Фото:
Настоящий труженик искусства. Памяти хореографа Олега Сидорова

Как свет от взорвавшейся звезды виден еще долгие годы, так некоторые люди и после своего ухода служат камертоном профессионализма и служения своему делу. Беззаветно и преданно. Такие личности создавали мощь и славу нашего города в разных областях - науке, технологии, творчестве.

-

 

Из «второго состава» - в первые ряды

Олег Григорьевич Сидоров, заслуженный работник культуры, руководитель народного хореографического коллектива – тот самый атлант, который поднял художественную самодеятельность наукограда - причем «взрослую» - на высочайший, не побоюсь этого слова, профессиональный уровень. Сильный, яркий, волевой, харизматичный, эмоциональный, целеустремленный, не стяжатель от слова совсем - впрочем, тогда было другое время! - безумно талантливый – таким он запомнился всем, кто его знал.

Олег Сидоров танцевал с детства – бабушка водила его в танцевальный кружок во Дворце пионеров. Правда, еще он увлекался геологией, но все же танцы были в приоритете. Поэтому не было ничего удивительного, что в 16 лет Олег оставляет родные Ессентуки, поступает в школу-студию при Краснодарском театре оперетты, а затем становится в нем актером. В 1963-м артист балета Олег Сидоров, прельстившись, как и многие тогда, на название «Москва-центр-300» едет в столицу. А попадает в закрытый город, в музыкально-драматический театр. Здесь яркий, характерный актер с явными задатками балетмейстера не может спокойно «усидеть» на месте. Ирина Васильевна Скрипник, бывшая солистка балета, вспоминает, как однажды балетмейстер Царько ставил цыганский танец. Сидорова и Скрипник назначили «вторым составом» - смотреть и тихонечко репетировать где-нибудь «на задворках». Посидели они, посидели, даже что-то немного порепетировали, но потом Олег Григорьевич не выдержал. Он придумал свою драматургию танца, целую жанровую картинку и рассказал все партнерше. Начались «тайные» репетиции в нерабочее время. Подобрали костюмы - причем сами их «довели до ума», - попросили оркестрантов подыграть. Даже с техничкой, пришедшей убирать сцену, Олег договорился: «Вы что! Мыть нельзя, это же СЦЕНА! Немножко веничком побрызгайте и все!»

Когда балетмейстер за день до сдачи увидел танец пары Сидоров-Скрипник, сомнений, кто будет выступать, у него не осталось. «Мы потом везде этот цыганский танцевали, он нам даже надоел», - вспоминает Ирина Скрипник.

После реорганизации в 1968 году музыкально-драматического театра, Олег Григорьевич еще два года прослужил артистом драмы. Его немецкий офицер в спектакле «Десятый круг» был просто идеальным арийцем! Откуда эта «истинность» в пареньке из южной глубинки? Видимо, от бабушки-аристократки и дедушки-гусара. Еще служа последние годы в театре, Олег Григорьевич параллельно работал в ДК. А когда в 1970-м принял твердое решение уйти из мира драмы – перетянула магия танца, - он начал создавать свой потрясающий ансамбль, украшавший все городские и областные мероприятия почти 20 лет…

-

 

Сидоровцы могли танцевать все

В чем же была уникальность сидоровского коллектива? Почему до сих пор о нем ходят легенды? Почему его ученики уже 35 лет собираются вместе, чтобы почтить память мастера?

Это был ансамбль, в котором занимались взрослые люди, хотевшие выразить себя в творчестве: вначале Олег Григорьевич даже старшеклассников не брал. Хотя были и счастливые исключения. Так, в композиции «Барышня и хулиган» участвовал пятиклассник. А куда ему еще было податься, как не в танцоры, если и родной брат, и двоюродные уже несколько лет занимались в коллективе?

Для кого-то ансамбль был отдушиной, кому-то, вопреки жизненным обстоятельствам, помешал «упасть на дно». Один из участников коллектива рассказывал, как увидел своего одноклассника, мальчика из неблагополучной семьи, на сцене. Там, в отличие от школы, где еле тянул программу, он был «царь и Бог»! Другу тут же захотелось попасть в этот волшебный мир танца. А придя в ансамбль, он остался в нем на долгие годы. Один из ребят сделал выбор между хоккеем и танцами в пользу последних! Кому-то ансамбль дал путевку в жизнь.

