Фото:
Строгий профессионал. Памяти основателя хора русской песни А. Кузина

Каким он был – Александр Кузин, создатель, аккомпаниатор и душа прекрасного саровского народного коллектива хора русской песни? За ответом мы обратились к художественному руководителю ЦКиД ВНИИЭФ Заслуженному работнику культуры РФ Марине Павловой и солистке хора, певшей в нем с самого основания, Татьяне Кузиной.

 

Кулебакский самородок

Где обычно можно найти маленького, совсем маленького, лет трех от роду, мальчика? Во дворе с мальчишками? На речке? В песочнице? Обычных – да. Но Саша Кузин был непростым мальчиком, он был человечком, одаренным любовью к музыке - народной музыке. И найти его можно было только там, где звучала русская гармонь. Родные знали: если Саши нет дома, значит, он где-то на свадьбе, дне рождения или прочих мероприятиях - сидит возле музыканта и жадно ловит каждый звук, каждое движение пальцев гармониста. А еще мальчик был необычайно скромным и так любил свою маму, часто болеющую, поскольку ей приходилось работать на износ, чтобы вырастить единственного сына, что предпочитал сидеть голодным в холодном доме, накрывшись несколькими одеялами, чем попроситься к кому-то в натопленную избу. Когда его звали поесть, он всегда отказывался: не хотел, чтобы кто-то знал о трудностях семьи, тяжело выживающей в сложные послевоенные годы.

Любовь к русской музыке и народному пению осталась у него на всю жизнь, поэтому выбор, куда поступать, для Александра Кузина не стоял: он мечтал научиться играть на гармони. Но у семьи не было денег, чтобы купить ему инструмент. Александр поступил учиться в Арзамасское музыкальное училище по классу баяна. Через полгода стал лучшим учеником, хотя заниматься ему приходилось на «казенном» инструменте, записываясь на репетиции по очереди с другими студентами. А еще он сам зарабатывал себе на жизнь, ведь мама ничем ему помочь не могла. И однажды сам купил себе свою первую «личную» гармонь. 

Успешно окончив училище, Александр вернулся в родной город и начал работать в музыкальной школе и в разных творческих коллективах. Он делал это так профессионально, что слух о талантливом баянисте прошел по всей Горьковской области. И дошел до закрытого Арзамаса-16, откуда вскоре в Кулебаки отправилась делегация - уговорить талантливого музыканта переехать в наш город усилить самодеятельность завода «Авангард». И Александр согласился!

-

 

Дело всей жизни

В нашем городе Александр Васильевич Кузин «с нуля» создал коллектив, который уже сорок лет горячо любим и востребован саровской публикой. В разные годы состав хора русской песни доходил до сорока человек. В его первый состав входили работники ЭМЗ «Авангард» - собственно говоря, и находился коллектив долгое время при ДК «Авангард». Абы кого Кузин в хор не брал: устраивал прослушивания, чтобы понять, есть ли у человека слух, голос, чувство ритма и, что немаловажно - желание полностью отдаваться музыке. Случайных людей в хоре не было. Все, кто не хотел регулярно приходить на репетиции или выступления, не мог выезжать на концерты и конкурсы, долго здесь не задерживался. Для своего коллектива Александр Васильевич сам делал аранжировки, а для некоторых композиций и музыку писал. У него были свои методики занятий с исполнителями.

Александр Кузин постоянно совершенствовал свои умения и навыки – так, он заочно окончил Куйбышевский институт культуры и искусства по специальности «Дирижер оркестра русских народных инструментов» и успешно применял полученные знания на практике. Его приглашали работать аккомпаниатором-баянистом в Куйбышевский государственной хор, даже звали остаться при нем руководителем оркестра. Однако Александр Васильевич свою «вторую родину», какой для него стал Саров, не оставил, продолжая вкладывать все силы в созданный им коллектив. 

Регулярно бывая на конкурсах, подмечал интересное у других коллективов и старался воплотить это в выступлениях хора. Так появилась замечательная вокально-хореографическая композиция «Улица широкая», в которой был заложен целый сюжет - от сватовства до женитьбы. Во время исполнения хористы не стояли, как обычно, а двигались по сцене в заданных хореографических рисунках. Это был удивительный опыт, ведь исполнителям пришлось учиться по-новому «звучать» - одно дело, когда ты просто стоишь, другое – когда поешь в движении, и тебя должны слышать и зрители, и партнеры.

Визитной карточкой хора стала песня «Хлеб всему голова». Еще руководитель хора любил знаменитую «Распрягайте, хлопцы, коней», во время исполнения которой равнодушных зрителей в зале просто не оставалось. Даже если в программе композиции не было, ее обязательно просил исполнить кто-то из зала.

-

Уровень хорового коллектива был настолько высок, что он неоднократно становился лауреатом и победителем областных, открытых зональных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, получив звание «народного», а Александр Кузин стал заслуженным работником культуры РФ. И это при том, что участники хора не имели музыкального образования, являясь сотрудниками ВНИИЭФ. Два раза в неделю они приходили в ДК на репетиции или выступления. Как призналась многолетняя солистка коллектива Татьяна Петровна Кузина, многие на репетиции приходили уставшие, с потухшим взором, а уходили окрыленными, с поющей душой.

