Фото:
Саровскому литературному объединению «Радуга» исполняется 60 лет

Об истории становления Объекта написано много. Во всей литературе упоминается, что для реализации Советского атомного проекта в засекреченный и наглухо закрытый от мира поселок Саров со всего Советского Союза собрали цвет науки – физиков, математиков, химиков… Количество талантов и гениев среди них просто зашкаливало. И первые несколько лет люди работали на износ, появляясь дома только переночевать.

Во всей литературе также упоминается, как много делало руководство объекта, чтобы организовать досуг сотрудников КБ-11.

Галина Наполеоновна Беднова, одна из основателей «Радуги», вспоминала: «Первые годы на объекте являлись напряженными и по труду и по занятости. Рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался в 9-10 вечера. Не хватало времени газету прочитать. Несмотря на это, нашлись люди, которые писали прозу и стихи».

Талантливые люди талантливы не только в профессии – физике, но и в литературном творчестве. В поэзии и прозе. Потому-то здесь, в городе, спора о преимуществах физиков перед лириками не случилось. Саровские физики-литераторы в обеих ипостасях выступали легко и непринужденно.

Вновь процитируем Г.Н.Беднову: «Память бежит к тому дню, когда в горкоме комсомола мы выбирали название для городского литературного объединения. Нравилось «Родник». Но это название не понравилось режиму, так как, по их мнению, оно раскрывало нашу землю. Пришлось нам посмотреть в небо и назваться «Радугой». Вышли из здания горкома. Гелий и Будимир пошли в одну сторону, я – в другую. Не знала тогда, что будем едины в любви к поэзии аж 35 лет». Здесь Галина Наполеоновна упоминает коллег – «отцов-основателей» «Радуги»: Эдуарда-Гелия Александровича, Будимира Припорова, а были еще Владимир Шахов, Павел Вакулик и Анатолий Безменов.

 

Цвет и цвета «Радуги»

Давно ушли из жизни «отцы-основатели». Но в саровском Дворце пионеров до сих пор работает «ЛитОШка» – литературное объединение школьников, созданное Гелием Александровичем. Дочь Галины Наполеоновны Бедновой недавно в газете нашего холдинга опубликовала прекрасные воспоминания. Преемница «отцов-основателей» Любовь Петровна Ковшова, первый член Союза писателей СССР в городе, долгое время руководила «Радугой» и «ЛитОШкой». И пестовала следующее поколение саровских литераторов.

Несколько месяцев назад, когда двоих радужан – поэтов Марину Копкину и Александра Конопкина – принимали в Союз писателей России, председатель Нижегородского отделения СПР Валерий Сдобняков отметил, что «саровская «Радуга» издавна пользуется устойчивой репутацией кузницы самобытных талантов, сохраняет стиль работы с авторами, заложенный некогда «отцами-основателями» лито Гелием Александровичем, Галиной Бедновой и Любовью Ковшовой». 

Сейчас среди радужан и Владимир Шутов – он еще из тех, самых первых, - и вчерашние школьники, которым литературный Олимп видится совсем рядом – «только лапку протяни». И Мария Затонская, которой едва-едва за тридцать, а она уже лауреат несчетного количества премий, автор книг – и фигурант материалов наших газет, и Александр Конопкин – председатель лито, за недавние лет десять выросший в поэта российского уровня, и Геннадий Ёмкин – давно уже большой поэт. Нет, не так! Геннадий Максимович – очень большой поэт, которого ставят в ряд с Николаем Рубцовым. Нас много – и не только в Сарове. Радужане бывшими не бывают. Наши живут и по всей России, и за рубежом. 

«Радуге» – шестьдесят. Долгие годы работая в Доме ученых, «Радуга» привечала всех: теоретиков, докторов наук и токарей, бухгалтеров, библиотекарей и программистов, врачей, главных инженеров, энергетиков и депутатов городской думы, корректоров, юристов и воспитателей детских садов… О подлинном демократизме в литературной среде мы знаем не понаслышке. Это – одна из главных заповедей «Радуги».

