Фото:
Мир подростка. Как сделать так, чтобы ребенок был услышан родителями?

18 февраля в Художественной галерее прошло семейное интерактивное мероприятие «Я взрослею» - это просветительский проект, объединяющий подростков и родителей. Его основная цель - помочь детям и взрослым лучше понимать себя и друг друга, привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются дети в подростковом возрасте. А также рассказать подрастающему поколению, как можно и нужно заботиться о своем физическом и психическом здоровье.

 

Еще не взрослый, но уже и не ребенок

Идейным вдохновителем проекта стала руководитель клиники «Мой доктор» Елена Костенко: уже несколько лет она и ее специалисты ведет в Сарове бесплатную просветительскую работу по теме репродуктивного здоровья подростков.

Елена Костенко: «Кто такой подросток? Это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Примерно к восемнадцати годам он должен выстроить ясный образ себя, сформировать образ своего будущего, иметь стабильную самооценку, сепарироваться от родителей и быть эмоционально зрелым. И это очень непростые задачи. Проект «Я взрослею» помогает окунуться в мир подростка и понять, какие темы волнуют подрастающее поколение, и как помочь справится с трудностями, возникающими на пути взросления».

В организации мероприятия Елену поддержали РФЯЦ-ВНИИЭФ, городская администрация, коллектив Художественной галереи, Саровский драматический театр, библиотека им. Маяковского и Саровский медицинский колледж.

 

Общение, осознание, творчество

В рамках проекта работали пять интерактивных площадок, где участники вместе со специалистами обсудили вопросы репродуктивного здоровья и поговорили на тему безопасного использования интернета. Была представлена и книжная выставка - в нее вошли книги, которые могут помочь разобраться в себе и дать опыт проживания сложных ситуаций. В семейной творческой мастерской подростки вместе с родителями расписывали и декорировали эко-брелоки - а совместная деятельность, как известно, сближает.

Широкий эмоциональный отклик вызвала театральная постановка на основной сцене: это три истории из жизни подростков и родителей - актуальные, задевающие за живое, обнажающие множество болевых точек. Никто не остался равнодушным.

 

История первая. «Я же тебе говорила»

Кухня, включен телевизор, мама режет хлеб и смотрит ток-шоу. Входит дочь, садится рядышком и делится переживаниями: у нее на днях ответственное событие - поступление в аспирантуру. У девушки за плечами золотая медаль и множество других достижений, которыми она может по праву гордиться. Но аспирантура – это новое, сильное переживание. Дочке и трудно, и страшно, и очень волнительно. Но вместо слов поддержки она получает лишь раздражение и упреки. Мама злится, что дочь, по ее мнению, взяла себе ношу не по силам, и если она вдруг не поступит в аспирантуру, то опозорит мать. У девушки наворачиваются слезы на глаза, и в тот же момент от мамы прилетает еще один упрек: дочь – нюня, только и может, что расстраиваться и плакать.

Мама из этой сценки, скорее всего, в детстве сталкивалась с обесцениванием. Обычно люди обесценивают заслуги, достижения, но чаще всего обесцениваются наши чувства. И очень больно, когда это делают родители. Также эта история - про отсутствие поддержки. А ведь поддержка - это вера в ребенка, в его таланты и внутреннюю силу. Это его признание и одобрение, помощь в осмыслении его чувств и событий. Ребенку важно ощущать, что рядом есть взрослый, который слышит, видит и понимает его потребности.

 

История вторая. «Глупая Варька»

Девочка Валя гуляет с куклой Варей на улице: Валя изображает маму, а кукла становится самой Валей, в итоге получается очень грустный и местами тяжелый монолог. Девочка требует от куклы надеть платье, а не штаны, потому что это неприлично, а еще - «что о нас подумают люди!». Кукла «упорно сопротивляется», и сначала Валя бьет ее со словами: «Глупая Варька, это тебе на пользу. Я же терплю, а ты что – потерпеть не можешь?». А потом девочка и вовсе отбрасывает куклу в сторону.

Самое печальное в этой ситуации – тот факт, что девочка привыкла к физическим наказаниям. К сожалению, этот «метод воспитания» до сих пор является приемлемым в нашем обществе. Дети, которые подвергаются физическому насилию в семье, испытывают страх, обиду, унижение, нарушение личных границ. Ребенок начинает сомневаться в любви родителей, он меньше развивается, исследует окружающий мир. А в будущем у него также может проявляться агрессия по отношению к себе и другим людям.

