Фото:
Легенды профсоюза. Фёдор Подгорный: «Не могу я без работы!»

«Новый город» продолжает совместный с профкомом РФЯЦ-ВНИИЭФ цикл публикаций «Легенды профсоюза». Материалы посвящены 75-летию профкома Института. Герой сегодняшней публикации - Фёдор Поликарпович Подгорный, ветеран профсоюзного движения, много лет работавший председателем профкома завода ВНИИЭФ (прежде – завода №1) и главным техническим инспектором охраны труда Объединенного комитета профсоюза ВНИИЭФ.

 

От подписки до главного технического инспектора

Ф.П. Подгорный: «Я в профсоюзе с 1950 года. Как поступил в институт, там сразу и приняли в профсоюз. Активно профсоюзной деятельностью начал заниматься со второго курса. На итоговой профсоюзной конференции проходили выборы нового состава профкома. И вдруг девушка из нашей школы - Маша Козина - говорит: «А что это выбирают все городских да городских? Давайте и сельских ребят! Вот наш Подгорный – он в школе был председателем ученического комитета». И меня выбрали в профком института – я не ожидал. Председатель профкома института студент Поливода - бывший фронтовик, майор - дал мне первое поручение: оформить подписку в общежитии на газеты и журналы. Поначалу не получалось, но Поливода сказал: «Я вам приказываю!» С этого приказа я и начал более-менее активно работать. А дальше – учеба. Спорт. Болели за факультетские и институтские футбольную, баскетбольную команды. Организовывали помощь в уборке урожая в колхозах по осени. Участвовали в строительстве завода «Южмаш» в Днепропетровске. Но основное - учеба, учеба, учеба…

По окончании института по распределению попал сюда, в Москву-Центр-300. В Министерстве дали направление на работу, спросили,  в Среднеевропейскую часть России или в Сибирь? А я у матери был младшенький, отец и два брата погибли на фронте. Туда, говорю, поеду, куда маму смогу забрать. Ладно, говорят, приходите завтра на Казанский вокзал, без провожающих, вот вам билет. Сел в вагон – едем вперед. Ночью проснулся – а едем-то уже в другую сторону! Попутчики спрашивают, куда мне. Я, говорю, молодой специалист. Так все нормально, не волнуйтесь. Приехали… КПП, проволока колючая, солдаты с собаками… Пропустили. Представитель отдела кадров показал, куда идти. Нас, молодых специалистов, человек 70, отвезли в городской пионерлагерь. На следующий день привезли на распределение. Предложили «научники», мол, возьмите логарифм – ну, взял. Но начальник отдела кадров спросил, хочу ли я на производство. «Конечно, хочу, говорю, нам в институте говорили, что на производстве работать интереснее». И меня направили в отдел 69 инженером в СМК. Через два месяца стал главным механиком. Строили периметр города и жилье хозспособом на Колхозной улице, мясокомбинат в совхозе, молокозавод в Дивееве. Я как механик обеспечивал работу оборудования. Отработал три года, по рекомендации главного механика Евранта Акимовича Хачатурова попал на завод, в начале 1960 года стал старшим инженером-механиком первого завода, отвечал за работу всего оборудования: чтобы оно было всегда исправным, давало точность при изготовлении деталей. У нас были сильные ремонтники, такие молодцы – поддерживали оборудование в хорошем состоянии. А это было нелегко, поскольку первый завод организован на базе старого, помещения приспосабливали. Однажды председатель профкома завода Николай Вениаминович Чернодуб говорит: «Нужно навести порядок в цехах». Так на заводе появилась первая инициатива «За высокую культуру производства». Ее поддержали и директор завода Евгений Герасимович Шелатонь, и директор ВНИИЭФ Борис Глебович Музруков. Мы – первый завод – одни из первых во ВНИИЭФ получили звание «Коллектив высокой культуры производства». Одновременно начали соревнование трудовых коллективов «За коммунистическое отношение к труду» - партия провозглашала инициативу, а профсоюз организовывал соревнования среди рабочих, цехов, подразделений. Инициатива распространилась на все предприятие. Работали напряженно, круглосуточно. Появились травмы… Шелатонь предложил мне возглавить отдел охраны труда и техники безопасности. В отделе проработал долго. Травматизм снизился. По сути, во время моей работы не было ни одного смертельного случая. 

