Фото:
Саров: культурное наследие, или Здания дореволюционной эпохи

«Новый город» продолжает цикл публикаций, подготовленных архитектором Александром Аблесимовым, о том, как формировался облик Сарова. Сегодня поговорим о памятниках дореволюционной архитектуры

В Сарове сохранилось немало объектов культурного наследия помимо монастырского комплекса. Здания, обладающие таким статусом, представляют историческую и архитектурную ценность и находятся под охраной государства. В Сарове статус памятника пока имеют только здания дореволюционной эпохи. Они не раз поменяли свою функцию, что позволило им сохраниться не просто памятниками архитектуры, но и остаться важной частью городской застройки.

Схема стилей исторической застройки
Схема стилей исторической застройки

 

Классицизм

До конца XVIII века различные конюшни, кузницы, мастерские и склады ютились в стенах монастыря. С обновлением монастыря по проекту архитектора К. Бланка, завершившегося к началу XIX века, технические постройки стали постепенно выносить за пределы монастырских стен.

Первыми за восточными воротами оказались кузница (1799 г.), житница и иконно-книжный склад (1802 г.) и конюшенный двор (1824, 1840 г.). В начале XX века к ним добавилась еще новая житница, также выдержанная в стиле окружающих построек, чтобы не нарушать ансамбль.

После пышного и дорогого барокко в конце XVIII века в России распространился простой и строгий стиль, ориентирующийся на лучшие образцы античной архитектуры – классицизм. Этот стиль с небольшими вариациями господствовал и при Александре I, и при Николае I, когда и были построены здания, выходящие сейчас на красную линию проспекта Мира.

Наибольший интерес из построек XIX века представляет южный корпус конюшенного двора – сохранившаяся половинка от выстроенного симметрично каре. Из старых хозяйственных корпусов сохранились только те, что по южной стороне улицы – для расширения проспекта потребовался снос части зданий.

-
Южный корпус конюшенного двора (пр. Мира 28)

Двухэтажное здание с богато оформленными входными группами легко принять за сталинку. Не слишком вычурная лепнина, пилястры и довольно простой профиль карниза могут сбить с толку, а на самом деле зданию почти двести лет! Кроме собственно конюшен здесь раньше размещались столярная, тележная, хомутная и бочарная мастерские, кладовые и сараи для сена. До постройки отдельного экипажного склада здесь же были и каретные помещения.

На западном склоне монастырской горы традиционно размещались гостиницы для богомольцев. Первые деревянные гостиницы до нас не дошли, зато на каменные можно посмотреть и сейчас.

Самая старая – черная гостиница для бедной публики, построена в самом начале XIX века. Архитектура очень типичная для провинциальной городской застройки, легким намеком на портик выделен вход, но фасад плоский и очень скромно украшен.

Напротив находится дворянская гостиница, она была построена в 1822 году. Здание еще более аскетичное по своей архитектуре, ордерная система сведена здесь до пилястр без капителей, легко перепутать с постройками конца 1950-х.

Богаче всех выглядит западный корпус черной гостиницы, он был построен позже, в 1830-е, когда на подъеме был ампир, более нарядная версия классической архитектуры. На это указывают затейливое оформление арки главного входа и многочисленные фестоны над окнами (гирлянды из листьев). В те же годы была построена кладбищенская церковь с большим полукруглым куполом, в духе общеевропейской классической традиции.

-
Купеческая и дворянская гостиницы в 1903 г.

Еще одна гостиница XIX века – купеческая, не сохранилась. Судя по описаниям и немногочисленным фотографиям, она была очень похожа на дворянскую, но гораздо меньше. В 1962 году здание признали ветхим и снесли, однако оно не исчезло бесследно. Фундамент и часть несущих стен были использованы при строительстве на его месте Спортивного магазина. Это по-прежнему единственное модернистское здание на всей улице, но и оно, получается, с историей.

Судьба у гостиниц и хозяйственных корпусов, в основном, схожая. После революции улица, на которой они стояли, превратилась из монастырского предместья в главную улицу поселка, и все каменные здания были приспособлены под жилье. С образованием объекта функция этих зданий постепенно сменилась с жилой на общественную или административную. Сейчас в гостиницах располагается Городской музей, Музей игрушки, бухгалтерия ВНИИЭФ, остальные здания заняты магазинами и городскими службами.

 

Кирпичный стиль

Важнейшим событием для Саровского монастыря стали празднования по случаю причисления к лику святых Серафима Саровского, проходившие летом 1903 года. Обитель тогда посетили 50 тысяч паломников. В последующие годы паломников становилось все больше, а монастырь все богаче, и в 1910-х развернулась масштабная стройка. На западном склоне появился новый огромный гостиничный комплекс, а за восточными воротами конторы - склады и бани. Все эти здания выстроены в «кирпичном стиле».

