Фото:
1958 год, или Парк культуры и отдыха им. П.М.Зернова, каким я его помню

«Новый город» публикует воспоминания саровчанина, нашего постоянного автора Н.Т.Пигарева о его работе в парке им. П.М. Зернова в 1958 году.

-

 

…1958 год. На дворе глубокая осень с серыми днями и сеющими дождями. Однако это не мешает нашему настроению.

Мы, трое солдат, только что демобилизованные из рядов Советской Армии, сидим в кабинете директора Комбината бытового обслуживания. Напротив - директор Михаил Сидорович Спиваков, с добрым лицом и чуть волнистыми волосами. Спрашивает приятным голосом:

- Ну и кто из вас куда хочет пойти работать? - кивает головой в мою сторону.

- Я, Пигарев Николай Трофимович, по договоренности с Василием Ивановичем Комаровым, заведующим художественной мастерской, иду к нему работать художником.

- Хорошо, - сказал он и переводит взгляд на Володю Янченко. - А ты?

- Я - в радиотелеателье, мастером по ремонту телевизоров и радиоприемников.

- Очень хорошо! Такие специалисты нам нужны! – радуется Михаил Сидорович и поворачивается к Жоре Айтуганову. – А ты?

- Я пойду в ателье по пошиву верхней одежды механиком по ремонту швейных машин.

Михаил Сидорович берет лист бумаги, записывает наши фамилии и ставит печать.

- Вот вам направление в 29-е общежитие. Оно находится на улице Ленина, рядом со строящимся Домом пионеров.

Встает и крепко пожимает нам руки.

- Ребята, работайте честно и добросовестно! – и, сделав паузу, добавляет. - Не пейте, прошу вас.

Мы хором отвечаем:

- Мы не пьем!

Заведующая общежитием заселила нас в комнату на четвертый этаж, где мы и проживали до женитьбы…

-
1958-59 гг. Танцплощадка парка КиО им. П.М.Зернова. Н.Т.Пигарев (слева) и участковый И.Т.Антонец. Танцевальные вечера в парке проводились по средам, субботам и воскресеньям

 

На следующий день после заселения я пришел в художественную мастерскую. Но Василий Иванович посмотрел на меня удивленно и сказал.

- А я ведь думал, что ты уехал!

- Никак нет, просто прийти раньше не мог - оформляли документы.

- Николай, ты извини, но я взял другого человека…

Видя мое разочарование, Василий Иванович успокоил:

- Да ты не расстраивайся. Сейчас я позвоню в парк, там был нужен художник.

Он набрал номер и сказал:

- Алексей Кузьмич, тебе же нужен художник? Я подобрал тебе человека. Присылаю.

Через некоторое время я уже стоял у дверей с надписью «Директор». Постучал. Возле окна стоял высокий человек в цигейковом полушубке, такой же шапке и в валенках. Я несколько был удивлен такому одеянию. Но потом узнал, что он был ранен в ноги и постоянно мерз. Мы поговорили несколько минут, затем он вызвал администратора парка и сказал:

- Нина Васильевна, оформляйте нового художника.

Так в моей трудовой книжке появилась новая запись: «3.XII-1958 года принят на должность художника Парка КиО. Приказ 30 от 4.XII-58 года. Директор парка КиО А.К.Матвеев»…

-
Памятник В.И.Ленину. Располагался посередине круглой клумбы неподалеку от центрального входа в парк.

 

Нина Васильевна привела меня в небольшой домик, в котором располагались художественная и столярная мастерская парка. Здесь я познакомился с двумя Александрами – Демидовым и Пантюхиным. С этого дня началась моя трудовая деятельность. В то время в парке на главных аллеях были установлены большие стенды, в них вставлялись панно с показателями хозяйственной деятельности СССР. Например, сколько за год добыто тонн нефти, угля, произведено чугуна, стали и т.д. Все эти материалы для наглядной агитации мы получали из горкома КПСС.

При входе в парк, примерно в 30 метрах от главных ворот, посреди цветочной клумбы на высоком постаменте стоял памятник В.И.Ленину. Памятник был развернут лицом к центральному входу. С левой стороны от ворот, в углу, была танцевальная площадка с танцполом примерно на 200-300 пар. Танцевали по вечерам в среду и субботу, а воскресенье – под духовой оркестр войсковой части.

В центре парка, в направлении реки Сатис, стояли два деревянных здания - биллиардная и летний кинотеатр. В кинотеатре демонстрировались фильмы и читались лекции. Справа, ближе к нынешней улице Давиденко, была летняя эстрада и летний пионерский лагерь. Неподалеку летом работала карусель, на которой катались дети.

Что касается реки Сатис, на правом берегу стоял небольшой домик, в котором находилась лодочная станция. Летом здесь работал кассир и продавал билеты. А на левом берегу было большое деревянное здание – эллинг, где хранились и ремонтировались прогулочные лодки. Метрах в 40-50 в сторону Маслихинского моста стояла летняя стеклянная веранда, в которой бойко торговали пивом. На весенне-летний сезон в парк набирались сезонные рабочие - лодочники, сторожа, кассир. Весь день с утра до вечера молодежь ходила на лодках по реке. Зимой, помимо художественного оформления для парка, я еще работал в кинотеатре «Молодежный», что на ул. Зернова (бывшая Колхозная). С приходом весны работы прибавилось. Прижимистый завхоз Павел Михайлович Горбунов еле успевал выдавать краску.

Главный бухгалтер Вера Никитична Тарасова подсчитывала деньги, полученные за услуги населению. Присутствующий рядом Алексей Кузьмич с сомнением спросил:

- Вера Никитична, не собираетесь ли вы утверждать, что план второго квартала мы выполним за два месяца?

- А почему нет! - воскликнула она с молодым задором.

-
На правом берегу реки Сатис стоял небольшой домик, в котором была лодочная станция. Летом здесь кассир продавал билеты. А на левом берегу был эллинг, где хранились и ремонтировались прогулочные лодки

 

Работы было действительно много, и все лето коллектив парка работал дружно. Однажды, в конце лета 1959 года, к нашей мастерской подъехал светло-зеленый «Москвич-403». Из машины вышел человек лет тридцати в голубой футболке, с загорелым лицом и руками. Подошел ко мне и спросил:

- Ты Пигарев Николай?

- Да, - ответил я растерянно.

- Я Владимир Григорьевич Урбанович, директор кинотеатра «Октябрь». Пойдем ко мне работать?

Я был смущен таким предложением, но спросил:

- А как же ваш художник? - спросил я.

- Мой художник Сергей Матренин - из заключенных, его выселяют. А у меня работа круглый год, и зарплата побольше, что для семейного человека очень важно. Ну, что?

И я согласился.

-
Ближе к ул. Давиденко была летняя эстрада и летний пионерский лагерь. Неподалеку летом работала карусель, на которой катались дети.

 

Так завершилась моя работа в парке. Кстати, некоторые здания и сооружения, о которых я рассказал, до сих пор сохранились. Например, деревянный домик, в котором находилось КБО в 1958 году, до сих пор стоит напротив ж/д вокзала. Ателье по пошиву верхней одежды находилось напротив мебельного магазина (сейчас – магазин «Светофор»).

Радиотелеателье по пр. Октябрьский – это небольшой финский домик. Ранее там был ЗАГС, потом – редакция газеты «Саров». А в парке КиО же от былого практически ничего не осталось…

Н.Т.Пигарев. Фото из архива редакции, Н.Т.Пигарева и www.sarovpark.ru

ср, 03/15/2023 - 11:46