Фото:
Легенды профсоюза. Вячеслав Юферев: у истоков коллективного договора

«Новый город» начинает совместный с профкомом РФЯЦ-ВНИИЭФ цикл публикаций «Легенды профсоюза». Материалы посвящены 75-летию профкома Института.

Герой первой публикации - технический инспектор труда профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ Вячеслав Николаевич Юферев.

Председатель профсоюзной организации РФЯЦ-ВНИИЭФ Иван Никитин: «Можно спросить любого члена профсоюза среднего и старшего возраста, и любой ответит, почему Вячеслав Николаевич – легенда профсоюза. Он легендарная личность прежде всего потому, что коллективный договор, которым мы и сейчас пользуемся, был прописан, в основном, Вячеславом Николаевичем еще в прошлом веке. А коллективный договор – основа деятельности нашей профсоюзной организации. Нынешняя редакция колдоговора – в основе именно та, которая была подготовлена именно Вячеславом Николаевичем, а затем и принята после обсуждения сторонами в конце 1990-х. Вячеслав Николаевич был в гуще событий, которые предшествовали написанию и заключению колдоговора, – акций протеста коллектива РФЯЦ-ВНИИЭФ против невыплат зарплаты. На недавней пресс-конференции мы вспоминали митинг на площади Ленина 23 июля 1998 года - самую  успешную и многочисленную акцию. Его, кстати, вел именно Вячеслав Николаевич.

Вячеслав Николаевич два года исполнял обязанности председателя профкома ВНИИЭФ, а затем несколько лет был заместителем председателя – и я в качестве председателя профкома без его участия в работе и поддержки не состоялся бы.

Одно из важных направлений его работы – охрана труда. И сейчас, если возникают вопросы по охране труда, с Вячеславом Николаевичем советуются, в том числе и представители администрации ВНИИЭФ. Не говоря уже о том, что он – компетентный консультант ЦК российского профсоюза атомщиков в Москве. Такой вот человек».

Героям цикла «Легенды профсоюза» мы задали три вопроса:

- Когда и зачем вы вступили в профсоюз?

- Вспомните две самых ярких ситуации в работе.

- Что вы пожелаете молодым сотрудникам ВНИИЭФ?

Вячеслав Юферев: «В профсоюз я вступил одиннадцатиклассником - работал лаборантом, вот и вступил. Таким образом, член профсоюза я с 1963 года. В университете около трех лет был членом профкома факультета. Защитил диплом, распределился во ВНИИЭФ. В университете был не только профсоюзным активистом, но и комсомольским, поэтому, приехав в город, сразу же включился в работу горкома комсомола. С 1970 года был членом горкома ВЛКСМ, с 1970-го же – председателем совета общежитий; от горкома комсомола введен в состав городского комитета профсоюза. Работал в жилищно-бытовой комиссии (быт в институтских общежитиях: питание, обслуживание, организация свободного времени, режим). Особых претензий у молодых специалистов в то время не было. В отделении 13 ВНИИЭФ также включился в профсоюзную работу: с 1989 года - профгруппорг, позднее – председатель профкома отделения 13. Со временем - член профкома ВНИИЭФ, с февраля 1996 года - уже и.о. председателя профкома Института, с 1998 года – председатель комиссии по охране труда профкома и сопредседатель совместной комиссии по охране труда ВНИИЭФ. До 2011 года был заместителем председателя профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Зачем я пришел в профсоюз?.. С молодых лет было своеобразное болезненное чувство справедливости, потому частенько лез на рожон, чтобы восстановить справедливость в моем понимании».

- А оно того стоило?

Вячеслав Юферев: «Во многих случаях да. Права работников нужно и удается защищать. Одна из первых побед комиссии по охране труда –5-7 работникам восстановили компенсационные выплаты, которые им полагались за ущерб здоровью как по советскому, так и по российскому законодательству. Увечья были давними: 1961, 1964, 1974 годы. Комиссия помогла получить разовые выплаты (15-22 тысяч рублей), а некоторым – ежемесячные выплаты вплоть до ухода из жизни.

Серьезная работа совместной комиссии по охране труда впечатляет: количество несчастных случаев (и их тяжесть) уменьшилось в 7-10 раз: с 12-15 случаев в год в начале 2000-х до 1-2 случаев в недавние годы (в 2016 году их не было совсем!).

