
В последние недели реклама мультфильма «Кощей. Похититель невест» заполнила русскоязычное интернет-пространство. Трейлер мультфильма показался многообещающим: нетипичные образы народных персонажей, занимательная рисовка и динамичный сюжет.
Создавался этот мультфильм в Сарове, а именно в технопарке, том самом, что близ поселка Сатис. Создатель мультфильма, студия «КиноАтис», появилась в 2004 году в Москве, а саровский филиал расположился в технопарке в 2014 году. Визитной карточкой саровского филиала стал мультфильм «Белка и Стрелка».
По словам продюсера и генерального директора компании «КиноАтис» Вадима Сотскова, над проектом «Кощей. Похититель невест» киностудия работала 3,5 года, бюджет мультфильма составил 220 млн рублей.
7 июня в технопарке прошел предпоказ мультфильма. Премьера во многих кинотеатрах состоялась спустя пару дней – 9 июня. Одними из первых мультфильм увидели юные саровчане - воспитанники саровского «Теплого дома», учащиеся саровского Кванториума, дети сотрудников технопарка «Саров».
На предпоказе присутствовал заместитель главы города Сарова Илья Волков. «Здорово, что на территории нашего города мы имеем возможность практически первыми в России посмотреть этот мультфильм. И, конечно, мы не могли ограничиться одним показом мультфильма, мы постарались создать для детей полноценный праздник: пригласили аниматоров, художников по аквагриму, создали фотозоны – это особенно актуально в период летних каникул, надеемся, что дети будут счастливы и довольны», - отметил он.
Перед премьерой продюсер и генеральный директор студии Вадим Сотсков рассказал о создании мультфильма и об особенностях рынка кино.
- Кто работал над мультфильмом?
Вадим Сотсков: «Спектр специальностей в работе над фильмом очень широкий, но здесь, в Сарове, работают только аниматоры (художники-мультипликаторы).
Озвучивали мультфильм достаточно известные актеры: Лиза Боярская, Виктор Добронравов, Владимир Сычев. Примечательно, что каким-то чудным образом анимационные герои оказались внешне очень схожи с актерами».
- Производство анимационного фильма коммерчески оправдано?
Вадим Сотсков: «Теперь не знаю. Посмотрим, как мы будем жить без международного рынка. Мы рассчитывали на прокаты и за рубежом.
Многое зависит от обстоятельств. Например, в 2020 году нам было очень плохо - мы попали под карантин. Мультфильм должен был выйти 30 апреля, а в марте мы уже потратились на рекламу – отменять премьеру было поздно, и вышло неудачно. В следующий раз мы выходили в сентябре, и пошла вторая волна вируса, мы также пролетели. Поэтому после 2020 года у нас нет своих денег. Сейчас мы брали деньги у Фонда кино - около 100 млн рублей, и от другой телекомпании».
- Выгодно ли сотрудничать с онлайн-кинотеатрами?
Вадим Сотсков: «При сотрудничестве с физическими кинотеатрами мы видим, какие фильмы стоят в прокате и сколько они зарабатывают. В зависимости от купленных билетов складывается сумма, которую заплатят киностудии. А онлайн-кинотеатры платят только фиксированную сумму. Киностудия не получает больше денег, даже если проект выдался очень удачным. Продюсеры борются с этим безобразием, рано или поздно работа с онлайн-кинотеатрами будет более прозрачной, и количество просмотров будет влиять на итоговую сумму».
- Что нужно, чтобы создать интересный мультфильм? Есть тайная формула?
Вадим Сотсков: «Если бы эту формулу кто-нибудь вычислил, он бы сильно обогатился. Даже Голливуд не в курсе этой формулы. Все находятся в постоянном поиске, стараются попасть в тренд. В моем понимании фильм может быть очень хорошим, но не попасть в тренд. И причины на это разные, часто не зависящие от создателя.