Кирпичный стиль – устоявшееся, но немного неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX-начала XX века. Для него характерно использование в отделке фасадов открытого кирпича. Популярности стиля способствовало улучшение качества производимого кирпича, относительная дешевизна и устойчивость к российскому климату. Такой подход характерен для рационального модерна, неоклассицизма и историзма.

В 1911 году начинается строительство «новых гостиниц», известных нам сейчас как «Красный дом». Здание состоит из трех соединенных арками объемов разной этажности, поднимающихся вверх по склону, подчеркивая особенность рельефа. Проектом гостиницы занимался московский архитектор И.Т. Барютин. Здание получилось очень в духе времени – в нем соединились новые технологии строительства, уже привычная эклектичность вместо строгости классики и элементы русского стиля. Если представить фасады, выходящие на проспект Мира, в штукатурке с побеленными пилястрами и карнизом, отличия от эклектики середины XIX века были бы почти не заметны. Но открытый кирпич видоизменяет привычные элементы, наполняя их отсылками к мотивам древнерусского зодчества. Арки, парапеты и наличники окон оформлены кокошниками, сложная форма крыши, хорошо заметная на двухэтажном корпусе придает ему сходство с теремом.

-
Архитектор новых гостиниц Саровского монастыря И.Т. Барютин

Гостиница проработала недолго, строительство завершилось в 1914 году, а уже в 1918-м в Темниковском уезде (к нему относилась тогда Саровская Пустынь) установилась советская власть. Здание много раз меняло назначение, успело побыть и канцелярией, и детским домом, и трудовой колонией, школой ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), опять колонией, производственными мастерскими. В 1946 здесь разместили заключенных, строивших Рабочий поселок, а затем первых сотрудников «Объекта». С тех пор хозяин не менялся, и здесь по-прежнему находится управление РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Другие здания начала XX века, также как и новая гостиница, заигрывают с историзмом, разве что просфорный корпус сохраняет преемственность с классикой.

Интерес к историзму проявлялся не только в обращении к памятникам русской архитектуры. Как и постмодернисты сто лет спустя, архитекторы начала XX века иногда заимствовали приемы из исторических стилей других культур, во многом из таких упражнений и появился модерн. Памятников модерна в Сарове, увы, нет, зато есть восточные мотивы, и даже готика.

Монастырская лесная контора и кузница по архитектуре очень эклектичны. Классические элементы, вроде замкового камня, соседствуют с узорчатым карнизом, полукруглая арка с декоративными башенками над входом отсылает к чему-то восточному. Сильный перепад рельефа создает обманчивое впечатление о размере зданий – со стороны монастыря один этаж, а с другой стороны - три. Задние фасады, спускающиеся к Саровке, декорированы поясками и карнизами вполне классических форм.

-
Бывшая лесная контора (пр. Мира 30)

Дальше располагается комплекс монастырских складов, построенных по проекту архитектора Мочалова. Можно было бы сказать, что это довольно заурядные технические постройки из красного кирпича, если бы не два узких боковых фасада одного из корпусов со стрельчатой аркой, готическими вытянутыми окнами и башенками.

-
Псевдоготический фасад складов (пр. Мира 26)

Последнее монастырское здание – баня 1907 года постройки, также построено по проекту Мочалова. Как и гостиницу ее можно отнести к псевдорусскому стилю, хотя декор здесь более однообразный и сводится к одному приему – пилястры оформлены нишами и закомарами вместо капителей.

 

Маслиха

Еще несколько памятников архитектуры начала XX века находятся на территории Больничного городка. Эти места упоминаются в монастырских книгах еще в 1758 году, здесь находилась мельница купца Масленкова. В конце XVIII века мельницу разобрали, но оставался скотный двор, где работала маслобойня, так что короткое название «Маслиха» осталось и закрепилось.

-
Коровник 1905 года постройки (Неврологическое отделение КБ №50)

В 1905 году был отстроен новый погреб, хозяйственный корпус маслобойни и большой коровник. По архитектуре они очень похожи на хозяйственные постройки монастыря, только здесь придерживались более консервативных взглядов и от штукатурки с краской отказываться не стали.

Сейчас в сохранившихся дореволюционных зданиях размещаются административные и общественные учреждения. Благодаря такому переформатированию памятники сохраняются и до сих пор украшают Саров.

чт, 01/19/2023 - 13:28