А затем меня выбрали председателем профкома завода №1 на смену Юрию Никаноровичу Шарову. И восемнадцать лет проработал на заводе председателем завкома профсоюза. Президиум завкома был очень хорошо подобран, толковые специалисты: Кузнецов, Панов, Черницын, Величко, Вихарев и другие. Занимались организацией соревнований, культурного досуга, при клубе «Прогресс» была очень хорошая самодеятельность. А духовой оркестр завода №1 выводил на демонстрации 1 мая и 7 ноября и заводскую колонну, и институтскую. Знаменитый был оркестр.

На территории завода построили волейбольные площадки рядом с цехами. Но там могли заниматься только работающие, потому по предложению директора завода построили заводской стадион «Старт». Здесь занимались и семьи заводчан. Еще было важно создать базу отдыха для заводчан – «Прогресс» в Дубках на Мокше.

…Я проанализировал: пять раз проводили отчетно-выборные собрания завкома. И всякий раз состав голосовали единогласно. Нас уважали. Работали спокойно – работали, а не прожектерствовали. Что спланировали, то и выполняли. Что характерно, поддерживали нас как директор завода Евгений Герасимович Шелатонь, так и директор ВНИИЭФ Борис Глебович Музруков.

Получали задание на изготовление новых изделий – делали. Отлично, отлично тогда работали заводчане».

 

«Совсем обычная работа» во имя коллектива

Ф.П.Подгорный: «Помнится, приняли решение о строительстве базы отдыха «Прогресс». Нужно же людям отдыхать – а тут два дня на природе: воздух, лес, река, рыбалка!.. Работы по созданию базы было много, сотрудники завода с большим энтузиазмом за дело взялись. За полгода построили. Около двадцати домиков изготовили в деревообрабатывающем цехе, помогли и другие организации. Большое дело сделали. В первый заезд туда, кроме работающих, ветераны приехали, и концерт организовали, питание прекрасное, отдых организован правильно. И погода была отличная. Это очень здорово запомнилось.

Поскольку был такой сплоченный, деловитый президиум профкома завода, работали отлично: по сути, ни одному работнику завода не было отказано в путевке на базы и в дома отдыха, в пионерские лагеря, в санатории. Даже наоборот, ходили, уговаривали: получайте путевки. Этим занималась Зинаида Макаровна Величко, отличный работник. Жильем вместе с администрацией завода занимался Николай Петрович Вихарев, а дисциплиной – Иван Васильевич Черницын. Заводчане также приняли активное участие в строительстве пионерлагеря «Лесная поляна». А в остальном… Обычная работа. Совсем обычная».

- А вам доводилось встречаться лично с Борисом Глебовичем Музруковым?

Ф.П.Подгорный: «Однажды, еще когда я работал механиком, Борис Глебович пригласил меня к себе в кабинет. Говорит: «В городе сложная обстановка – хлебозавод того и гляди остановится, а этого нельзя допустить. Там с оборудованием беда. Ты как специалист организуй бригаду ремонтников – нужно восстановит оборудование». Собрали мы бригаду, за неделю восстановили изношенное оборудование. И хлебозавод не остановился. А так - иногда на совещаниях у директора ВНИИЭФ присутствовал. Сидит, бывало, глаза прикрыты. Слушает всех. Все высказались, совещание окончено – он подводит итог: тому это сделать, другому – это… Очень я его уважал».

 

«Не могу я без работы!»

Ф.П.Подгорный: «…Началась эта перестройка - было сложно с зарплатой. На заводе дело шло к забастовке. Рабочие первого цеха начали возмущаться. Я пригласил директора Владимира Александровича Белугина на заседание профкома. Вместе с Шелатонем пришли. «Вот, - говорит Владимир Александрович, - моя зарплата, я ее так же, как вы, не получаю. Потерпите!» И мы поняли, что нужно ждать. Через начальников цехов организовали из Дивеевского и Ельниковского районов поставки молока и мяса на территорию завода. Каждое утро на завод приходила цистерна с молоком - заводчане покупали. Из Ардатова, по договорам, привозили мясо, картошку.

