Фото:
Сердце города, или Как формировался облик Саровского монастыря

«Новый город» начинает новый совместный проект с архитектором Александром Аблесимовым, где будем говорить об архитектурном облике нашего любимого города, о том, как он формировался.

 

Древнее городище

Начать разговор об истории формирования архитектурного облика Сарова логично было бы с самых старых, сохранившихся до наших дней построек – ансамбля Саровского монастыря. Этот архитектурный комплекс вместе с застройкой проспекта Мира до сих пор определяют визуальную самопрезентацию города и остаются эстетическим ориентиром для всех, кто обращает внимание на облик города.

Но монастырь возник на этом месте только в XVIII веке, а что, если копнуть глубже? Древняя мордовская крепость, возведенная в XII веке на монастырской горе, хоть и канула в лету, но тоже оставила свои следы, пусть сейчас уже почти не видимые.

Крепость состояла из нескольких районов и занимала площадь примерно 53 гектара. Территория включала в себя весь современный пр. Мира и значительную часть старого района от Детского парка до ул. Пушкина. Восточная граница проходила между современными пр. Ленина и ул. Гагарина. Строителями крепости с умом использовался естественный ландшафт возвышенности между двумя реками – крутые склоны служили естественной защитой от нападения. Кроме того, каждый район был огорожен дерево-земляными укреплениями со рвами.

История крепости заканчивается в 1389 году, во время войн Москвы с Казанью. Оставленная своим тогдашним владельцем татарским ханом Беханом, она пришла в запустение.

Спустя несколько столетий пустынное место недалеко от большого тракта заметили монахи-отшельники. В 1691 году два монаха Исаакий и Филарет удалились в эти места для пустынножительства, а затем основали наш монастырь.

Центральный город старого городища, по-прежнему опоясанный валами со рвом, стал местом начала строительства монастыря. Укрепления, пусть и обветшавшие, использовались вместо стен, а внутри была построена первая деревянная церковь Живоносного источника.

В течение всего XVIII века монастырь расширялся, постепенно стирая следы древней истории, адаптируя природный и искусственный ландшафт под новые нужды. Так, монахи спрямили русло Сатиса, обезопасив северный склон монастырской горы от оползней. В середине века срезали вал и засыпали ров – восточную границу центральной части городища. Затем в конце века убрали и западные укрепления, а в XIX веке границы монастырского комплекса достигли предпоследнего укрепления в районе современного Октябрьского проспекта. Но несмотря на то, что физические свидетельства древнего поселения в ходе строительства монастырского комплекса исчезли, они, так или иначе, повлияли на внешний вид монастыря.

Схема Старого городища, совмещенная с современной планировкой Сарова

Схема Старого городища, совмещенная с современной планировкой Сарова

Схема застройки монастыря, совмещенная с линиями укреплений Старого городища и современной планировкой Сарова

Схема застройки монастыря, совмещенная с линиями укреплений Старого городища и современной планировкой Сарова

 

Начало строительства монастыря

Первые церкви были деревянными. Обитель постепенно обрастала жилыми и хозяйственными постройками, строительство велось без четкого плана. В начале XVIII века церкви оказались выстроены по центральной оси, так что колокольня одной церкви почти вплотную упиралась в алтарь другой.

Строительство каменных храмов также велось без должного обследования местности. Центральный собор саровского монастыря – Успенский, был заложен в 1730 году на месте первого восточного укрепления. Прекрасный образец архитектуры барокко, закрепившегося большого стиля империи, собор, однако, был возведен с ошибками. Особенность почвы в месте строительства не была учтена при закладке фундамента, и засыпанный древний ров дал о себе знать, когда по стенам собора пошли трещины. Проблему попытались решить, разобрав трапезную и придел, разрушавшиеся сильнее всего. Центральный же объем собора, до самого его сноса в 1954 году, был перетянут железными стяжками, удерживающими его от разрушения.

Возведенная в 2019 году реплика Успенского собора получилась довольно точной, так что сейчас мы можем вживую оценить красоту главной доминанты всего монастырского комплекса. Стиль барокко проявляется здесь и в вытянутых пропорциях барабанов и куполов, и в использовании ордера, нетрадиционных для русской архитектуры предыдущих эпох. Здесь нет пышности середины XVIII века, здание смотрится довольно строго, но сложный декор окон, дополнительно вытягивающий их в высоту, не позволяет ошибиться с определением стиля.

К середине века все деревянные церкви были перестроены в камне, и встал вопрос о дальнейших преобразованиях всего остального комплекса монастырских построек.

В 1789 году обитель посетил епископ Тамбовский и Пензенский Феофил (Саровская пустынь тогда относилась к Тамбовской губернии). Он указал на ошибки в планировке монастырской площади и составил план переделок. За разработку проекта перепланировки взялся знаменитый архитектор екатерининской эпохи Карл Бланк. Одним из его учителей был великий Растрелли, мастер стиля барокко.

