Фото:
Хранительница саровского ключа, или 20 лет на «голубом экране»

Наша гостья – красивая, элегантная, стильная, с завораживающим голосом - Лариса Сергеевна Иванова. Театралы 60-70-х помнят ее как актрису, выпускники театрального отделения ПТУИ 90-х – как педагога, а все саровчане – как популярного диктора, ведущую и режиссера нашего городского ТВ, отдавшего ему 20 лет жизни!

Часто бывает, что сложное детство делает человека злым, завистливым, жестоким, не дает «расправить крылья» и идти своей тропой. Хорошо, что из правил есть исключение, и наша героиня – одна из них…

-

 

Золотой слиток

Родилась наша героиня в Магаданском крае, на прииске имени Ворошилова. То, как ее родители там оказались – целая история.

Из 13 детей деда Ларисы Ивановой, Семена Михайловича Трофимова, выжили четверо. Один из них – самый бесшабашный, дерзкий и авантюрный Георгий - решил попытать счастья в добыче золота. Он оставил родителей, братьев и сестер и отправился в путь. В Москве познакомился с четырьмя девушками-сиротами из Смоленска, самая младшая – София, стала его женой, которую он и увез на прииск. Старателю не повезло – денег заработать не получилось, а понять, что самый главный «золотой слиток» - это дочь, он не смог. Мало того, он «отрекся» от жены и маленькой дочки. И тогда на защиту девочки встал дедушка, Семен Михайлович. «Никаких детских домов, ребенок будет жить в семье!» -отрезал он.

А потом дядя девочки записал ее как свою дочь - и у нашей героини появилось отчество Сергеевна. Однако жизнь в этой семье не была счастливой. «Было непросто, было горько, самая большая мечта была – вырваться из дома», - вспоминает она.

Отраду юная Лариса находила в творчестве – читала на школьных и городских мероприятиях прозу и стихи. Самые любимые, оставшиеся таковыми на всю жизнь, – «Легенда о Данко» и отрывок из «Молодой гвардии», где Олег Кошевой говорит о руках матери. Девушке, не знавшей практически материнской любви, но очень о ней мечтавшей, этот отрывок особенно удавался. Именно с ними она потом поступит в театральное училище в Ростове-на-Дону, выдержав конкурс 150 человек на место. Такой неожиданный географический поворот не был случайным: в этом городе жил ее отец Георгий. Он принял дочь в новую семью, но счастье длится недолго, и вскоре Лариса вынуждена была искать съемное жилье. Сколько их было - комнатушек, домушек, закуточков за время учебы – не сосчитать. Но это не помешало ни окончить училище, ни стать желанной молодой актрисой в труппах нескольких театров…

Все решил приезд в училище режиссера из «Москвы»…

-
1978 г. Работа над программой

 

Театральные будни

Этот незнакомый режиссер так расписывал прелести работы театра в Москве-центр-300, что Лариса Сергеевна не колебалась ни дня. Это же Москва! Это же центр! Окрыленную девушку не смутил даже комментарий чиновника из министерства культуры, куда она пришла подписывать бумаги: «Два часа до Москвы? – переспросил он удивленно и добавил, хмыкнув, - ну разве что на самолете».

В итоге 20 часов пути и… Тут Ларису ждал удар: колючая проволока, часовые с солдатами, маленький городок… Правда, дирекция театра встретила молодую актрису на КП, познакомила с театром и городом, привезла в гостиницу. Но, как вспоминает Лариса Сергеевна, она стала самой «плакательной» актрисой, ее многое задевало, с коллегами сходилась трудно. Хотя в спектаклях ее занимали. Самая любимая роль – Агафья Тихоновна в Гоголевской «Женитьбе».

Л.С. Иванова: «На премьере стою на авансцене с чашкой чая в руках, выбираю женихов, а на меня из зала смотрит Фишман (Давид Абрамович Фишман, советский физик-ядерщик, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, – авт.). У меня аж руки затряслись. Да, ученые театр очень любили, всегда приходили на премьеры».

