Фото:
Пешком до Сарова... Как писатель Короленко в Сарове побывал

«Мы были версты за две до Сарова. Высокие сосны качнулись от ветра, зашумели, темная туча заглянула к нам из-за зеленых верхушек, дождь застучал по лесу, и через двадцать минут на нас не было уже сухой нитки.

- Вот тут с поляночки будет виден собор, - сказал Зиновьев. Действительно, меж ветвей сверкнул золотой купол, уже освещенный солнцем. Туча, сшутив над нами шутку, уже убегала далее, поливая нас последними каплями.

На полянке перед нами открылся и монастырь. Целая груда церквей, куполов, колоколен расселась на холмике, среди кудрявой зелени, над речкой Сатисом»…

Таким впервые увидел Саровский монастырь в 1890 году писатель Владимир Галактионович Короленко.

На XIII исторической конференции с докладом «В.Г.Короленко в Сарове и Дивееве» выступил сотрудник ядерного центра, известный саровский краевед Алексей Подурец. Он рассказал, что Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) посещал Саров и его окрестности дважды. Вообще он много путешествовал. Но зачем отправился именно в Саров? «Дело в том, - пояснил Алексей Подурец, - что писателя интересовала народная жизнь. Общение с простыми людьми давало ему бесконечную пищу для размышлений и сюжетов. А православные монастыри в некотором смысле – концентрация многих сторон русской жизни: характеров, судеб, веры, суеверий. Неудивительно, что его тянуло сюда, как он однажды выразился, в «местность трех монастырей» - Саровского, Дивеевского и Понетаевского, хранящих память одного из самых народных русских святых – Серафима Саровского».

Крестный ход и часовенка, которую упоминал Короленко
Крестный ход и часовенка, которую упоминал В.Г.Короленко

 

1890-й: пешком до Сарова

Первое посещение Сарова в 1890 году описано в опубликованных записных книжках писателя, позже впечатления от этого путешествия были использованы в повести «Слепой музыкант» и малоизвестном не опубликованном при жизни Короленко очерке «В Дивеево».

Алексей Подурец: «Расстояние от Нижнего Новгорода до Арзамаса Короленко преодолел на лошади, а весь дальнейший путь проделал пешком. 36-летний писатель находился тогда в хорошей физической форме, преодолевал по 30 верст в день. Весь пеший путь занял шесть дней – с 13 по 19 июня. Путь от Арзамаса до Дивеева никак не отражен в его записках, упомянут только один промежуточный пункт – Выездное. Видимо, Короленко преодолел этот путь по хорошо известному почтовому тракту. Напротив, обратная дорога описана подробно, мы можем довольно точно восстановить путь писателя.

Названия попадавшихся по дороге населенных пунктов Короленко, видимо, записывал со слуха, потому что часто в них встречаются ошибки. Маршрут был такой: Дивеево, Осиновка (у Короленко «Осиповка»), Яковлевка, Балыково (у Короленко «Барановка», но другого варианта населенного пункта здесь просто нет, тем более что писатель указывает на «барское заведение правее дороги» - очевидно, это Балыковский металлургический завод). Далее – Саров. Из Сарова он шел немного другой дорогой: Балыково, потом Кременки (у Короленко «Кремянки»), Кошелиха, где он заночевал, Хозино (у Короленко – «Козиха»), далее Рогожка, Крутец, Понетаевка – там ночевка в монастыре. Потом еще ряд сел – и Арзамас.

Центральное место в его записках занимают монастырские впечатления, наиболее яркий эпизод посвящен Сарову. Он описывает встречу с двумя слепыми звонарями на колокольне. Эпизод реалистичен, поскольку в Саровской пустыни действительно существовала традиция ставить звонарями слепых.

В Понетаевском женском монастыре писатель несколько раз отметил извечное соперничество с Дивеевом, откуда понетаевские сестры ушли в начале 1860-х годов. «Посмотрите, как у нас хорошо! Пруды, зелень – не правда ли, гораздо лучше, чем в Дивееве?» - это были первые слова, которые я здесь услышал».

Впечатления наблюдательного писателя о монастырях и паломничестве противоречивы. С одной стороны, есть примеры искренней веры, с другой - глупые суеверия и внешнее благочестие при полном отсутствии стремления к самосовершенствованию. У самого Короленко – человека, склонного к критическому мышлению, отношение к церковным вопросам было, видимо, сложное. Человек он был, безусловно, верующий, но многое в православии наблюдал как бы со стороны».

Богомольцы на берегу Сатиса в Сарове, 1903 год
Богомольцы на берегу Сатиса в Сарове, 1903 год

 

1903-й: на крестьянской телеге

Алексей Подурец: «Посещение Сарова оставило у Короленко глубокое впечатление, и в 1903 году он захотел повторить его. Этому было, как нам кажется, две основные причины. Во-первых, ожидавшееся скопление многотысячной массы народа на торжествах по канонизации Серафима Саровского, которое само по себе привлекало писателя, стремившегося находиться в гуще событий. А во-вторых, Владимир Галактионович хотел скрыться от чествований, готовившихся многочисленными почитателями к его 50-летию».

Впечатления от посещения Сарова, Дивеева и Понетаевки в июле 1903 года Короленко изложил в письмах, которые отправлял своим родственникам во время путешествия. Они были впервые опубликованы в 1932 году и с тех пор переиздавались лишь частично. Второе путешествие Короленко в Саров оказалось описано подробнее первого.