Однажды «кузинцев» в качестве гостей пригласили в Нижний Новгород на выступление Сибирского государственного хора. После концерта Александр Васильевич позвал руководителя инструментальной группы коллектива, которого знал еще по Куйбышеву, в автобус к саровчанам. Тот попросил гостей спеть. И после исполнения нескольких композиций восхищенно произнес: «Они профессионалы! Никогда бы не подумал, что такой уровень может быть у самодеятельности».

Коллективу рукоплескали жители Арзамаса, Нижнего Новгорода, городов Урала и других регионов нашей страны. Часто приглашали на праздники в областную столицу, куда съезжалось хоры со всего региона. Коллективы выстраивались на Чкаловской лестнице, и на фоне панорамы Волги над широкими просторами лилось «Из далека долго…». Звучание и зрелище было потрясающим!

В репертуаре Народного коллектива хора русской песни - более 300 песен: «Степь, да степь кругом», «Прощание славянки», «По диким степям Забайкалья», «Как хотела меня мать да за первого отдать», «Расцвела под окошком» и много других известных и любимых публикой композиций. Есть у хористов «Весенняя программа», «Зимняя программа», «Военная» и «Смешанная». Какие-то песни исполняются на каждом концерте, какие-то – периодически. Неизменным остается одно – любовь саровских зрителей к коллективу и полные залы.

-

 

«Худая» самодеятельность

Александр Кузин был строгим руководителем, хотя по жизни – человеком мягким и душевным. И потому, что прекрасный профессионал - а такие всегда ставят высокую планку, и потому, что не любил понятия «художественная самодеятельность», которой все простительно. «Художественная самодеятельность - значит, худая. Значит, собрались, что-то кое-как поделали - и все. Так не пойдет», - любил повторять он и всегда добивался отличных результатов в работе с хористами…

Александр Васильевич не раз говорил участникам коллектива: «Вы вышли на сцену, зрители пришли на вас смотреть, значит, вы – профессионалы. Так что будьте добры соответствовать».

Как человек горячий, темпераментный, он мог на репетиции вспылить, но потом обязательно подходил, обнимал человека, извинялся, и все понимали, что такая критика - ради общего дела. Кузин воспитывал в хористах железную дисциплину: опаздывать нельзя, разговаривать на репетициях нельзя, пропускать выступления нельзя. А все проблемы надо оставлять за дверью.

Александр Васильевич лично играл на инструменте, сидя сбоку от хора. Во время аккомпанемента он слегка кивал в такт музыки, однако полноценного дирижирования это не заменяло. Поэтому хористы должны были быть просто идеально подготовленными: спетыми и «сыгранными» так, чтобы каждый не просто вел свою партию (а пели «кузинцы» и на два, и на три, и даже на четыре голоса, - авт.), но и не мешал соседу. А ведь в каждую композицию необходимо было вложить частицу души, иначе на сцене будет ремесло, а не творчество….

-

Он был музыкантом до «мозга костей», и в сложных ситуациях в первую очередь думал о… своем баяне.

Татьяна Кузина: «Ехали мы однажды на конкурс в Темников, и в автобусе внезапно случилась поломка в рулевой колодке. И вот мы несемся по дороге, впереди огромный овраг, а водитель делает все возможное и невозможное, чтобы остановиться и не упасть с обрыва. Резкое торможение - и вот по проходу летим мы: я и баян. Все кричат: «Александр Васильевич, держите Татьяну!». А тот в броске ловит… баян! И радуется, как ребенок, что успел!»

Большое внимание Александр Кузин уделял не только музыкальному развитию коллектива, но и его внешнему виду. Первые костюмы хора были желто-зеленые, купленные по счастливой случайности на Ивановском производственном комбинате, выпускающем сценические наряды - какой-то ансамбль отказался их брать, а «кузинцы» взяли и они им очень долго прослужили. Затем решили для одного из самых любимых саровчанами коллектива пошить «свои», отвечающие всем последним тенденциям сценической моды, костюмы. В Москву, в театральные мастерские отправились художественный руководитель ЦКиД ВНИИЭФ Марина Павлова и руководитель хора русской песни Александр Кузин. Пересмотрели кучу эскизов и готовых изделий, даже увидели костюмы для ансамбля Бабкиной, которые она лично забирала. И в итоге остановили свой выбор на алых сарафанах - для женской половины хора и белых рубахах – для мужской. Все костюмы были отделаны золотой аппликацией. Когда коллектив впервые вышел в новых нарядах на сцену, словно солнце ее осветило - такие они оказались яркие, праздничные, истинно русские!

-

В 2019 году, на выступлении хора в Бутурлино на престижном Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни «Вишневая метель», где были представители 16 областей, наш хор стал лауреатом первой степени. Члены жюри долго общались с Александром Васильевичем Кузиным, ведь им понравилось все - и качество исполнения, и внешний вид артистов.