Сидоровцы могли танцевать все, даже темпераментно бить чечетку. Три раза в неделю занимались постановкой номеров, а в воскресенье – станком и «партером», поскольку в остальные дни разминка была короткой. И это понятно – все же люди рабочие, в ЦКиД ВНИИЭФ приходили к семи часам вечера. Для своего коллектива балетмейстер добился ремонта бывшего спортивного зала: здесь появились станки, зеркала, деревянный пол. Среди участников было много ребят – не частый случай в танцевальных коллективах. Руководитель всегда находил с ними общий язык.

Олег Григорьевич всех своих танцоров любил, но с теми, кто ходил «через пень колоду», расставался без сожалений. Человеком он был взрывным, эмоциональным, темпераментным. Все, знавшие его, до сих пор вспоминают сидоровскую характерную пластику. Ему не приходилось много говорить: ученики уже по жестам понимали настроение мастера и что он от них хочет. Так, всплеск руками не предвещал ничего хорошего: за ним вполне мог последовать грозный возглас: «Все свободны!» или знаменитая фраза: «Я вам все показал!» и выжидательная поза: «Делайте»! Он умел ругать, но умел и благодарить: девушкам целовал руку, открывал дверь.

-

 

Каждый танец в постановке Олега Сидорова был настоящим мини-спектаклем, настоящим одноактным балетом с сюжетом, а не движением ради движения. Ученикам своим он всегда говорил: «Главное - создать образ, а не задрать ногу повыше».

В номере «Комиссары» на фоне огромного красного солнца раздавался стук копыт и появлялись участники композиции. Вся она шла только под звук цокота, пулеметные очереди и крики «Ура». Казалось бы – все просто, но впечатление было колоссальное.

А «Бурлаки на Волге» к концерту 7 ноября? Открывался занавес, и на сцене стояла «ожившая» картина. У всех участников даже портретный грим был, сделанный стараниями художника-гримера Светланы Шевцовой. А дальше шла музыкальная картина быта XIX века. Или композиция под Свиридовское «Время, вперед!», когда перед зрителем проходила огромная эпоха жизни нашей страны, начиная с косарей и заканчивая полетом в космос…

Многие танцы в разных концертах шли под «живую» музыку: с участием народных инструментов - «Кадриль» и «Слободские ухажеры», с театральным оркестром - «Чардаш». Для «Чарльстона» музыканты ВИА «Нижний Новгород» записывали фонограмму. Все музыкальное сопровождение Сидоров всегда искал сам.

Иногда участники коллектива с удивлением, и даже недоверием слушали музыку, которую приносил руководитель: ну, как можно танцевать под Пятую симфонию Бетховена или «Болеро» Равеля? А у Сидорова все было реально. Танцевали так, что никто из зрителей не мог оторваться от сцены. Потому что ярко, потому что высокий уровень, потому что танцоры «проживали» номер, как актер проживает свою роль. Ведь для каждого участника коллектива балетмейстер подбирал именно «его» образ. А еще в каждом номере была своя изюминка и своя драматургия. Так в «Чарльстоне» у танцовщиц были тросточки с гвоздями на конце, в какой-то момент они их выпускали из рук - и тросточки оставались стоять…

-

Номер под песню «До свидания, мальчики» - невыразимо трогательный и искренний: зримая картина разбитых судеб молодого поколения, так и не успевших долюбить. Начинавшийся с красивого вальса, заканчивался он потрясающе точным жестом: девушки стаскивали с плеч тоненькую косынку, и рука, отчаянно махнув вслед уходящим мальчишкам, бессильно падала вниз.

Олегу Григорьевичу давно хотелось сделать красивый, романтичный, нежный номер. Именно таким вышла композиция под «Вальс» Хачатуряна. Здесь все было прекрасно: и костюмы у девушек а-ля Наташа Ростова, и декорации – огромные люстры, и, конечно же, хореография. Это был последний номер, который успел поставить Мастер, и получился он своеобразной финальной точной…

-

 

На одной сцене – с Майей Плисецкой

…Композиция «Комбат» под песню Владимира Высоцкого. Номер вынашивался балетмейстером два года - уж очень хотелось сделать сильную, яркую композицию. И она получилась. Олег Григорьевич так смог объяснить ребятам задачу, что они поняли ее не на уровне пластики, а на уровне души и работали на «разрыв аорты». Когда комбаты падали, подкошенные пулями, в зале плакали.

