Фото:
Утраченная Ближняя пустынка: как выглядела и какими были первые постройки?

О том, как исторически складывался комплекс Ближней пустынки, какими были его первые постройки, не дошедшие до наших дней, что и как строилось там в позднейшее время, гостям XIII исторической конференции в Сарове рассказала московский археолог, заслуженный работник культуры РФ Елена Леонидовна Хворостова. Археолог также поделилась своими впечатлениями (в основном, негативными) о том, что там стоит сейчас и насколько это похоже на свои исторические аналоги. Недаром ее доклад назывался «Утраченная архитектура Саровской пустыни. Ближняя пустынка. Купальня».

В Сарове Елена Леонидовна далеко не впервые – с городом она познакомилась еще в 90-е, когда шла паспортизация памятников Саровской пустыни. Археолог занималась составлением таблицы размеров кирпичей различных строений. По ним, за неимением архивных данных, можно атрибутировать памятники по времени постройки – в разные эпохи размеры кирпича отличались.

«Я в Сарове много чего копала, прежде чем провели масштабные раскопки», - рассказала Елена Леонидовна. Напомним, именно Елена Леонидовна с сотрудниками «сажала» Успенский собор и храм Божией Матери «Живоносный Источник» на их историческое место.

Она рассказала, что на довоенной геоподоснове (вид инженерно-топографического плана, – В.А.) соборы почему-то были посажены со смещением на несколько метров. «Видимо, геодезисты специально сместили эти памятники, - предположила она. - Тем не менее, все памятники нашлись – и Успенский собор, и его самая ранняя часть – Демидовская церковь, которая оказалась позже включена в алтарь собора, и церковь Живоносного Источника». Нашлись и некоторые элементы исторических строений Ближней пустынки.

 

Часовня, купальня, келья. Вехи истории

Е.Л.Хворостова рассказала, что складывание комплекса Ближней пустынки проходило в несколько этапов. В 1825 году старец Серафим, который искал уединения после 15 лет затвора в монастыре, по велению Пресвятой Богородицы ушел на Ближнюю пустынку и поселился в небольшой келье, опустевшей после смерти ее предыдущего владельца, иеромонаха Дорофея. Это было неподалеку от источника на реке Саровке, называвшегося Богословским по находившейся там иконе. «В 1826 году для него неподалеку от источника была построена новая деревянная келья «длиною и вышиною сажень, шириною два аршина» - то есть 2 м 13 см на 1 м 42 см, - продолжает археолог. - Эти сведения приводит Е.Н.Погожев (Поселянин). Сруб был перекрыт крышей скатом на одну сторону. Ни окон, ни дверей не было; чтобы войти, надо было подлезать под стенку. Представьте себе этот крошечный сарайчик!»

После смерти отца Серафима сруб кельи стараниями Мотовилова, благодарного за исцеление его о. Серафимом в 1831 году, был перевезен в Дивеевский монастырь – как и келья с Дальней пустынки, где прп. Серафим жил в 1794-1810 годах. На досках от разобранных келий писали иконы. В конце XIX века оба сарайчика-кельи были заменены на пятистенные избы, никакого отношения не имевшие к аскету о. Серафиму.

В 1890 году по распоряжению Священного Синода саровский игумен Рафаил приступил к обустройству мест паломничества, связанных с именем прп. Серафима. Над колодцем с источником была поставлена деревянная часовня. К водам источника вели купальни. На фотографиях тех времен видно, что часовня была восьмигранной в плане, с размером по центральной оси около 6 м, высотой до верха креста около 13 м. Дверной проем располагался с запада, со стороны монастыря, и был оформлен спаренными окнами с ажурными решетками и иконами над ними. Саровские торжества 1903 года происходили именно при таком оформлении часовни. Деревянное здание купальни находилось справа от часовни, было небольшим с двумя отделениями – женским и мужским. Туда были подведены краны. Использовалось оно в основном для «чистых господ». На фото посещения Ближней пустынки царской семьей зафиксирована дверь купальни с северо-восточного угла, она использовалась именно для входа господ. А со стороны реки к купальне примкнула открытая пристройка, она была сделана прямо перед торжествами – ожидали большое количество паломников.

-
Царская семья у купальни

 

Мост через Саровку, выглядевшую тогда как меленький ручеек, но с довольно высокими берегами, имел длину более 13 метров, ширину – около 4 м. К северо-западу от часовни вверх по склонам поднималась деревянная лестница, которая, по преданию, вела к келье преподобного. Там стоял тот самый новодел, построенный в 1890 году. Подход к Ближней пустынке из монастыря был довольно живописным, но дорога оставляла желать лучшего, поэтому она была на протяжении двух верст поднята и утрамбована камнем.

В 1904 году настоятель Саровской пустыни произвел расширение купальни и прочее благоустройство. Документы фиксируют: «На источнике прп. Серафима дом с мезонином для иконно-книжной торговли, с кельями для братии, подвал для склада посуды, купальня 21 на 42 аршина (около 15 на 30 м). Дом и купальня крыты железом, окрашенным зеленою краскою, с плиточным полом и деревянным потолком». Таким образом, новая постройка была многофункциональной, однако в дальнейшем ее называли в основном братскими кельями. Купальня превратилась в большой деревянный корпус с двумя отделениями для мужчин и двумя для женщин, четырьмя голландскими печами, 27 окнами и 12 дверями и т.п.