А вскоре подошло время мне уйти на пенсию. Ушел.

Просидел аж месяц дома! И понял: не могу я без работы! А тут звонок от Ивана Ивановича Градобитова – пригласил меня в профком ВНИИЭФ, в группу охраны труда главным техническим инспектором.

У меня опыт в этой сфере большой - прежде на заводе занимался безопасностью работы сотрудников, особенно на спецпроизводствах, – конечно, я согласился. И проработал 12 лет техническим инспектором ЦК профсоюза. Моей работой были довольны. Главное – сумели организовать общественность – уполномоченных по охране труда в каждом коллективе. И инспекторы, и уполномоченные по охране труда - сами рабочие, которые лучше знают, где может быть непорядок, - проверяли условия и безопасность. На этой должности проработал 12 лет. А всего во ВННИЭФ я проработал 52 года».

 

Профсоюз организует и защищает

Обращаясь к молодым сотрудникам ядерного центра, Фёдор Поликарпович отметил: «Ребята, в профсоюз вступать обязательно нужно! Профсоюз занимается работающими, их семьями и ветеранами, а самое главное – организует и защищает. Сумма ваших профсоюзных взносов – это мизер по сравнению с тем, что профсоюз вкупе с администрацией предприятия тратит на льготы работающим, на спорт, на культуру. Поэтому нужно обязательно вступать. Прежде на заводе было практически стопроцентное членство в профсоюзе».

 

КОММЕНТАРИЙ

Председатель профкома РФЯЦ-ВНИИЭФ И.А. Никитин: «Фёдор Поликарпович Подгорный – действительно наша легенда, легенда профсоюза. Он 18 лет руководил крупнейшей во ВНИИЭФ профсоюзной организацией – профсоюзной организацией завода ВНИИЭФ. Не каждому такое по плечу.  Когда он вступил в должность председателя профкома завода, ему пришлось столкнуться с трудностями обеспечения безопасности на производстве, с обеспечением охраны труда. В начале его руководства на заводе шла напряженная работа по производству необходимых стране боеприпасов, а перед тем, как он передал пост своему преемнику Игорю Борисовичу Лобову в начале 90-х гг., была уже совсем иная сложность в работе. То самое безденежье, настигшее весь институт, заставляло профком завода заниматься несвойственной профсоюзу работой – доставкой продовольствия работникам. Изыскивали разные способы, чтобы накормить сотрудников и их семьи, и профком завода во главе с Фёдором Поликарповичем тогда достойно справился с этой задачей.

А когда Ф.П.Подгорный передал свой пост преемнику, то 12 лет занимался охраной труда в профкоме ВННИИЭФ. На этой должности он воспитал многих профсоюзных уполномоченных по охране труда, которые ему до сих пор благодарны за науку, и мы также благодарны Фёдору Поликарповичу за работу, которую он проводил в этом направлении, поднимая эффективность профсоюзных уполномоченных по охране труда.

Несомненно, его работа в этой сфере принесла огромную пользу всему коллективу ВНИИЭФ, всей профсоюзной организации. Поэтому Фёдор Поликарпович заслуженно читается легендой профсоюза. Мы с уважением вспоминаем совместную с ним работу и безусловно признаем его заслуги. Доброго здоровья Фёдору Поликарповичу!»

 

Наша справка

Ф.П. Подгорный родом из Днепропетровской области, села Петриковка. Родился 22 июля 1931 года. Два года был в оккупации. В с. Петриковка окончил школу-семилетку, затем среднюю школу; поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт на машиностроительный факультет. В 1955 году по направлению приехал во ВНИИЭФ. «Вся моя трудовая жизнь прошла в этом городе, во ВНИИЭФ», - сказал ветеран профсоюзного движения.

Супруга Анна Романовна – также ветеран ВНИИЭФ (отделение 09) и тоже профсоюзный активист – возглавляла соцстрах профкома отделения 9 ВНИИЭФ. Общим итогом династия Подгорных – родители, семьи двоих сыновей и внука – имеет трудовой стаж на градообразующем предприятии около трёхсот лет. «Мы – патриоты ВНИИЭФ», - гордо сказал герой нашего материала.

 

чт, 12/01/2022 - 11:38