Сколько слышала от литераторов, на большой земле литературные объединения как-то отживают свое, что ли, поскольку авторам привычно стало любой чих вывешивать на обозрение сетевых сообществ. А у нас народ в науке передовой, а вот в обычной жизни – по-хорошему консервативный. Да, у «Радуги» есть выходы в мировую паутину, но все-таки мы, саровчане, в родное литературное объединение приходили, приходим и будем приходить. Что ни говори, любому творческому человеку, создавшему очередной шедевр, необходим литературный редактор. Или хотя бы въедливый, квалифицированный читатель – «ёжик». Они, может, и погладят по автора по головушке: ах ты ж наша умница, возьми с полки пряничек! Но и по косточкам, по строчечке разберут твою нетленку, будь это хоть стих, хоть рассказ, да хоть и повесть! В «Радуге» вполне доброжелательно укажут (для верности и личиком отвозят) повторы, стилистические ошибки, длинноты, алогичности, нарушения ритма, неудачные рифмы, etc. На крайний случай – хоть запятые-двоеточия и прочие тире расставят в соответствии правилам. Но притом пояснят, как сделать лучше и почему.

 

Голос поэта

А еще творческого человека надобно читать, слушать и слышать.

В 60-70-е годы, весьма закрытые времена, «Радугу» курировал второй секретарь горкома ВЛКСМ. Но даже при организационно-идеологических сложностях радужане печатались на большой земле – в районных газетах Дивеева, Арзамаса («Ударник», «Арзамасская правда»); публиковали наших авторов и горьковские газеты, в том числе «Ленинская смена». Кто-то даже умудрялся попасть в центральную прессу – к примеру, в журнале «Юность» около полувека назад опубликовали подборку стихов сотрудника ВНИИЭФ Анны Михайловны Сусловой, которая после Г.Александровича и Л.Ковшовой председательствовала в «Радуге». Радужане выступали в Горьком, в окрестных селах Дивеевского, Первомайского и Арзамасского районов, в пригородном совхозе и, разумеется, в городе – в театре, Дворце культуры ВНИИЭФ, Доме учителя, в клубах, библиотеках, школах и общежитиях, в домах отдыха предприятия. А затем… Затем у «Радуги» сменился куратор.

Третий секретарь горкома КПСС Владимир Матюшкин, в отличие от предшественника, не считал себя достаточно компетентным в области поэзии. В.Матюшкин обратился в Союз писателей СССР. «На наше счастье, – написала в воспоминаниях Г.Н.Беднова, – он встретил Николая Константиновича Старшинова, который согласился к нам приехать. Встреча типа семинара была организована на базе отдыха. Приехали и писатели-горьковчане».

Н.К.Старшинов взял «Радугу» под крыло и опекал саровских авторов. Вел семинары, способствовал личным авторским публикациям. Именно Старшинов организовал издание первого «открытого» сборника радужан «Общая тетрадь». Теперь это, кстати, библиографическая редкость.

Сейчас среди радужан десять членов Союза писателей России. Наши авторы – участники трех сборников «Антологии поэзии закрытых городов». Публикуются также в газетах и в толстых литературных журналах, что до сих пор весомо, значимо и престижно. Только навскидку: «Литературная газета», региональные и районные СМИ, журналы «Нижегородская провинция», «Вертикаль. XXI век» и «Роман-журнал XXI век», «Балтика», «Невский альманах», «Нева», «Крым», «Белая скала», «Сибирские огни», «День и ночь». Публикуются за рубежом: в Болгарии, Белоруссии, Германии, Казахстане, Сербии, Чехии. Авторов-радужан переводят на европейские языки: поэта Геннадия Ёмкина – на болгарский, прозаика Александра Ломтева – на сербский. Мы активно «гастролировали» по области – выступали, работали на семинарах… До появления «модной болезни». Когда-нибудь она же выдохнется?

Радужане участвуют и побеждают в российских и международных литературных конкурсах: имени А.Куприна, «Русский Гофман», им. М.Лермонтова, им. А.Платонова «Умное сердце», «Под небом Рязани», «Славянские традиции», «Русский Stil», «Центр Европы». И становятся членами жюри конкурсов – «Русский Гофман» (Калининград) и имени Куприна (Крым), участниками редакционных коллегий толстых литературных журналов. 

…Лет шесть все себя спрашиваю: а что же я-то, информационщик и очеркист, ведущая «книжной» колонки в «Вестях города», делаю в «Радуге»? Я же не творческий человек – я жур-на-лю-га! И сама себе отвечаю: да нужны они мне. Интересны. И я им, смею надеяться, тоже. Да вот хотя бы в качестве «ёжика».

 

вт, 11/02/2021 - 01:36