Е.Л.Хворостова: «Основание новой купальни село практически на место деревянной пристройки для простого люда, сделанной перед саровскими торжествами.

Что касается часовни, то ее облик практически не изменился – правда, красивые окна с ажурными решетками сменили на простую деревянную расстекловку. Укрепили склон, поставили оградку. В 1910 году от монастыря к источнику сделали отведение русла реки Саровки, берег со стороны дороги укрепили сваями и переплетением хвороста. Так что современный Бассейн, к которому ходят отдыхать жители города, устроен уже на новом русле реки.

До настоящего времени нам, к сожалению, не удалось точно выяснить, когда разобрали верхнюю часть купальни и частично нижнюю кладку ее основания. По свидетельствам местных жителей, в 1951 году деревянного верха построек уже не было. Частично были разобраны кирпичные стены ванн. Все опрошенные говорят, что помнят только три помещения ванн – остальное было засыпано. Полы были покрыты грязью, но на стенах еще сохранились облицовочные плитки. Вода из трубок в одном из помещений текла по каплям – краны, видимо, уже были сняты. Сам источник в колодце минимум два раза забивали цементом, но вода прорывалась и выходила ниже по склонам. Окончательно остатки ванн засыпали в 1950-е годы».

-

 

Осталось ли что-нибудь?

В начале 1990-х первой на месте Ближней пустынки побывала команда объединения «Саровская пустынь», вскрыла остатки второй купальни 1904 года. Но, к сожалению, никаких материалов об этом вскрытии не осталось – ни обмеров, ни фотофиксации, ни видеозаписи (позже, прямо на конференции, выяснилось, что видеофиксация начального этапа вскрытия все же проводилась и видео сохранилось, – В.А.).

«В том же 1992 году появились несколько фотографий, сделанных архитекторами – сотрудниками объединения «Союзреставрация», которые в это время занимались паспортизацией памятников на территории Саровской пустыни, - вспоминает Е.Л.Хворостова. - На Ближнюю пустынку заглянули случайно, увидели остатки кирпичной кладки, сделали схематический обмер и фотографии. Судя по этому схематическому обмеру, длина расчищенной поперечной стенки купальни была как минимум 12 метров. Вскоре после этого кладка была засыпана».

В 1999 году на верхней части берегового откоса дополнительно самосвалами подсыпали большое количество грунта, и на нем, частично перекрывшем новую купальню, была поставлена деревянная часовня. Она не имела никакого сходства с подлинной, место ее расположения было выбрано произвольно.

В 2001 году было решено благоустроить территорию Ближней пустынки с организацией ландшафта, разработан план мероприятий. А в 2004 году были изысканы средства для настоящих раскопок на Ближней пустынке, которые и зафиксировали то, что там осталось. К моменту начала раскопок (август 2004-го) часовню разобрали и вывезли.

Е.Л.Хворостова вспоминает, что к началу раскопок топографо-геодезическая группа администрации Сарова провела съемку современного состояния рельефа, а также подняла старые геоподосновы, чем сильно помогла археологам.

-
Часовня на Ближней пустынке, 1903 г.

 

«Когда мы туда пришли в 2004 году, увидели ровную поверхность, и только в уголочке росла береза. На старых фотографиях она была еще совсем маленькой. К ней мы и привязались и вскрыли кусочек основания той большой купальни, которая была построена уже после канонизации преподобного Серафима. Наш раскоп и старые планы позволили в какой-то степени реконструировать нижние части купальни, где находились ванны. И, таким образом, при желании их можно достоверно реконструировать», - сделала вывод археолог.

В 2006 году на территории Ближней пустынки были проведены планировочные работы и построен храм Сошествия Святого Духа, имеющий, по мнению археолога, мало общего с дореволюционной часовней. Стоит ли он на своем историческом месте? Разобраться в этом могли бы помочь геосъемка археологических работ 2004 года, на которой достоверно видно место первоначальной часовни, и геосъемка места нынешнего храма (если она имеется). Если наложить одно на другое, будет ясно, на месте он стоит или нет. Есть и еще один способ определить это - снова вскрыть низ купальни и померить расстояние рулеткой.

«Очень бы хотелось, чтобы, если монастырь соберется по-настоящему приводить в порядок территорию Ближней пустынки, - были воссозданы вторая (от первой мы уже ничего не найдем) купальня 1904 года, построена аутентичная часовня, облик которой известен по фотографиям. Хотелось бы больше уважения к тому, что создали наши предки», - подытожила Елена Леонидовна.

Напомним, у АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» есть планы по развитию Ближней пустынки, мы писали о них в НГ №30/2021. Однако восстановления купален в планах нет, и это понятно – ведь источник на Ближней пустынке был уничтожен в советские годы. Нет и плана воссоздания часовни в ее дореволюционном облике – на пустынке давно действует храм. Но даже если облик Ближней пустынки никогда не станет прежним, исследования археологов все же не теряют своей ценности для воссоздания подлинного облика истории.

-

чт, 05/04/2023 - 12:18