Виктор Зинчук: «Я хотел бы приезжать в Саров чаще»

12 октября на сцене театра драмы выступил Виктор Зинчук. Все, кто пришел на концерт, получили удовольствие не только от виртуозной игры, но и от личности самого музыканта, который каждое выступление сопровождал музыкальными байками. Не смеяться было невозможно.

К примеру, исполнение аранжировок Бетховена предварялось забавной историей: девочка из соседней квартиры «извела» весь подъезд, пока шесть лет учила «К Элизе». И девочку, и музыку тогда возненавидел весь дом, и только годы спустя Виктор Зинчук полюбил эту мелодию и даже сделал ее обработку.

А переложение вальса №2 Дмитрия Шостаковича началось и вовсе неожиданно – с Италии, где у музыканта украли кошелек. Тогда, бесцельно блуждая по Милану, он и услышал знакомую мелодию, которую уличный скрипач почему-то назвал «Русским вальсом». Сейчас он с удовольствием исполняет его на своих концертах.

Во время исполнения одной из композиций музыкант играл «вслепую»: гитара была за спиной. В концерте Зинчук использовал несколько гитар, акустических и электро. Беря одну из них, самую маленькую, он вспомнил свой первый инструмент и то, как однажды на школьном концерте увидел молодого дергающегося гитариста в джинсовой куртке, - что было очень круто по тем временам, - да еще и гитара вся в наклейках! Музыкант оказался Гариком Сукачевым, лидером группы «Закат солнца вручную».

На концерте прозвучали как хорошо известные композиции, так и новые из альбома «Секрет релакса». Собственно, все выступление было своеобразной презентацией нового альбома музыканта.

 

Если бы было можно, я бы приезжал сюда дважды в год!

- Виктор, вы не впервые в Сарове, успели где-нибудь побывать?

Виктор Зинчук: «Если бы можно было, я приезжал бы сюда дважды в год! Здесь необыкновенно, особенно после «сумасшедшего дома» - Москвы. Хотя времени было мало, удалось побывать в монастыре, в новой белой церкви (Успенский собор, – прим. авт.). Меня сосед по даче, бывший «афганец», попросил привезти иконки, купил для него».

 

Сейчас появилось много «диванных» гуру

- У вас тяга к духовной музыке, не пробовали делать переложения русских православных распевов?

Виктор Зинчук: «Да, эта тяга всегда была. Я все-таки отношу себя к образованным музыкантам, вымирающему, можно сказать, сейчас классу. В советское время я получил прекрасное образование: четыре года музыкально-педагогического училища, могу играть и на фортепиано, и на гармошке, и на балалайке, дирижировать оркестром народных инструментов (В 1976 году Виктор Зинчук поступил в музыкальную школу для  одаренных детей по классу классической гитары, - авт.). Практика была и оркестровая, и педагогическая. Так случилось, что с третьего курса меня пригласили в эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением Ю.В.Силантьева. Это было исключением: через Екатерину Алексеевну Фурцеву сделали мне свободное посещение, чтобы можно было и выступать, и оставаться на дневном отделении. Было тяжело совмещать работу и учебу, я буквально зеленый ходил, но практика оказалась неоценимая. Потом были четыре года в московском университете культуры и искусств, оркестровый джаз, духовой, эстрадный оркестры. Все мне очень пригодилось. Услышал недавно хохмочку: «Что надо сделать, чтобы заставить пианиста играть? Поставить ноты. А что сделать, чтобы гитариста заставить играть? Поставить ноты». В этой шутке много правды. Сейчас убивается образование, много появилось «диванных» гуру, интернет-учителей, которые учат, что ноты не нужны - есть же табулатуры! К сожалению, дилетантизм становится воинствующим, что я могу сделать? Только продолжать нести свой крест, продолжать играть.

А по поводу русских песнопений - духовную музыку я играл всегда. Я играл классику, даже еще не зная определения, что «классика – лекарство против пошлости». А классическая музыка и в Западной Европе, и у нас произошла из церкви. Ноты ведь тоже монах изобрел».

- Над какими проектами вы сейчас работаете?

Виктор Зинчук: «Последний мой альбом - «Секрет релакса». На концерт в Саров мы привезли первую партию компакт-дисков, и саровчане будут первыми, у кого появится возможность получить на них мой автограф. Каждый свой альбом я писал два года, и этот не исключение. В нем будет произведение монаха Туана Арбо «Паванна», «Взгляд в нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», мое сочинение «Времена года». Много собственных композиций - «Утро бедного Людовика», «Танец в замке Сфорца», «Вуаль Лауры». Есть в альбоме и то, что должен был играть на новогоднем концерте Михаила Задорнова. Он как-то подошел ко мне, сказал, что попса жутко надоела и хочется инструментальной музыки. «А ты - зажигалочка», - сказал он. У меня книга его есть с подписью: «Любимому музыканту». Очень ее ценю».

 

Из сорока гитар осталось 20

- Пандемия как-то сказалась на вашем творчестве?

