Фото:
В саровском театре драмы прошла премьера «Щелкунчика»

Перед наступающим Новым годом «Щелкунчика» в разных версиях кто только не показал: Марийский театр оперы и балета приехал со своей постановкой в Саров, а показы Большого театра и Российского молодежного симфонического оркестра прошли онлайн в кинозале Художественной галереи и виртуальном концертном зале Дома молодежи. Чем удивит своих зрителей новогодний спектакль для детей и взрослых с тем же названием, поставленный в Саровском драматическом театре? Об этом мы побеседовали с драматургом постановки Екатериной Ходяковой, автором стихов и песен завлитом театра Ольгой Логиновой и режиссером Антоном Неробовым.

Екатерина Ходякова рассказала, что саровский «Щелкунчик» необычный - театр отошел от сказки Гофмана, взяв ее только как мотив. «Мари у нас – подросток, ей не семь, как у Гофмана, а 15-16 лет, - поясняет драматург. - У нее конфликт с родителями: она не хочет быть такой, какой ее видят они. Мама хочет наряжать ее в платья, удачно выдать замуж, сделать из нее леди. Наша Мари другая: она хочет работать в мастерской со своим крестным Дроссельмейером, ей интересно изобретать всякие механизмы – она у нас немножко диснеевская девочка, с авантюрной жилкой. Это и есть главный конфликт постановки - между Мари и ее родителями, между ожиданиями и реальностью».

Не беспокойтесь, сказку Гофмана здесь тоже расскажут, но в стихах, с песнями и танцами - автором стихов и песен выступила Ольга Логинова. «История о том, как Щелкунчик стал деревянной куклой, - это вставной номер нашей сказки, - поясняет она. - Он полностью стихотворный, при этом герои как бы отправятся в путешествие в прошлое – поменяются и декорации, и костюмы. Сама история подана в более гротесковом, почти буффонном виде».

Ольга рассказала, что стихи для «сказки в сказке» она написала быстро – за пять дней был создан основной стихотворный текст, который затем только дорабатывался. Трудности же при написании текстов для песен добавило то, что у балетной музыки Чайковского очень сложный ритм, и Ольге пришлось писать стихи именно под него. «Хотя Чайковский писал явно не для песен, песенка Мышиного Короля получилась прямо хитовая!», - поделилась впечатлениями она.

Антон Неробов: «Ставить «Щелкунчика» так, как он был написан 200 лет назад, невозможно. Да и вообще Гофман – мистик, абсурдист. В оригинале «Щелкунчик» - это довольно мрачная и совсем не праздничная история. Но у нас страшной истории нет, как нет и очевидного зла.

Для постановки я взял классическую музыку Чайковского, но переработал ее в современном ключе – добавил актуального бита, перевернул с ног на голову. Музыка будет развиваться на протяжении всего спектакля и, начавшись с невероятно современной, постепенно вернется к классической.

В созвучии с ней и сценарий: начинается постановка с новомодного селфи-бала, но понемногу мы приходим все к той же вечной классике. Ведь такие человеческие ценности, как любовь и участие, вечные, они спасают и разрушают злое колдовство. Получается, что сказка, входя в нашу жизнь, постепенно возвращает нас к человечности».

Режиссер пообещал, что на «Щелкунчике» не заскучает никто: для малышей каждые сорок секунд случается волшебство, происходят перестановки, блистают яркие краски. Подросткам предлагается актуальная проблема поколений. А для взрослых повсюду множество скрытых смыслов.

В постановке задействовано 24 артиста труппы, пошито заново, а также извлечено из театральных закромов и переделано не менее 50 костюмов. Музыка Чайковского, стихи, песни, танцы – все вместе создает на сцене яркий праздничный вихрь. Незабываемые декорации спектакля, игра света и тени, вихрь костюмов и танцев – все вместе создает картинку, от которой получаешь истинное наслаждение. Всем советуем посмотреть!

чт, 12/30/2021 - 10:36