Все участники хора своего горячего, искренне влюбленного в русскую песню руководителя любили. Многие занимались в коллективе несколько десятков лет, хор становился для них большой семьей, где все друг друга любили, ценили и уважали. После каждого выступления накрывали стол и обсуждали: как все прошло, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит работать. Делились эмоциями и впечатлениями.

Татьяна Кузина вспоминает забавный случай (хотя поначалу он таким никому не показался). Ехали на выступление и на одной из остановок забыли… одного из участников. Так были сосредоточены на предстоящем выступлении, что не заметили «потери» товарища. Обнаружилось она уже в ДК, куда приехал коллектив. Тогда мобильных телефонов не было, городской, конечно, имелся, но куда звонить?! Сидят все, горюют, переживают – как же он, бедный, доберется домой? И вдруг открывается дверь и врывается тот самый потерявшийся! «Ну что, думали, не найду?», - весело кричит он. Не захотел человек домой возвращаться, подводить товарищей по сцене. Нашел возможность и добрался на концерт

За 40 лет в хоре сменилось пять поколений исполнителей.

-

 

Музыка нас связала

Ни для кого не секрет, что творческие люди часто находят «свои половинки» тоже на сцене. Александр Васильевич не стал исключением. Сорок лет назад, когда шел набор в первый состав хора, сказала ему певица Александра Анненкова, что в соседях с ней живет молодая женщина, приехавшая из Арзамаса. Что она ни делает - всегда поет, и такая голосистая, красивая да задорная, что просто идеально подойдет для нового коллектива. Руководитель дал добро на прослушивание. Танечка Морозова пришла и затянула песню «Ах, ты, степь широкая». Поет и удивляется: отчего голос так предательски дрожит? Александр Васильевич успокоил: «Ничего, бывает!» и Татьяну в коллектив взял. Сбылась ее заветная мечта петь на сцене. Хотелось ей этого очень давно, еще со школьной скамьи, однако родители Татьяне категорически запретив поступать в музыкальное училище, строго-настрого приказав выбрать «нормальную» профессию. Что она и сделала, получив техническую специальность и приехав в закрытый город ковать атомный щит страны.

А вскоре красивая, стройная, обаятельная молодая солистка и руководитель хора поняли, что хотят быть вместе не только на сцене, но и в жизни. Рука об руку они вместе прошли до самого ухода Александра Васильевича из жизни - в 2019 году.

Со дня того судьбоносного «кастинга» вот уже сорок лет поет Татьяна Петровна Кузина в знаменитом саровском коллективе и сольно, и в хоре, являясь его настоящим украшением. Она не только была потрясающим исполнителем, но создавала еще и замечательные стихи, на которые супруг писал музыку. Песни, рожденные сердцами двух талантливых людей - «Гимн «Авангарду», «Сторона Саровская», «Нижегородский край», «Саровские ключи» и другие, посвященные любимому городу и родной земле, на концертах были самыми востребованными. А еще зрители очень любили в исполнении Татьяны Кузиной композицию «Похолодало»: из зала частенько кричали: «Похолодало!» - и она всегда откликалась на просьбу.

-

 

Второе дыхание

Как говорят, если спектакль хорошо сколочен, то он и без постоянного взгляда режиссера будет жить. Так и коллектив: если он создан на совесть, в нем сформировались крепкие традиции и вложена душа, он будет жить долго. Три года прошло с момента ухода вдохновителя, организатора и бессменного аккомпаниатора хора русской песни Александра Васильевича Кузина. Летом 2019 года он отметил 70-летие, а уже осенью его не стало. Но любимое «детище» живет. Ни один участник за это время не покинул коллектив, все хотят продолжать творить в память о замечательном человеке и профессионале, чье имя теперь носит хор. В этом году у коллектива появился новый руководитель - молодая, талантливая Татьяна Петрова, человек с горящими глазами и русской душой. Она окончила Саранское музыкально училище по направлению «Сольное и хоровое народное пение» и, приехав вместе с мужем в наш город, пришла педагогом в ДШИ №2. Тут-то ее и приметила художественный руководитель ЦКиД ВНИИЭФ Марина Павлова и пригласила на работу. Коллектив принял нового руководителя тепло и душевно, а та, в свою очередь, бережно чтит традиции коллектива и сохраняет его богатый репертуар.

Главным ее помощником остается Татьяна Петровна Кузина – бессменная «староста хора». В город приехали еще несколько народников - выпускников консерваторий, к ним присоединились и местные профессиональные музыканты. Теперь ансамбль русских народных инструментов не только сопровождает выступления коллектива, но и исполняет сольные произведения. У хора русской песни имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Кузина, блестяще созданного и сплоченного коллектива, открывается второе дыхание. 

Редакция выражает огромную благодарность заслуженному работнику культуры РФ Марине Николаевне Павловой и Татьяне Петровне Кузиной за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии из архива ЦКиД ВНИИЭФ.

-

чт, 12/15/2022 - 13:12