80-е годы. Высоцкий. А Сидорова с этим номером приглашают выступить в Горьком на партийной конференции – такова волшебная сила искусства, если оно создается профессионалами и в него вкладывается душа. И приглашали еще много раз уже после ухода Олега Григорьевича. Вообще, сидоровцы часто танцевали на других площадках: в городе - на праздниках улиц (была такая традиция в Арзамасе-16), и в Горьком. Причем, Олег Григорьевич никогда никуда не просился, не выдвигался, никого не подвигал. Сами приходили и приглашали. Однажды на сцене Горьковского театра оперы и балета сидоровцам удалось даже выступить в одном концерте с легендарной Майей Плисецкой, а Олегу Григорьевичу получить от нее автограф. Все участники этого концерта были профессионалами, и только танцоры из Арзамаса-16 – самодеятельными артистами!

Весной 1987-го коллектив с «Ча-ча-ча», «Комбатами», «Вальсом» и «Слободскими ухажерами» пригласили на Горьковское телевидение. Ребята работали целый день, съемки шли на четыре камеры.

-

 

Мои номера будут только в хорошей программе

Олег Сидоров всегда сам разрабатывал костюмы и декорации, следил за их качеством. Когда однажды у одной из участниц коллектива во время танца отлетела пуговица, он после этого случая перед каждым выступлением лично проверял застежки.

На «большой земле» народный хореографический коллектив и его руководителя знали и любили. Любили его и сами танцоры. Это был свой особый мир, большая дружная семья: вместе не только репетировали и выступали, но и отмечали дни рождения, устраивали пикники на природе, гуляли свадьбы (в коллективе сложилось несколько пар), причем Олег Григорьевич возил молодоженов на своей машине. Одна из участниц попала в больницу в Подмосковье, так ей всем коллективом писали поддерживающие послания. Как признавалась девушка: ансамбль давал ей силы жить.

Народный коллектив даже свою стенгазету выпускал - «Канифоль».

«Прыжок, полет, удар, шене!

И в темпе танца ритмом рьяным

Пятнадцать юных Гаянэ

Разбили саблей фортепьяно…

И зарубили сгоряча Олег Григорьевича!»

У Сидорова был принцип: хочешь, чтобы было хорошо – делай сам. Или хорошо - или никак. И еще: «Мои номера будут только в хорошей программе». И он делал. Сам. Пять лет на сцене ЦКиД ВНИИЭФ к Новому году ставились большие музыкальные спектакли. Олег Григорьевич и сценарий писал, и ставил, и играл (его Баба-Яга надолго запомнилась горожанам). В качестве актеров выступали и музыканты известного в городе ВИА «Нижний Новгород». На сцене получалась настоящая феерия не по эффектам, а по постановке. Олег Сидоров всегда находил неординарные решения новогодней темы: то отправлял Бабу-Ягу в космос, то диско-путешествие устраивал, то пираты сцену на абордаж брали. Самое интересное, что для «Диско-путешествия» в центре зала убрали часть стульев и поставили небольшой помост, где могли танцевать зрители. Практически прообраз современных фан-зон! В каждый спектакль органично вплетались номера разных коллективов.

-

В городе всегда было много любителей оперетты, и когда театр в очередной раз реорганизовали, музыкальных спектаклей стало очень не хватать. Тогда энтузиасты, бывшие служители кулис, взялись за дело, и на сцене ЦКиД ВНИИЭФ поставили несколько больших оперетт - «Вольный ветер», «Роза ветров», «Сорочинская ярмарка» и другие. Причем, с актерами-любителями, уникальное явление! У артистов была не эстрадная, как чаще всего бывает в самодеятельности, а классическая постановка голоса благодаря руководителю вокального коллектива Лидии Новиковой. Олег Григорьевич участвовал в постановках как актер, он был просто неподражаем в роли Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке». Зрители недоумевали: как он умудрялся держаться на портале, что у него - когти на руках? Конечно, никаких когтей не было, такова был сила его темперамента. Многие номера из этих оперетт долго потом участвовали в концертах.

Талантливая, яркая личность всегда притягивает себе подобных, поэтому над созданием концертов и спектаклей трудились профессионалы своего дела: главный дирижер театра Сергей Гусев, художник ЦКиД ВНИИЭФ Валерий Скрябин, руководитель ВИА «Нижний Новгород» Валерий Цуканов, аккомпаниатор Лидия Новикова, радиотехник Анатолий Казаков.

Талант Сидорова как балетмейстера был востребован не только во Дворце культуры. Когда в Доме ученых готовили вечер, посвященный Пабло Пикассо, директор ДУ Адольф Шевцов попросил Олега Григорьевича поставить пластический номер на тему картины «Герника». Композиция долго не получалась - не понятно было, за что «зацепиться», пока на одной из репетиций участник коллектива не встал в своеобразную позу. И фантазия постановщика заработала, получился потрясающий по выразительности номер о жизни и смерти.