С этим спектаклем у Ларисы Ивановой связано много комических воспоминаний. «У всех женихов грим был сделан гуммозом (специальное вещество, позволяющее артисту сделать неестественный нос, уши и т.д. – авт.), - рассказывает она. - Актеры были выстроены режиссером с двух сторон сцены. Я на них смотрю, а они втихаря берут и отклеивают на несколько мгновений нос или ухо. Зрители этого не видят, поскольку женихи к ним боком стоят, а я-то вижу и давлюсь смехом».

-
Встреча в студии с артистами-кукольниками

 

Несмотря на такую роль – одну из самых значимых женских образов в мировой драматургии, в целом, молодая актриса была занята мало. А темперамент бурлил, активность требовала выхода. И тогда она решила разослать письма по разным театрам. Удивительно, но откликнулись все - из Киева, Львова и Воронежа. На последнем городе актриса и остановила свой выбор. Во многом сыграла роль личность режиссера Петра Львовича Монастырского Народного артиста СССР, советского, российского театрального режиссера, актера, педагога, публициста и театрального деятеля, – авт.), который в то время возглавлял Воронежский театр драма им.Кольцова. На «смотрины» молодой актрисы сбежалась вся женская часть театра – было интересно посмотреть на потенциальную «конкурентку».

Лариса читала отрывок из пьесы «104 страницы про любовь», в которой играла на сцене нашего театра. Петру Львовичу артистка понравилась, и он предложил ей оплатить проезд и даже выплатить подъемные. И уехала бы наша героиня в славный город Воронеж, если бы… Если бы не «накрыла» ее любовь. С физиком Игорем Григорьевичем Ивановым, кандидатом технических наук, ведущим специалистом нашего института, они проживут вместе больше тридцати лет, вплоть до его кончины в 2003-м.

 

Швец, жнец и на дуде игрец, или 20 лет на голубом экране

Когда в театре началась бурная гастрольная жизнь, а у молодой четы родились дети, Лариса Иванова приняла решение оставить актерское поприще ради семьи. Когда встал вопрос, где же ей все-таки работать, на выручку пришел Его Величество Случай.

Лариса Иванова встретила на улице бывшую коллегу Валентину Евдокимовну Городничеву, благодаря которой в 1969 году она и оказалась на городском телевидении. И посвятила ему 20 лет своей жизни.

Поначалу было трудно - новая сотрудница сразу поставила высокую планку: быть не просто диктором, «говорящей головой», а соавтором передачи. И по совместительству сценаристом, режиссером, монтажером. Прежде чем пригласить человека в студию, она много времени проводила в читальном зале, погружаясь в тему. А еще смотрела и слушала - наблюдала за человеком в жизни, бывала у него на работе, чтобы затем, во время эфира все получилось живо, без масок и штампов. Ее даже в святая святых – операционные - пускали, выдав маску и белый халат.

Зато потом, во время передачи, она неожиданно могла спросить у известного в городе хирурга: «Помните, у вас была сложная операция и вам очень мешала капля пота, повисшая на кончике носа?» И человек оживал, переставал «читать лекцию» - и лился душевный разговор, во время которого зрители видели на экране не просто профессионала, но личность со своими слабостями.

-
С артистом Валентином Сосковым на «Театральных встречах»

 

Живой эфир - это, как правило, импровизация, но и жесткие рамки режима. Каждая передача требовала постоянного напряжения, огромной ответственности. «Иногда приходилось под столом вошедшему в раж собеседнику слегка наступать на ногу, - вспоминает Лариса Сергеевна. - У меня одна рука всегда лежала на столе, иногда и ей приходилось останавливать говорящего, вторая держала в руках план передачи. Я всегда была максимально собрана, каждой клеточкой слышала, видела, чувствовала… Поэтому был успех».

Особо желанными гостями для Ларисы Ивановой всегда были «театралы». Именно у нее родилась идея «Театральных встреч», которой она поделилась с тогдашним главным редактором телевидения Юрием Резчиковым, и он идею поддержал. С тех пор со всеми молодыми актерами, приехавшими в наш город, обязательно проходили такие телевизионные встречи-знакомства. Часто в студию приглашали театральные постановочные группы после премьер, на юбилеи, да и просто – на «разговоры о жизни».

