё, что от него осталось – это немного щебенки и песка, металлические рельсы под потолком и испорченная временем документация. В одном из помещений пол был похож на причудливый лабиринт, в котором, скорее всего, отливались бетонные блоки. Так как мусора и прочих гадостей в ангарах не было, я понял, что стал одним из первых, кто сюда попал. Потом я показал это место друзьям, и мы иногда приходили сюда, чтобы порисовать. Чуть позже в ангарах все металлические конструкции поснимали, а в одном открылся пункт приема металла».

 

Интересная «начинка»

Антон делит заброшки на два типа: первый - это недострои и здания без интересной «начинки», второй – объекты, которые когда-то эксплуатировались, но потом из них ушла жизнь, оставив яркий след.

«Одна из городских заброшек первого типа – недостроенный наркологический корпус на Маслихе, - приводит пример Антон. - Я, кстати, в этом недострое ни разу не был, но слышал, что там иногда собираются сомнительные компашки. С точки зрения исследования такое здание не представляет никакого интереса – голый корпус без внутреннего убранства. Поэтому не удивительно, что подобные объекты обычно используются, чтобы попить пива и провести время вдали от любопытных глаз. Еще один известный недострой – вокзал на ул. Привокзальной, но его уже нет - недавно снесли. И все же у этого места была своя атмосфера. Когда-то здесь «гнездились» и шумные компании, и неформалы, и творческие личности, которые устраивали концерты под открытым небом. Само недостроенное здание вокзала использовали для тренировок альпинисты. А в пустующих неэксплуатируемых вагонах можно было найти самые разные «артефакты»: однажды я нашел старый игрушечный металлический пистолет».

 

Заброшка может стать арт-пространством

Ко второму типу заброшек, по словам Антона, относится заброшенная часть хлебозавода на Товарной базе: «Когда-то давно там пекли хлеб. Потом производство остановилось, но одна половина здания продолжила функционировать, а другая оказалась заброшенной. На эту заброшку я попал, когда учился в старших классах. Внутри помещение выглядело так, словно люди в панике все побросали и сбежали. Было жутковато. Повсюду валялась мука, пожелтевшая документация, а когда я открыл какую-то дверь, на меня обрушилась гора старых пустых упаковок из-под кетчупа. Там я обнаружил цистерны высотой в три этажа, старое оборудование, остатки печей. Сейчас заброшка закрыта. И жаль, что здание простаивает без дела. В больших городах такие интересные андеграундные здания в стиле лофт используются как площадки для выставок, концертов и культурных мероприятий. Я несколько лет жил в Перми, и там бывший железнодорожный цех переделали в выставочный зал. Было бы здорово и в нашем городе создать такое атмосферное арт-пространство».    

 

Просто хотели похулиганить

По словам Антона, когда-то на территории города были еще две интересные заброшки, но их уже снесли. Обе располагались на Варламовском шоссе.

Антон: «Одно здание было одноэтажной постройкой с кафельной плиткой внутри. Саровские райтеры исписали здесь все стены, но потом это здание стали использовать как отхожее место. Неподалёку располагалась еще одна заброшка, в которой, вероятно, когда-то был кинозал: внутри валялись старые кресла, а в стене зияло уже никому не нужное отверстие для кинопроектора».

Антон вспомнил случай, связанный с бывшей заброшкой на ул. Бессарабенко: когда-то это был магазин «Нагорный», а теперь - сетевой продуктовый магазин. «Пока здание пустовало, там собиралась молодежь – скейтеры, райтеры и просто местная шпана. Входная дверь была запечатана, но одно окно разбили, и все залезали внутрь, - вспоминает он. - Как-то раз мы с другом зашли сюда порисовать и между делом решили поджечь старый диван, который кто-то сюда притащил. Мы не хотели устраивать пожар – только немного похулиганить, и все быстро потушить. Но не успели, так как в этот момент в магазин зашел полицейский. А перед ним - картина маслом: горит диван, рядом стоят два школьника в балаклавах, в руках - зажигалки, в рюкзаках - баллончики с краской. К счастью, нам удалось избежать сурового наказания - полицейский оказался понимающим и добрым дядей, пожурил нас. Мы потушили диван и пообещали больше никогда там не появляться».

 

«Юра, мы приехали»

Еще Антон рассказал, как в прошлом году на космодром «Байконур» пробрались неизвестные райтеры и разрисовали недостроенный космический корабль «Буран». Этот летательный аппарат хранится в монтажно-заправочном комплексе, который давно не используется. Заброшенное помещение принадлежит частному лицу. На корпусе космического корабля неизвестные художники написали: «Юра, мы приехали» и «Прежде, чем лезть к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле».

На инцидент тут же отреагировали в Роскосмосе, заявив, что оставлять уникальный и секретный объект без охраны недопустимо. И поскольку «Буран», скорее всего, так никогда и не достроят, необходимо передать «космическую заброшку» в один из музеев космонавтики.

Антон: «Если посторонние люди смогли проникнуть на заброшенный объект такого высокого уровня, то с обычными заброшками еще проще – ни охраны, ни ограждений, порой, даже замков на дверях нет. А на территории некоторых ребята даже находят документацию, которая по каким-то причинам не была уничтожена».

 

Здесь время как будто остановилось

На вопрос, почему люди увлекаются заброшками, Антон отвечает: «Тяга к заброшенным местам – обычное проявление любознательности, плюс обостряются инстинкты, происходит выброс адреналина. Да, есть риск наткнуться на плохую компанию, бродячих собак, провалиться в дыру в ветхом полу, оступиться и упасть с высоты. Но это исключение. Я считаю, что прогулки по заброшкам помогают преодолевать страхи».

По мнению Антона, изучение заброшенных объектов помогает выявить актуальные проблемы современности: «Сколько сейчас заброшенных заводов, промышленных комплексов по всей стране! Некоторые блогеры специализируются на изучении зданий, имеющих богатое прошлое, снимают видео, рассказывают, почему вдруг мощное предприятие развалилось, а на его месте остались руины. На самом деле, ответ простой - мы все понимаем, в какой социально-экономической системе живем. Заброшки – это антипод человеческой жизни. Они напоминают, что в этом мире ничто не вечно. Гуляя там, ты словно отрываешься от цивилизации. А время как будто останавливается».

чт, 01/12/2023 - 21:44