Работа комиссий по охране труда предприятия и профкома стала, безусловно, конструктивной с приходом во внииэфовскую комиссию руководителем Владимира Алексеевича Загороднева.

К охране труда следует относить не только условия, безопасность – техническую, пожарную и иные ее виды; охрана труда начинается все-таки с оплаты. Достойная и своевременная оплата труда - и работник сыт, одет-обут, спокоен и сосредоточен на работе. В этом тезисе мы сошлись с совместной комиссией по охране труда предприятия и ее председателем В.А.Загородневым.

…В 1997 году избрали новый ЦК профсоюза ядерщиков, и председатель профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ Иван Иванович Градобитов стал заместителем председателя ЦК, а его заместители остались в городе «на хозяйстве». Надежда Федоровна Кудринская занималась, в основном, оргработой, путевками, соцстрахом и прочими вопросами. Мне же достались охрана труда, несчастные случаи, оплата труда, колдоговор. А время настало лихое! Работы нет – гособоронзаказ снижался, нет денег – за них приходилось воевать. А раз нет денег – как обеспечивать заработную плату? Готовили и отправляли обращения к президенту и правительству, к своим коллегам на других предприятиях Минатома, направляли «ходоков» к руководству своего предприятия, в министерства. В итоге договорились, что будем выходить - и вышли - на общероссийские акции протеста, которые продолжались более двух лет.

…Пришло время работы над коллективным договором. КД 1998-2000 гг. разрабатывали полтора года. Я вошел в комиссию по составлению коллективного договора. 1990-е гг. - время, когда советское законодательство прекратило существование, а российское еще не было окончательно выстроено. Следовательно, необходимо было определять «правила игры».

Создавали колдоговор шесть групп интересантов: профсоюз испытателей ЯЗ, профсоюз разработчиков ЯЗ, профсоюз разработчиков ЯБП, Совет трудового коллектива института (СТКИ), профком РФЯЦ-ВНИИЭФ и независимый профсоюз рабочих (НПР «Защита»). Состоялось около сорока заседаний комиссии, спорили жестоко, но в результате концепция коллективного договора 1998-2000 гг. и сегодня лежит в основе последующих коллективных договоров, в том числе действующего. Далее колдоговорные кампании шли все спокойнее и глаже, потому что финансирование ВНИИЭФ стало более регулярным, ритмичным.

А еще одно яркое впечатление - 9 апреля 1998 года присутствовал на митинге и забастовке уральского ядерного центра РФЯЦ-ВНИИТФ, 23 июля прошли митинг и двухчасовая забастовка по решению СТКИ и профкома во ВНИИЭФ. В итоге к 18 мая 1999 года перед сотрудниками РФЯЦ-ВНИИЭФ полностью погасили долг по зарплате за 1998 год, за январь-февраль и частично - за март-апрель 1999-го.

Дальше возникал вопрос о сокращении разрыва в зарплате между высоко- и низкооплачиваемыми сотрудниками - по отдельным подразделениям в «нулевых» годах разрыв был огромным. У профсоюзных активистов на этот счет существовали разные мнения, но старались разрыв сгладить. Что-то получилось».

Вячеслав Юферев о пожеланиях молодым сотрудникам ВНИИЭФ: «Согласен с существующей тенденцией. Молодые сотрудники приходят на работу в условиях действующего колдоговора, который сильно прогрессировал за двадцать с лишним лет и в который включены особые условия оплаты труда молодых специалистов. Существует в КД концепция молодежной политики до 2030 года. Молодые работники не задумываются, что коллективный договор заключается только профсоюзной организацией, представляющей интересы работников, из которых более 50% - члены профсоюза. Потому молодым следует объединяться сначала под эгидой молодежных комиссий профсоюза. Каждый молодой специалист сильно выиграет, если свяжет свою жизнь и трудовую деятельность с профсоюзом. Только так он будет в жизни и на производстве не робким одиноким просителем (помним: один в поле не воин), но сможет требовать, предлагать и отстаивать интересы, в том числе свои, сообща. Мы, старшее поколение, уходим. Молодым предстоит самим бороться за свои интересы в профсоюзной связке. Профсоюз и есть школа солидарности в защите трудовых и социальных прав людей труда».

ср, 09/07/2022 - 23:48