Например, в 2010 году мы выпускали первый фильм. Первый уикенд выдался очень хорошим, второй – тоже, тот редкий случай, когда был плюс, обычно во втором уикенде минус, и мы с нетерпением ждали третьего – посмотреть, что же будет. Но случился теракт в Москве, и все обвалилось. Весь кинотеатральный прокат обвалился, потому что люди перестали ходить в кинотеатры.
Сейчас непонятно, какие даты хороши для показа, а какие - нет. С одной стороны – лето, что не очень хорошо для походов в кино, но с другой стороны, других вариантов нет. Закрываются кинозалы, потому что низкая рентабельность. Российская киноиндустрия выпустила ровно столько фильмов, сколько нужно для конкуренции. А тут - бац! - рынок пустой, показывать нечего. И если после ковида можно было опереться на господдержку, то уход Голливуда из РФ сильно сказался на кинотеатрах. Как будет дальше складываться рынок, никто не знает».
- Существует ли сейчас худсовет? Кто проверяет картину?
Вадим Сотсков: «Да, есть система приемки. Прежде чем выделяются деньги на проект, фильм проходит экспертизу. Его оценивают в Фонде кино и в Министерстве культуры. Но это до начала работы над фильмом, после того, как его сделали, никто не проверяет. Если худсовету что-то не понравится и по завершении работы он велит переделывать, то мы переделаем, если нам дадут на это деньги. Но обычно такого не происходит. Если раньше худсовет мог как-то повлиять на финансы, то сейчас нет».
- Есть мнение, что сейчас все делает компьютер. Какую часть работы в создании мультфильма составляет ручной труд?
Вадим Сотсков: «В компьютере пока не изобрели кнопку «хочу красиво». Компьютер - это такой же инструмент, как и карандаш. В руках одного – это инструмент для создания, а в руках другого всего лишь палочка с грифелем».
Триста лет в поисках невесты
Вечно молодой, тощий, со стильной прической и глубокой синевой под глазами Кощей уже триста лет ищет себе невесту, но все тщетно. Всех отказавших ему он превращает в лягушек. Единственная, кто желает выйти за Кощея, - колдунья Мара. Она угрожает сломать иглу, дающую ему жизнь.
В это время на другом конце Тридевятого царства неодолимая богатырша Варвара в прямом смысле слова отбивается от женихов. Суженые не просто хотят завладеть сердцем Варвары, но и заполучить богатое приданое. Первый в списке претендентов - Царь Горох. Под руководством тряпичной куклы Петрушки царь похищает иглу Кощея и вынуждает его выкрасть Варвару, чтобы Царь Горох стал ее спасителем, а потом – и мужем…
Любая картина найдет своего зрителя
Каждая картина найдет своего зрителя, тем более - мультфильм для детей. Меня же, с позиции взрослого, радует, что народные персонажи оживают вновь и предстают в новых образах, попадают в нестандартные ситуации. Образы традиционных злодеев вдруг меняются, например, Кощей в мультфильме - романтичный защитник дамы сердца. При этом дама сердца выступает не в роли томящейся в башне принцессы, а в образе богатырши, которая вовсе не стремится выйти замуж. Получается, герои мультфильма развиваются вполне в тенденциях современности.
В мультфильме нет четких границ добра и зла. Угрюмый и нелюдимый герой не обязательно окажется представителем тьмы, он просто попал не в те обстоятельства, и его преображение - только вопрос времени. Но в целом, как мне кажется, у ребенка может возникнуть диссонанс между закрепленным веками в народном сознании образом Кощея-злодея и тем, что предлагается мультфильмом.
Многие посмотревшие этот мультфильм увидят очевидные сходства с популярными мультиками 2000-х в локациях, ситуациях, диалогах. Из-за этого, по моему мнению, «Кощей» теряет целостность, свою историю. Но те ребята, кто не знаком с похожими мультфильмами, своим детским «незамыленным» взглядом сможет увидеть волшебный новый для себя мир этого мультфильма.