Карл Бланк

Архитектор Карл Бланк

Правда, к концу века на смену барокко в качестве главного стиля пришел классицизм, поэтому грандиозный ансамбль, возведенный Бланком, только в небольших деталях отсылается к стилю предыдущей эпохи. Зато такая перекличка связывает воедино построенные в разное время здания.

Итак, Бланк приступил к строительству монастырского каре, объединив жилые и хозяйственные корпуса по периметру площади в замкнутый четырехугольник. По углам архитектор расположил башни, украсив их куполами со шпилями. Такая компоновка зданий придала монастырю сходство с крепостью. Уже в советские годы из-за этого сходства монастырская часть города будет иногда называться кремлевской.

Западная часть комплекса была построена на месте западного крепостного вала, долгое время служившего границей монастыря.

Центром композиции Бланковского ансамбля стала колокольня, до сих пор входящая в число самых высоких в России. По проекту Бланка колокольня должна была состоять из пяти ярусов, но средств на реализацию замысла не хватило. Колокольню укоротили до четырех ярусов, это несколько исказило пропорции сооружения, но представить ее иначе сейчас уже сложно.

Простые четырехугольные объемы были оформлены в соответствии с требованиями стиля классицизм, опирающемся на античную ордерную систему. Пилястры на каждом следующем ярусе завершаются капителями все более позднего стиля. На первых двух ярусах дорические капители, на третьем ярусе ионические (они угадываются на исторических снимках, но сейчас отсутствуют совсем), а на последнем, где часы – уже самые пышные, коринфские. Верхняя часть каждого объема делится на обязательные архитрав, фриз и карниз, при этом на самом деле это все уже чистая декорация.

Подробно останавливаться на каждом из корпусов я не буду, отмечу только, что, будучи выстроены по единому проекту, они очень похожи друг на друга. Немного выделяются только больничный и губернаторский корпуса по обе стороны колокольни. Во-первых, у них необычная планировка – скруглены южная и северная стены; во-вторых, здесь архитектор позволил себе некоторую вольность, придав пилястрам на втором этаже форму пик.

Фотоколлаж. Так выглядела бы колокольня по проекту 1789 года

Фотоколлаж. Так выглядела бы колокольня по проекту 1789 года

 

Завершенный ансамбль

В XIX веке монастырь продолжал меняться. Были перестроены и приобрели знакомый нам вид церкви Живоносного источника и Иоанна Предтечи. Последний был построен в эпоху Александра I, когда строгий классицизм эволюционировал в роскошный ампир. Здесь мы уже не увидим строгий дорический ордер – только коринфский, как на памятниках Римской империи, круглые барабаны и огромный центральный купол меняют масштаб сооружения. Немного снижает пафос необычное расположение храма – у подножия монастырской горы, иначе он точно сместил бы акцент с доминант – Успенского собора и колокольни.

Храм Живоносного источника, как и Успенский собор, был снесен в 1954 году и восстановлен совсем недавно, но здесь реплика получилась менее удачной. Вытянулись вверх барабаны, на центральном барабане при этом исказились пропорции антаблемента, колонны портика потерли массивность. Вроде бы не очень значительные отличия, но из-за них здание в целом разваливается на плохо сочетающийся набор объемов.

Завершенный вид монастырь приобрел в 1903 году, когда к празднованиям, посвященным канонизации Серафима Саровского, было закончено одно из самых узнаваемых зданий нашего города – храм Серафима Саровского.

Проектом храма над кельей святого занимался известный московский архитектор А.С. Каминский. Он начал свою карьеру на строительстве Храма Христа Спасителя под руководством К.А. Тона. Каминский тяготел к стилю историзм, много обращался в своих работах к древнерусскому зодчеству, умело адаптируя романтические мотивы под современность в проектах церквей, богатых особняков, доходных и торговых домов. Самая его известная постройка – Третьяковская галерея.

Роскошный храм из красного кирпича богато декорирован в лучших традициях псевдорусского стиля. Центральный, мастерски расчерченный черный купол обрамляет корона из кокошников, так же решены и маленькие декоративные барабаны. Северный и южный фасады украшают закомары, а сдвоенных колоннах, вокруг окон сложены из стесанного кирпича затейливые наличники. Вход оформлен как шатер с полукруглыми арками, отсылая к русскому зодчеству XVII века.

Темный купол здорово дополняет кирпичная фактура стен, делая облик здания благороднее и современнее. На новом историческом витке, на таком сочетании темного металла и кирпича, выстроена эстетика современного стиля лофт.

Церкви Саровского монастыря в 1903 г.

Церкви Саровского монастыря в 1903 г.

 

Монастырь сейчас

Сейчас монастырь снова выглядит практически так же, как в начале XX века. При этом градостроительная роль места за сто лет претерпела множество изменений, и механическое обособление монастыря как архитектурного памятника, исключенного из городской ткани, выглядит недальновидным. Интересно, как место будет жить дальше и получится ли «переизобрести» исторический центр так, чтобы он снова стал важной частью города.

пт, 12/16/2022 - 14:49