Фото:
Мультики – «бомбы» замедленного действия? Как удержать ребенка от бесконтрольного просмотра ТВ

Психологи утверждают: мультики – это не просто развлечение, они напрямую влияют на развитие детей. Поэтому так важно контролировать, что смотрит ребенок, а еще лучше – смотреть мультфильмы вместе, обсуждать поведение героев, на мультяшных примерах объяснять что хорошо, что плохо.

Некоторые мультики лучше вообще исключить, если в них содержится далеко не детский юмор, обсуждаются взрослые темы или происходит подмена ключевых понятий.

К сожалению, четких критериев из официальных источников для оценки безопасности и качества мультфильмов нет (они существовали в Совестком Союзе – авт.), но мы попробуем разобраться, какую мультики можно смотреть, а какие являются «бомбами» замедленного действия.

 

Каким должен быть мультфильм?

Все, что происходит на телеэкране, является для ребенка источником информации - он впитывает, как губка. Поэтому персонажи, особенно для детей раннего возраста, обязаны быть максимально приближены к реальности.

Хорошее и плохое должны быть четко разграничены: дружба, любовь, взаимопомощь – это правильно и хорошо, а злость, жадность, зависть – плохо. Кроме того, добро всегда побеждает зло - это основной посыл «здорового» мультика.

 

Сколько можно смотреть?

Всемирная организация здравоохранения дает четкие рекомендации относительно того, в каком возрасте и как долго детям можно смотреть мультфильмы и другие телепередачи. Ребенку от 3 до 7 лет – не более получаса в день, от 7 до 10 лет – до 50 минут в день, от 11 до 18 лет – до 3 часов в день.

Малышам до 3-х лет не рекомендуется смотреть телевизор, планшет и другие гаджеты. Маленькие дети в силу возраста еще не могут воспринимать содержание мультфильмов - это огромная нагрузка на неокрепшую нервную систему. Поэтому после просмотра мультиков у малышей часто наблюдается заторможенная реакция, либо они становятся капризными и гиперактивными.

Также просмотр мультиков в раннем возрасте может привести к задержке речевого развития и склонности к частому переключению внимания с одного занятия на другое. Кроме того, повышается риск развития синдрома дефицита внимания, поскольку малыш вместо нормального живого общения с родителями получает «искусственные» эмоции.

 

Качественные мультфильмы воспитывают личность

Хорошая анимация способствует становлению личности ребенка и помогает развивать эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. При этом процесс обучения происходит достаточно быстро, так как настроение и эмоции героев передаются посредством музыки, звуков, изображения.

Во время просмотра мультиков можно задавать ребенку вопросы: кто из героев ему интересен больше всего и почему? Если бы оказался на месте героя, то как бы поступил в трудной ситуации? Какой поступок героя его особенно удивил? Чему научились герои мультфильма, и как они изменились?

Ребенок сопереживает персонажам, видит последствия негативных поступков, изучает разные ситуации, учится разграничивать, что хорошо, а что плохо.

 

Зависимость от мультиков: как ее избежать?

«Веди себя хорошо, иначе не включу мультики!» — эту фразу лучше вычеркнуть из своего родительского лексикона. Мультфильмы не должны становится инструментом для манипуляции или запретным плодом.

Психологи утверждают, что зависимость от мультиков легко формируется у тех детей, для которых не создана интересная многогранная среда для развития. Тогда просмотр мультфильмов становится единственным развлечением.

У зависимости больше шансов появиться, если ребенок пользуется гаджетами или мультиками бесконтрольно, и у него нет ограничений по времени и качеству контента.

 

Депрессивный Лунтик и анорексичные Винкс

На примере нескольких популярных мультфильмов разберем, какую информацию будет получать ребенок при их просмотре, чему будет учиться и какому поведению подражать. Вот что пишет портал www.tsargrad.tv со ссылкой на комментарий детского психолога.

«Лунтик». В этом мультике есть четко выраженная линия добра, а закадровый голос делает выводы о действиях персонажей. Однако есть нюансы. Во-первых, Лунтик фиолетового цвета, это депрессивный оттенок, который путь и незаметно, но влияет на подсознание малыша. Во-вторых, отрицательные персонажи - гусеницы, более подвижные и активные, и хотя они делают все не по правилам, однако у них это получается намного интереснее, чем «нудные», но правильные поступки Лунтика и его друзей.

«Маша и Медведь». Из плюсов – мультфильм веселый, легкий, возраст главной героини совпадает со зрительским, и истории получаются интересными. Но есть большой минус - Маша принижает авторитет Медведя (взрослого), который заботится о ней. Есть серия, где девочка пинает Мишку, не слушается его и жестко над ним подшучивает. Маша проявляет однобокие эмоции - интерес, удивление, и почти не проявляет любви и сочувствия. Она никому ничего не должна – веселится, из любой ситуации выходит победителем, а тот, кто любит ее, часто оказывается в дураках.

«Губка Боб квадратные штаны». Этот мультик и прочие подобные американские мультфильмы со странными персонажами – примитив, облаченный в анимационную оболочку. При его просмотре не нужно думать, анализировать. Герои не просто чудачат, а делают откровенно плохие вещи - поедают какие-то гадости, бьют друг друга, смеются над глупыми вещами. Чему такой мультик может научить?

«Винкс». Главные героини этого мультсериала - девушки с ненормальной худобой, которые носят откровенные наряды. Фразы и диалоги героев – примитивные и ограниченные. Кроме того, в мультфильме мужчины выступают в качестве «слабого пола», хоть и участвуют в сражениях, но толку от них мало. А самое главное, что все свои проблемы главные героини фильма решают с помощью магии: одно движение руки - и проблема решена. Только если ребенок будет это переносить в реальную жизнь, то у него ничего не получится, кроме истерики. 

«Том и Джерри». Вроде бы классика мировой мультипликации, но это вредный мультик, пропитанный агрессией. В этом можно лично убедиться, посмотрев во взрослом возрасте пару серий, где герои пытаются сделать друг другу как можно больнее и предлагают над этим посмеяться. Многие сравнивают этот зарубежный мультик с нашим «Ну, погоди!», но разница между ними колоссальная – в советском мультфильме нет такой жестокости, а нарушения запретов приводят волка к плачевным результатам.

«Богатыри». Это мультфильм не для детей, а для взрослых, так как в нем используется взрослый юмор, разгораются недетские страсти. А еще это неудачная попытка показать русский дух и самобытность, только никакого культурного наследия здесь нет.

По информации www.psychologies.ru, www.tsargrad.tv, www.kommersant.ru, www.nsportal.ru, www.infourok.ru

ср, 12/07/2022 - 20:52