Валя в реальной жизни не может себе позволить спорить с родителями и высказывать свое мнение, но она проигрывает эту ситуацию с куклой, и таким образом накопленные эмоции и напряжение находят выход.

 

Третья история. «Слабак»

Мама разговаривает с подругой по телефону, примеряя вечерние платья, и в этот момент слышит детский возглас с улицы – ее сын упал с велосипеда и повредил ногу. Сын кричит, что у него идет кровь, и он не может встать. Мать раздраженно отвечает: «Что ты, слабак что ли?», «Будь мужиком!», «Ногу же не оторвало, значит, все нормально!». Сыну помогают прохожие, а мама как ни в чем не бывало продолжает телефонный разговор.

В этой ситуации мать снова обесценивает чувства ребенка, не может принять его слабость, отказывает в помощи и поддержке. В ее понимании сын должен сам справляться со своими проблемами, и детские трудности для нее кажутся глупостью, на которую она предпочитает не обращать внимания. Это может привести к тому, что между мамой и сыном так и не будут сформированы доверительные отношения, а ребенок привыкнет держать свои чувства «под замком».

Также в нашем обществе укоренилось мнение, что слезы - это слабость, а мужчины не плачут. Но в слезах нет ничего осудительного - это способ пережить негативные эмоции.

 

Все мы родом из детства

Важная составляющая театральной постановки – это диалог между психологом, который разбирал проблемные ситуации, и залом. Свое мнение не стеснялись высказывать как взрослые, так и дети. Кто-то увидел в главных героях себя или своих знакомых, кто-то не мог смириться с поведением матерей, которые игнорировали чувства и потребности своих детей. Кто-то призывал к доброте, принятию и любви, без которых невозможно построить здоровые отношения в семье.

В завершении обсуждения психолог Ольга Бутенина подчеркнула: «Все мы родом из детства. У кого-то был положительный детский опыт, и человек воспринимает его как полезный, поэтому обращается к нему на протяжении всей жизни. Кто-то, наоборот, пережил сложные, болезненные ситуации, и эти переживания вызывают тревогу, боль и обиду, чувство несправедливости.

Нужно принять свои чувства. И начать работать с обидами и негативными установками, которые пришли к нам из детства».

 

С обесцениванием сталкивался каждый из нас

Сценарий для театральной постановки написала драматург Инесса Шевцова: «Сценарий рождался на основе опыта и ситуаций, которые я лично переживала, либо была их свидетелем. Например, в сценку «Глупая Варька» вошло воспоминание моей бабушки, которая рассказывала, что у нее в детстве была красивая кукла с фарфоровой головой, и иногда она в порыве эмоций могла эту куклу ударить, проецируя на нее свои неприятности, но потом очень жалела об этом. В сценках поднимаются темы эмоционального и физического насилия, обесценивания, игнорирования. Каждый из нас так или иначе сталкивался с этим в жизни. Болезненная тема для многих – обесценивание: мы часто обесцениваем себя, своих близких и окружающих людей - и это большая проблема, с которой нужно работать. У меня двое детей: старшая дочь уже прошла подростковый возраст, а у младшего сына только наступил этот непростой этап. Когда у ребенка начинается переходный возраст, сложно становится и ему, и всем вокруг. Поэтому я считаю важным проводить просветительские мероприятия, чтобы помогать подросткам и родителям преодолевать кризисы и укреплять отношения внутри семьи».

 

Важно, чтобы дети были услышаны

Режиссер театральной постановки Юлия Николаева: «На занятиях в детской театральной студии я часто вижу, как ребята, проигрывая те или иные ситуации, погружаются в них так глубоко и эмоционально, что это действует на них, как терапия. И наша театральная постановка не столько про театр, сколько про саму жизнь – границы между героями на сцене и зрительным залом практически нет. Поэтому у зрителей была возможность побыть в роли и родителя, и ребенка. Каждый зритель увидел в сценках что-то свое, и пути выхода во время обсуждения предлагались разные. Главное, что выход есть. И еще мне было радостно, что дети, находящиеся в зале, активно вступали в диалог – это здорово. Важно, чтобы они, наконец-то, были услышаны».

вс, 02/26/2023 - 14:48