К вопросам «мусорного коллапса», или Почему мусор долго не вывозят?

Сразу после новогодних праздников саровчане с ужасом обнаружили горы мусора, скопившиеся у их подъездов и на контейнерных площадках. Мусор не вывозили несколько дней – как раз в самые морозы. В некоторых домах дошло до того, что были забиты и мусоропроводы вплоть до верхних этажей.

Как нам рассказали в городской администрации, причиной стала поломка техники регионального оператора, которая не смогла выйти и вовремя все убрать. Сейчас эта проблема решена и мусор вывозится. Однако неприятный осадочек остался - кому же захочется видеть под своим окном залежи отходов!

Что сделать, чтобы «мусорный коллапс» не повторился вновь и какие рычаги управления есть у жителей и управляющих компаний, чтобы воздействовать на регионального оператора, мы разузнали в городской администрации.

Там нам напомнили, что полномочия по сбору, вывозу и транспортировке мусора уже давно разделены. И, увы, сегодня городская администрация не только не занимается уборкой и транспортировкой твердых коммунальных отходов, но даже и полномочий напрямую воздействовать на регоператора не имеет.

Эрнест Мартиросов, заместитель начальника управления инженерной инфраструктуры и окружающей среды департамента городского хозяйства администрации города: «В 2019 году вступил в силу новый федеральный закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, в котором полномочия по работе с отходами были четко разделены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, погрузкой, транспортировкой и утилизацией мусора теперь занимается региональный оператор. В результате аукциона, объявленного правительством Нижегородской области, был определен региональный оператор в зоне №7, куда входит и наш Саров, - ООО «МСК-НТ». Между министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и новым региональным оператором было заключено соглашение. Транспортировка мусора со всей территории обслуживания регионального оператора, в том числе и из Сарова, осуществляется на мусороперегрузочную станцию в Дивеево. А все правила сбора и вывоза отходов прописаны в договорах с управляющими организациями.

Управляющие организации города заключают договоры с региональным оператором о вывозе мусора, и следят, чтобы мусор вывозился качественно и в срок – а именно, не реже одного раза в сутки.

Эрнест Мартиросов: «Договоры, которые заключают УК и региональный оператор, прописывают порядок, сроки (графики) вывоза, а также ответственность, которая ложится на регионального оператора в случае нарушения графика вывоза мусора. Соответственно, если регоператор нарушил график вывоза мусора и допустил его складирование, управляющая компания может все это зафиксировать в своих актах и отправить в надзорные органы – в частности, в Государственную жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении, в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. В этом случае региональному оператору грозит штраф. Но нужны конкретные документы - акты о неисполнении регоператором договорных отношений. Мы, в администрации, всячески нацеливаем наши управляющие компании этой работой заниматься, не забывать фиксировать каждое нарушение, поскольку контроль за исполнением пунктов подписанного договора – это важный этап работы в плане соблюдения порядка и чистоты в городе». 

Право зафиксировать проблему и обратиться с заявлением в региональное министерство экологии имеют и сами жители – на сайте www.eco.52gov.ru в разделе «Гражданам» - «Написать обращение» заведена специальная форма, где можно также прикрепить фотографии. Соблюдения договора о вывозе мусора жители могут также требовать и со своей управляющей компании, которая в рамках своих полномочий может предпринять меры, составить акт о нарушении и направить его в надзорные органы.

- Достаточно ли, на ваш взгляд, сегодня техники для уборки мусора в городе? 

Эрнест Мартиросов: «Первоначально в рамках своей деятельности региональный оператор закупил коммунальную технику по уборке и вывозу мусора, которая ранее уже работала в Сарове. Она долго была в эксплуатации и поэтому не удивительно, что сейчас начала ломаться. Последний квартал прошлого года показал, что эти поломки носят системный характер. Для качественной уборки мусора региональному оператору, конечно, нужна новая техника, и ее должно быть больше. В свое время, когда полномочия уборки мусора лежали на органах местного самоуправления, у нас работало порядка 20 машин-контейнеровозов. Сейчас работают семь. И полигон ТКО ранее использовался тот, что в городе, а сейчас вывоз мусора осуществляется строго на отведенные для этого площадки. 

Администрация города, видя складывающуюся ситуацию и то, что региональный оператор не может обеспечить бесперебойный вывоз мусора, неоднократно обращалась в головной офис «МСК-НТ» с просьбой закупить новый транспорт для Сарова. Писала обращения в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области по фактам нарушения сроков вывоза мусора. Также был создан чат, в котором в еженедельном режиме представители управляющих, транспортных компаний и сам региональный оператор оперативно решают возникшие вопросы».