«Театральные встречи» были самой длинной передачей, которая шла 45 минут. Это был прямой эфир, поэтому к подготовке «Театральных встреч» относились очень серьезно – ведь переделать ничего не получится. Выбирая спектакль, который будет «перенесен» на экран, Лариса Сергеевна вместе со звукорежиссером Людмилой Магалинской приходила в театр понять, какую сцену можно органично переделать в телевизионную версию…  

Вспоминая о работе на саровском телевидении в те годы, Л.С. Иванова отмечает: «Какие тогда были скудные технические средства в провинциальных студиях: никакой видеозаписи, минимум световых эффектов, минимум пространства! Зато – максимум желания, творческого азарта, выдумки».

Выпускались «Театральные встречи» раз в месяц, и еще обязательно - перед каждой премьерой. Были в гостях на «Встречах» коллективы из других городов, впервые приехавшие с гастролями в наш город, приглашали на эфир и людей закулисья – художников Ефима Гоголева, Юрия Назарова, Ираиду Тарасову, дирижера театрального оркестра Сергея Гусева, завлита саровского театра драмы Адольфа Шевцова

-
Прямой эфир

 

Последняя передача «Театральных встреч» состоялась весной 1986 года. «Это была просветительская программа, направленная на воспитание вкуса, любви к театральному искусству», - рассказывает Лариса Иванова.

Она до сих пор хранит в своем сердце любовь и благодарность к коллегам по «голубому экрану». ТВ-художнику Николаю Кострице, - который, по словам Ларисы Сергеевны, мог «из ничего» сотворить «живую» картинку с помощью геометрических фигурок, - звукооператору Але Сухарниковой - настоящему асу звукорежиссерского пульта, Людмиле Магалинской, которая подбирала замечательную музыку для программ, главному редактору Юрию Резчикову, увлеченному коллекционеру хохломской матрешки и майдановских тарарушек, о которых он выпустил цикл передач, а также редактору Людмиле Сапрыгиной. Благодарность телеоператорам Евгению Бурнаеву, Андрею Синельщикову, Юрию Щепкину и Сергею Привалову…

Л.С. Иванова: «Работая за большими тяжелыми камерами в студии, они выбирали удивительные фокусы. Оператор способен одухотворить кадр, наполнить его энергией, ярко высветить добро и зло, свет и тень. Камера способна ввести человека в мир своего «я». У нас был тесный, понимающий, доверяющий друг другу надежный коллектив. Наша студия была настоящей светелкой, где и лампы светили, и духовное тепло всех согревало…».

Лариса Сергеевна окончила курсы дикторов и режиссеров, а в 80-м году была приглашена в команду, которая должны была освещать проведение Олимпиады в Москве. Впрочем, из-за закрытости города, в эфир ее не пустили.

Неугомонные телевизионщики при таком плотном графике умудрялись еще и свою газету выпускать. В одном из номеров Инесса Михайловна Полежаева, одна из самых любимых актрис 70-80-х годов, несравненная Филумена Мартурано, написала: «Нас показывали группами и в одиночку, «давали в эфир» наши спектакли или сцены из них, многодневно трудились над такими «полотнами», как «Портрет артиста». Мы приходим к вам в студию, проникаясь как бы новой формой творческой жизни, продолжая ее в новом общении с автором и ведущей Ларисой Ивановой, энергичным начинателем многих телевизионных дел, человеком с удивительным талантом общения, реакцией и отдачей настоящего журналиста».

Не менее интересной и важной была авторская программа Ларисы Ивановой – школа природного оздоровления ума «Слово». На нее приходили школьники, учащиеся колледжа, ко всем она находила свой подход, каждый уходил с новым взглядом на мир и свою семью. «Голубой экран» наша героиня десять лет совмещала с работой на радио – вела еженедельное 45-минутное «Культурное обозрение».  