Танцевальные номера, показанные на городских мероприятиях, всегда проходили «на ура!». После одного из таких концертов, посвященного 40-летию Победы, Олег Григорьевич получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Это был балетмейстер, которому одинаково хорошо удавались и камерные постановки на трех человек, и огромные «полотна» на стадионе.

-

 

Не договорили, не дотанцевали…

В творчестве была вся его жизнь. Не удивительно, что именно на сцене он встретил свою вторую половинку. Татьяна Сидорова, тогда еще Танечка Живодерова, в 17 лет пришла в ДК петь. Олег Григорьевич, вспомнивший, что девочка когда-то занималась у него в школьном ансамбле, позвал ее в свой коллектив. Это приглашение стало для обоих судьбоносным: через несколько лет Олег и Татьяна поженились. А в 40 лет он стал отцом – у пары родилась дочка Леночка.

Олег Григорьевич был удивительной личностью: талантливым, как профессионал, настоящим человеком, как мужчина. Под его обаяние попадали все окружающие, он мог говорить с любым на любые темы: от балета до космических кораблей.

Жаль, что Олега Сидорова не стало так рано: сердце, отданное на служение людям, не выдержало нагрузки. Звезда ушла, но ее свет не погас. Он горит и в сидоровцах, и в благодарных зрителях, и в дочке, и во всех тех, кто знал и любил Олега Григорьевича.

Пожалуй, лучше этих людей о нем никто не скажет.

Ирина Скрипник, партнерша по театру и коллега по работе во Дворце культуры посвятила ему стихи:

«Ты был в театре главным

партнером моим желанным,

Но вот мы оказались

в ДК ВНИИЭФ с тобой,

Теперь ты - балетмейстер,

Создавший ансамбль чудесный,

Где все танцоры были хороши».

«Олег Григорьевич, я благодарю судьбу, что она подарила мне счастье быть свидетелем и участником Вашего творчества!» - Елена Прохорова.

«Я очень счастлива, потому что в моей жизни был, есть и всегда останется дорогой мне человек – Олег Сидоров» - Елена Вишневецкая.

«Не договорили, не доспорили, не дотанцевали. Постоянно и говорю, и спорю, и танцую» - Андрей Панферов.

«Он часто говорил: «Незаменимых людей нет!» Но в этом глубоко ошибся!» - Ольга Хламова.

«Я выросла и воспиталась в этом коллективе. Без преувеличения, это школа на всю жизнь» - Наталья Паничкина.

«Олег для меня был примером того, как надо вести себя с женщинами. Его джентльменское, уважительное отношение к ним независимо от занимаемой должности помогает мне в работе и в жизни» - Владимир Меньшиков.

«Олег Григорьевич – Учитель, Мастер, Друг. Защитник, который всегда будет рядом. Спасибо за жизнь, которая определилась с его помощью» - Лариса Поликарпова.

«Для меня ты всегда – начало моей жизни. Ты - не звезда, взлетевшая и сгоряча упавшая. Ты - Вечность» - Михаил Жуков.

«Мы долго тосковали по жизни в коллективе, по Олегу Григорьевичу. Невольно искали глазами его узнаваемую фигуру на улицах города, на ступенях ДК. Нам годами снились репетиции и концерты. Время не властно над нашими воспоминаниями и любовью» - Ирина Косякова.

«Я счастлива и горда тем, что родилась в творческой семье глубоко любящих друг друга людей: это мой папа и моя мама. Когда папы не стало, я была совсем маленькая, но я узнаю о нем из многочисленных фотографий, из воспоминаний друзей и участников коллектива, на юбилейных концертах его памяти. Вот уже много лет 23 июля и 10 октября мы встречаемся у нас дома, чтобы вновь и вновь вспоминать то время, когда он был рядом. В эти моменты я чувствую, что мой папа жив: жив в сердцах многих людей, кому посчастливилось с ним работать, общаться, дружить» - Елена Сидорова.

В октябре этого года Олегу Сидорову исполнилось бы 80 лет. Но для всех, кто его знал, он навсегда остался 45-тилетним.

 

Автор выражает глубокую благодарность за помощь в подготовке материала Татьяне Васильевне Сидоровой.

Фото из семейного архива Т.В.Сидоровой

-

пт, 09/16/2022 - 12:20