Культпоход за новыми знаниями. В Музее ВНИИЭФ провели «Ночь музеев»

17 мая в Музее ядерного оружия прошел вечер, посвященный Международному дню музеев. Саровчане проверили свои знания и эрудицию в интеллектуальной игре «Бомбический квиз», посетили основную экспозицию музея и вагон-салон Ю.Б. Харитона. Также состоялось открытие выставки скульптурных и живописных работ Николая Зюзина – филигранного саровского мастера, участника группы городских художников-монументалистов.

Главный специалист Музея ядерного оружия Виктор Лукьянов рассказал о выдающихся женщинах-ученых, внесших огромный вклад в создание атомной промышленности, среди них - участница разработки первого отечественного ядерного заряда РДС-1 Нина Григорьева; русская «Мадам Кюри», начальник первой радиохимической лаборатории в СССР Зинаида Ершова; основательница промышленного альпинизма и участница отечественного уранового проекта Любовь Пахарькова и другие. 

Ключевым событием вечера стала презентация книги саровского краеведа и ведущего специалиста Музея ядерного оружия Валентина Степашкина «Вагон-салон академика Ю.Б. Харитона». Это первое и на сегодняшний день наиболее полное издание, посвященное 120-летию академика и специальному железнодорожному вагону одного из выдающихся руководителей советского атомного проекта.

Валентин Степашкин отметил, что речь идет об уникальном вагоне-салоне №017, построенном в 1961 году. Он был отреставрирован и в декабре 2019 года стал частью музейной экспозиции. Ключевым фигурам советского ядерного проекта запрещалось летать самолетами — в целях безопасности они могли перемещаться только наземным транспортом. Спецвагон №017 стал настоящей железнодорожной штаб-квартирой - здесь были созданы все условия для работы в дороге, и это был последний из служебных вагонов, бывших в личном пользовании Ю.Б. Харитона. 

В книге подробно описаны вызовы времени, которые повлияли на создание советского атомного проекта, изложены биография и профессиональный путь Юлия Борисовича, история железнодорожного сообщения в Сарове, а также рождение экспозиции «Вагон-салон академика Ю.Б. Харитона». 

Книга крайне интересна архивными данными, некоторые из них сохранились в виде газетных статей. В историческом очерке «Пассажир №1», которую Валентин Степашкин подготовил в 2002 году для газеты «Старый город», запечатлены воспоминания проводников спецвагона. Клавдия Егорова сопровождала Юлия Харитона в поездках на протяжении более чем 40 лет: «…спецвагон стал для нее родным домом и в прямом, и в переносном смысле. Именно проводник этого вагона Прокопий Семенович Егоров станет ее мужем, и они вдвоем будут жить под стук вагонных колес. Постоянные дежурства на режимном объекте, бесчисленные командировки…». 

Часто в пути Юлия Борисовича сопровождали другие выдающиеся саровские ученые. Вот так описывается атмосфера их железнодорожных путешествий: «Долгие годы этот дом на колесах служил единственным средством сообщения с Москвой и полигонами не только радушному хозяину, но и И.В. Курчатову, А.Д. Сахарову, Б.Г. Музрукову, Е.А. Негину и другим не менее именитым гостям. При общении с этими людьми чувствовалось, что перед тобой интеллигентнейшие люди, научная элита. Харитон, Курчатов, Сахаров всегда в дороге сидели среди огромного количества книг, стол завален рукописями. Юлий Борисович предпочитал работать в общем салоне. На ночь он перебирался к себе [в купе] и мог сидеть, лежать с книгой в руках еще ночь напролет».

Из воспоминаний Клавдии Николаевны: «Все любили яичницу-глазунью, и в отдельные дни холодильник представлял собой хранилище небольшой птицефермы. А глазунья действительно получалась вкусная, да и не только она – на дальние переезды готовился и борщ, и супчик грибной. То ли дровяное отопление печи, то ли что-то другое сказывалось, но даже малоежка Юлий Борисович ел с аппетитом».

В газетном очерке есть воспоминания еще одной проводницы спецвагона Алины Ванюшкиной: «Игорь Васильевич [Курчатов], в отличие от остальных, любил при длительных остановках прямо в своей полосатой пижаме побродить по перрону. Обычно подойдет ко мне: «Аллочка, берите кастрюльку – погуляем». Это означало – присмотрел у местных бабулек ряженку или ягоды».

Все, кто сопровождал в поездках Юлия Борисовича, отмечали скромность, уют и простоту спецвагона. А еще выдающийся ученый отличался демократичным характером: «…его вагон-салон мог приютить медсестру с больным ребенком, не сумевшую купить билет до Москвы, или дочь проводницы, спешащую в столичный институт. Все, кому посчастливилось общаться с этим уникальным человеком, с теплотой вспоминают Юлия Борисовича и его вагон-салон».

Также Валентин Степашкин отметил, что с 1950 по 1989 год Юлий Борисович был депутатом Верховного Совета СССР, поэтому немало ездил по стране, встречаясь с избирателями. Именно благодаря ходатайству академика была достигнута договоренность с Министерством путей сообщения о формировании поезда сообщением «Москва-Берещино»: «Пятого ноября 1987 года от перрона саровского вокзала отправился в свой первый рейс пассажирский состав с табличкой «Первомайский. Берещино-Москва». Железнодорожная ветка Шатки-Саров востребована до сих пор и по-прежнему служит горожанам и Российскому федеральному ядерному центру». 

После презентации книги случилось неожиданное и приятное событие – главный специалист РФЯЦ-ВНИИЭФ, ранее - начальник управления железнодорожного транспорта РФЯЦ-ВНИИЭФ и одна из инициаторов восстановления вагона-салона Ю.Б. Харитона и создания музейной экспозиции Татьяна Шестакова вручила Валентину Степашкину еще один экспонат, который когда-то жил в спецвагоне.

Татьяна Шестакова: «Как-то раз проводники вагона-салона попросили для Юлия Борисовича электрический чайник – с годами использовать штатный большой самовар уже не было необходимости. Это были «дефицитные» 90-е, и тогда работники отдела снабжения ядерного центра решили подойти к заданию творчески и передали академику не просто электрочайник, а электрический самовар. Самовар был очень красивый, и его решили ставить на стол во время завтраков. Но такая традиция продлилась недолго: однажды во время резкой остановки поезда из-за узкого неустойчивого основания новый самовар упал. Хорошо, что кипяток не обварил академика. После от самовара решили отказаться. Долгое время он простоял на складе, но этот экспонат все равно остается жителем спецвагона». 

Так вагон-салон пополнился еще одним интересным экспонатом.