Одно из писем было адресовано С.А.Малышеву, родственнику Короленко, который составил писателю компанию в этом путешествии. Малышев жил в своем имении в Пензенской губернии, Короленко заехал за ним из Полтавы, и они вместе совершили этот путь. Маршрут был проложен не по основной дороге от Арзамаса, а по менее загруженной, от Шатков. Это могло быть связано с желанием писателя зайти в Понетаевку, посещение которой в 1890 году произвело на него приятное впечатление.

Вот любопытная инструкция по походному снаряжению, посланная Короленко своему спутнику: «Нужно для дороги: а) по котомке. Котомку нужно сделать из толстой парусины и клеенки (последняя, конечно, сверху). Закрываться должна клапаном. В том месте, где пришиваются ремни, нужно подложить изнутри еще парусину втрое или вчетверо, чтобы от тяжести не вырвало то место, где будет пришито. Швы нужно сделать толстыми нитками, чтобы держали хорошо. Моя котомка, уже испытанная, имеет 10 вершков длины, 7 в. ширины и 2 в. глубины. б) По виксатиновому (клеенчатому) плащу, — непременно, потому что ночевать, вероятно, придется все время на открытом воздухе. в) Длинные сапоги и по паре каких-нибудь туфель на случай хорошей погоды и жары, когда в сапогах тяжело. Это главное. Остальное пустяки… Смотри, — не говори никому. Хорошо еще иметь шведскую куртку».

14 июля 1903 года Короленко и Малышев сошли с поезда на станции Шатки и отправились в путь. Вот их маршрут: Шатки, Хирино, Вонячка (сейчас Елховка), Понетаевка с ночевкой в монастыре, Успенское, Дерновка (у Короленко – «Зерновка») с еще одной ночевкой. Далее Глухово, Пуза (ныне Суворово), Елизарьево и Дивеево. Уже в начале третьего дня пути Короленко стал жаловаться на мозоли, натертые старыми сапогами, и стало понятно, что двигаться пешком нельзя, поэтому последнюю часть пути от Дивеева до Сарова пришлось преодолевать на нанятой крестьянской телеге, как и весь обратный путь до Арзамаса.

Письма полны подробностей о подготовке к торжествам по канонизации прп. Серафима. По пути Короленко неоднократно сталкивался как с государственными служащими, так и с группами крестьян, выполнявших функции охраны порядка – своеобразной народной дружины.

«Впечатления Короленко о торжествах ценны для нас своей нестандартностью, - отмечает краевед. - Публиковавшиеся тогда и сейчас воспоминания в основном принадлежат священникам, архиереям или духовным писателям. Взгляд Короленко, интеллигента и гуманиста, хоть и верующего, сильно отличается. И понятно, почему записки не включены в многочисленные сборники по этой теме. Тут и ироничное отношение к таким столпам Церкви, как Иоанн Кронштадтский, и подчеркивание недостатков в организации торжеств как на общегосударственном, так и на местном уровне». Например, Короленко упоминает о том, что на железной дороге не хватает вагонов, а за места в них «дерут» втридорога, а еще - что народу около Сарова скопилось столько, что не хватило специально построенных к торжествам бараков, а скоро, видимо, начнутся перебои с едой.

О паломниках из простого люда он пишет: «Все это больное, увечное, одержимое тянется сюда потому, что здесь торжествуется память человека, который страдал добровольно всю жизнь, то простаивая до ран на ногах на камне, то работая с грузом камней за плечами… Что исцеления будут — это несомненно: такое страшное напряжение веры не может пройти бесследно. Но подумать только — какая это капля, два-три исцеления на это море страдания, напряжения и веры. И наверное — много жизней сократится от этих усилий…»

Короленко не попал на территорию Саровского монастыря, и поэтому его записки не содержат непосредственных описаний торжеств и устройства обители. Его больше интересовали народные типы, байки, которых так много в его сочинениях.

Вот такой вид открывался перед писателем
Вот такой вид открывался перед писателем в Сарове

 

Появится ли в Сарове набережная Короленко?

Алексей Михайлович напомнил, что несколько лет назад в Сарове шло обсуждение, как назвать новую городскую набережную на правом берегу Сатиса. Ведь там уже живут люди, но названия до сих пор нет. «Есть предложение назвать ее Набережной Короленко, - отметил он, - именно на этом месте отдыхал Владимир Галактионович, лечил свои мозоли и там же переночевал. Он пишет: «Я снял сапоги, сижу с сумками под огромной елью на опушке саровского бора. Прямо передо мной часовенка, дальше монастырь с его церквами и колокольнями, кругом народ, расположившийся, как и мы, на земле под соснами. Телеги, лошади, узлы, люди… Картина замечательно оригинальная! Фигуры в разнообразных костюмах и позах, многие молятся на колокольню монастыря, кругом охваченного лесом».

У нас есть редкая возможность присвоить городскому объекту название не абстрактное, а имеющее отношение к конкретному историческому событию», - подытожил краевед.

Аудитория конференции предложение поддержала, а краевед, модератор конференции Валентин Степашкин посоветовал направить письмо в специальную комиссию при городской администрации. Еще хорошо было бы установить там скульптуру сидящего под деревом Короленко, с лежащими рядом сапогами. Это был бы яркий туристический объект.

(В публикации использованы материалы и фото www.sarpust.ru)

пт, 05/12/2023 - 13:05