Виктор Зинчук: «Многие кляли судьбу, что пандемия, работы нет. Даже анекдот родился в музыкальной среде: «Встречаются два музыканта. – Ну что, альбом новый записал? – Записал. – Продал? – Продал… Машину, квартиру…» Вот это про меня. Раньше было две машины, теперь одна. Огромная была коллекция гитар - около 40, я их из разных стран привозил. Теперь осталось 20. Зато они помогли продержаться в трудные времена и позволяли работать. Я уединился в домашней студии - было сложно, поскольку выступал один и по всем законам классической музыки. Это значит, что ты не имеешь право на монтаж, склейки, а играешь все произведение от начала до конца, чтобы не пропало внутреннее содержание. И поэтому каждое произведение писал по месяцу».

 

Из Ирландии я привез чемодан нот

- Как ирландцы отнеслись к вашим переложениям кельтских мотивов?

Виктор Зинчук: «Я выступал в Москве, был большой концерт в «Крокус Сити холле», приехал огромный лимузин с ирландскими флагами: посол и все представительство Ирландии. И они там танцевали на презентации «Кельтского альбома». А в Ирландии я учился, стажировался, погружался в атмосферу - удалось списаться со Стивом Куни и побывать в этой стране. В пабах видел ирландцев, и молодых, и пожилых, которые обожают свою музыку. Все очень по-доброму и музыкально. Оттуда я привез чемодан нот и дисков. Очень интересная музыка, сродни древнеславянской. А потом пошел дальше, потому как понял, что на гитаре можно не только аккомпанемент играть. В новом альбоме «кельтский строй» необыкновенный, кварто-квинтовый. Гитара - тот инструмент, который продолжает развиваться на зависть тем, кто его уже «похоронил» (смеется)».

- Вы столько лет концертируете, как считаете, публика изменилась?

Виктор Зинчук: «По чувствам, по реакции осталась та же. После концерта ко мне подходят пообщаться, сфотографироваться, в том числе молодежь. Приходят с детьми, внуками, кому-то на гитаре расписываюсь. Приятно. Бывает, приезжаешь в город, где не все знают, кто такой Зинчук, потому что гитара планомерно вытравливается. Вы ее не увидите на МУЗ-ТВ. Инструментальной музыки вообще становится очень мало в программах. А в интернете я не могу наслаждаться работой, потому что я - концертный музыкант, а это - другая профессия. Это значит быть два часа наедине со зрителем, где нельзя вырезать неудачный дубль. Это другая отдача себя. Так вот, даже если зрители приходят не подготовленными, после концерта они преображаются: и свет в глазах появляется, и все уже «свои».

Я играю музыку, которая мало звучит, осваиваю новые жанры. Начинал с рока, сыграл Вивальди «Летнюю грозу», и теперь мою версию играют западные гитаристы - там по 20 миллионов просмотров «Грозы» и моей фа-минорной хоральной прелюдии. Потом стало интересно сыграть кельтские мотивы, затем - джаз-мануш. Во Франции купил великолепные гитары и стал играть в этом стиле».

 

Пытаюсь помогать в хоре, когда кого-нибудь не хватает

- У вас есть своя школа?

Виктор Зинчук: «Нет. В 90-е была видеошкола «Мастер-класс Зинчука», еще я немного преподавал в университете культуры и в Высшей школе изящных искусств. Музыкант Дмитрий Лобанов, который сейчас со мной играет, - мой ученик. У него у самого сейчас уже две школы. Так что теперь вся подмосковная Ивантеевка играет на гитаре (смеется)».

- Времени послушать других музыкантов, побывать в театре не хватает?

Виктор Зинчук: «Сейчас я заболел футболом, играю в команде «Старко», где есть актеры. Так что я в курсе театральных премьер, прихожу на их спектакли. А во время пандемии увлекся просмотрами программ про Ватикан и его музеи, обожаю Италию, бывал во многих городах, знаю итальянский язык. Там огромная православная диаспора, живут удивительно дружно, в церкви служат на украинском, молдавском, итальянском, русском. Есть в Милане замечательный отец Амвросий, и я теперь знаю, что такое православные песнопения, потому как пытаюсь помогать в хоре, когда кого-нибудь не хватает. Знаю батюшку из Генуи, где родился Паганини. Он итальянец, а стал православным батюшкой. В Милане есть итальянец, помогающий в служении. Он рассказывал мне о своей предыдущей судьбе, связанной с мафией – волосы дыбом встают. У меня были концерты в Миланском театре, в Турине, в Бергамо давали благотворительные концерты. Инструментальная музыка понятна без слов, и итальянцы обожают ее. Именно там я познакомился с бывшим военным моряком-капитаном, который во время страшнейшего шторма, видя, как три корабля разбились о скалы, дал обет: если выживет, станет священником. Он теперь служит в Питере, приезжал в Милан. Был на моем концерте и сказал, что ему очень понравилось».

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

Виктор Зинчук: «Берегите себя, пусть все будет хорошо. А я хотел бы приезжать сюда чаще, чем раз в четыре года. Пока я в оптимальной форме и в репертуаре у меня уже около 300 композиций, хочется много сыграть. Так что до новых встреч!»

ср, 10/20/2021 - 21:51