Есть ли результат? По словам Эрнеста Мартиросова, одна единица нового транспорта для Сарова уже закуплена и скоро прибудет в город. Но работа коммунального транспорта будет эффективна только в том случае, если он будет работать каждый день, будет должным образом содержаться и ремонтироваться.

В случае множественных и постоянных нарушений одной из мер может стать также лишение регионального оператора статуса регоператора. И в этом плане администрация города, по словам Эрнеста Геннадьевича, настроена весьма решительно.

Эрнест Мартиросов: «На очередном совещании по теме уборки мусора в Сарове мы рекомендовали управляющим компаниям, помимо направления фактов срывов графиков вывоза отходов региональным оператором в Государственную жилищную инспекцию, активнее составлять акты о нарушении региональным оператором графиков вывоза мусора и иных пунктов договора с дальнейшим направлением в Министерство экологии Нижегородской с целью принятия им решения о запуске механизма лишения статуса регионального оператора».

 

От ТКО – к крупногабаритному

В чем же заключаются полномочия городской администрации в плане регулирования «мусорного» вопроса в городе? В первую очередь - это создание и обустройство и содержание контейнерных площадок. Сегодня в Сарове 179 контейнерных площадок для ТКО, а также 48 бункеров для крупногабаритного мусора.

Эрнест Мартиросов: «На содержание контейнерных площадок заключается отдельный муниципальный контракт. По этому контракту наш подрядчик собирает мусор с прилегающей территории в радиусе десяти метров, чтобы территория площадки и вокруг нее оставалась чистой. Такая уборка проводится один раз в три дня. Однако это вовсе не означает, что какая-то компания должна убирать навалы мусора за региональным оператором, потому что он вовремя не пригнал машину и допустил складирование ТКО. Речь о тех остатках мусора, которые выпали во время уборки, их растащили вороны, собаки и т.д.».

Контейнер при грамотной и правильной работе регионального оператора не может быть переполненным, поскольку мусор должен вывозиться регулярно, подчеркивает Эрнест Геннадьевич: «Если региональный оператор нарушил свои обязательства и график вывоза, скопившийся на контейнерных площадках мусор он убирает сам. Потому что свалка возникла по его вине».

- Давайте поговорим о крупногабаритном мусоре. Жители жалуются, что те контейнеры для КГМ, которые ранее стояли у них во дворе, зачем-то убрали. И куда выбрасывать крупные отходы они не знают. Значит ли это, что число контейнерных площадок для крупногабаритного мусора в Сарове сократилось?

Эрнест Мартиросов: «Число бункеров для КГМ в Сарове с 2019 года не изменилось – их 48. Те контейнеры, которые, как граждане отмечают, исчезли с территории их дворов, были перемещены в другие места. В большинстве случаев это было связано с тем, что размещение бункеров вблизи жилых домов не соответствовало нормам СанПиН. Бункеры вывозятся по заявке юридических лиц (управляющих организаций города) в рамках заключенных договоров с региональным оператором и могут наполняться до семи дней».

- Как узнать, где располагается ближайший бункер для крупногабаритного мусора?

Эрнест Мартиросов: «На официальном сайте администрации города www.adm-sarov.ru в разделе «Городское хозяйство» - «Экология» - «Отходы» размещен реестр всех контейнерных площадок Сарова с указанием адресов, в том числе и бункеров для КГМ».

- Чем отличается крупногабаритный мусор от строительного? Куда обращаться, если в доме прошел ремонт, нужно выбросить старую оконную раму, дверь или диван?

Эрнест Мартиросов: «Крупногабаритный мусор относится к 4 классу отходов, - это отходы из квартиры. Строительный мусор – это уже 5-й класс отходов, это отходы со стройки. Если житель решил сделать капитальный ремонт или переустройство в своей квартире или доме, он должен договориться с региональным оператором о вывозе отходов от ремонта, заключить договор, оплатить вывоз таких отходов за свой счет. Так прописано в законодательстве. На деле же чаще всего собственник нанимает какую-то транспортную компанию, которая за меньшую сумму ему этот мусор вывезет. Вопрос – куда? Не окажется ли этот мусор в ближайшем лесном массиве? Мы со своей стороны стараемся ставить камеры и в места несанкционированных свалок, и над контейнерными площадками (сейчас в городе видеокамерами оборудованы порядка 70 процентов контейнерных площадок, - авт.). Однако собственники сами не должны быть равнодушны к тому, где потом этот мусор окажется. Если у вас небольшой текущий ремонт и отходов немного, ничего сложного, я думаю, не будет, если донести этот мусор до ближайшего бункера для КГМ. Туда же можно отвезти старый диван или иную мебель».  

ср, 01/18/2023 - 14:34