-
1980 г. Работа над программой «Новости города»

 

Мешочек совести

В 1993 году в городе открылось училище искусств, а уже в 1995-м Татьяна Ивановна Левкина, начальник отдела культуры, пригласила нашу героиню преподавать на актерском отделении. Но Лариса Сергеевна стала не просто мастером, а «мамой» курса, среди выпускников которого была Ирина Митрофанова, проработавшая в нашем театре несколько лет после окончания НТУ им.Евстигнеева. Лариса Сергеевна была не просто учителям, она была настоящим воспитателем юных душ со своим собственным уникальным методом. А складывался он на протяжении нескольких лет в результате долгой и кропотливой работы сердца и разума.

«На первом курсе у каждого ребенка был маленький мешочек слез и горя. Раз в неделю мы складывали их на большое блюдо и перемешивали. А потом каждый вытаскивал чей-то чужой мешочек, помогая другому человеку пережить горе и разочарование с помощью слов. На втором и третьем курсе у нас уже появились мешочки совести – дети изменились, у них родилось светлое радостное ощущение жизни. А какие они писали замечательные сочинения – это в них уже сердце говорило!», - делится Лариса Сергеевна воспоминаниями о работе в Профессионально-творческом училище искусств.

Ребята там не просто постигали «театральную премудрость» - они открыли в себе себя, понимая, какое это счастье – делать доброе людям. Они иначе взглянули на мир.

Один из выпускников курса сразу после окончания училища серьезно заболел. Как он позднее признался: «Я возрождался каждый раз, когда мне привозили эти мешочки».

В благодарность он подарил педагогу мешочек, расшитый им божьими коровками.    

-
1 мая 1980 г. Репортаж с площади Ленина

 

Саровский ключ

В далеком 1986 году партия послала Ларису Иванову с телевидения на новый фронт – пропагандировать здоровый и трезвый образ жизни.

С 1986 по 1995 год наша героиня объездила всю страну, она вступила в Союз борьбы за народную трезвость, основанный в 1988 году в Академгородке Новосибирска, позже – в союз духовного возрождения Отечества и во Всесоюзный клуб здорового образа жизни «Оптимист». Начались поездки по съездам, семинарам, собраниям, которые давали возможность не только приобрести новые знания, но и поделиться своими наработками.

Используя полученный опыт, она разработала собственную программу воспитания подрастающего поколения и выступала с ней по всей стране. Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Киев, Душанбе, Краснодар, Самара, Екатеринбург – вот далеко не полный перечень городов, где Лариса Иванова пыталась донести людям свои идеи. Интересной получилось поездка в Бузулук по приглашению медсестры Надежды Поповой, с которой Лариса Иванова случайно познакомилась в Москве. Здесь ей удалось пообщаться не только с первыми лицами города и директорами учебных заведений, которые заинтересовались ее программой, но и с ребятами.

«Уроки проходили на одном дыхании», - делится наша героиня. О ее поездках, уроках, программе «Творческое слово» писали в газетах «Российская провинция» и «Волжская заря». «Культура – это память», - считает Лариса Иванова и делает все для возрождения народной памяти. Лариса Сергеевна не просто пытается пробудить в подрастающем поколении «чувства добрые», ее задача – сделать любовь к Родине и своему краю действенной, воспитать «образ личности». Именно этому служит ее комплексная духовно-нравственная программа, созданная на православной основе - «Саровский ключ». Она призвана объединить усилия творческих личностей, общественных организаций и фондов, помочь созданию живой информационной среды через живые визуальные встречи и контакты. Этот проект всемерно поддерживает зав. кафедрой психотерапии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, заслуженный врач Республики Татарстан Анатолий Михайлович Карпов, уже не единожды посещавший наш город. Он, в частности, так отозвался о нашей гостье: «Она обладает уникальным талантом, мастерством и множеством инструментов творить добро».

Лариса Сергеевна Иванова предполагает запустить на городском телевидении передачу «Три минуты добра». Разве возможно передать людям добро за три минуты? Наша героиня считает, что да. Ведь каждый ее трехминутный разговор будет завершенным спектаклем с понятным сюжетом, оставляющим после себя ощущение добра, правды, спокойствия, уверенности и желания стать лучше...

А секрет своего собственного творческого долголетия Лариса Сергеевна объясняет просто - в труде! Надо просто всегда трудиться…

пн, 04/10/2023 - 11:14