Фото:
Как приобщить ребенка к чтению? Важные советы родителям

Известная пословица гласит - дом без книг, как комната без окон. Книги помогают нам понимать мир и самих себя. Но много ли сейчас читающих людей? А детей?

И вновь повсюду бьют тревогу, что книги не нужны, дети читать не любят и не хотят, и теперь не книга лучший подарок, а новенький смартфон. Кто-то даже пытается доказать, что в чтении нет особой надобности, а классическая художественная литература вовсе устарела. Давайте разберемся, как приобщить к чтению современных детей, растущих в эпоху гаджетов и искусственного интеллекта. И почему без прямого участия родителей здесь никак не обойтись.

 

Поиск книги, которая откликнется

Сотрудник отдела семейного чтения библиотеки им. В.Маяковского, член литературного объединения «Радуга» Светлана Каримова отмечает, что всё зарождается в семье: «Любовь к чтению формируется на основе семейных ритуалов и традиций. Когда родители вместе с детьми читают книги, обсуждают прочитанное, у ребенка есть возможность поделиться своими мыслями, обсудить волнующие темы. Книга, прочитанная совместно, – хороший повод для доверительного, наполненного разговора».

По словам Светланы, в доме важно создать уютную атмосферу для чтения - например, сделать книжный уголок с удобным креслом, настольной лампой и шкафом с литературой - хватит и парочки книжных полок, главное, чтобы книги были, чтобы они окружали ребенка.

Светлана Каримова: «Вопрос, который волнует родителей - как выбирать книги, чтобы они нравились детям? Часто взрослые приходят вместе с детьми в библиотеку и просят что-нибудь почитать не по школьной программе, а «для души». Спрашиваю у ребенка, какие темы, сюжеты, герои ему нравятся, а он не знает. Тогда мы вместе начинаем искать книгу, которая откликнется. Дети любознательны и жаждут открытий. Нужно лишь понять, что интересно ребенку. И предоставить свободу выбора».

Запросы юных читателей бывают разные – от фэнтези и фантастики до детективов и романтических историй. Есть ребята, которые любят погружаться в энциклопедии и изучение истории.

Светлана Каримова: «Не нужно критиковать выбор ребенка - необходимо поддерживать его интересы, развивать и направлять. Например, наши юные читатели любят комиксы. Казалось бы, сплошные картинки и мало текста - что важного и полезного можно почерпнуть? Но оказывается, в комиксах часто поднимаются серьезные темы – борьба со страхами, поиск и принятие себя, взаимодействие со сверстниками. У многих детей, увлеченных комиксами, чтение входит в привычку, и потом они совершают осознанный переход к обычным книгам».

Также, по мнению Светланы, не нужно пренебрежительно относиться к гаджетам – они могут стать помощниками, если разумно ими пользоваться: электронные книги удобно брать в поездки, а интернет помогает быстро находить нужную информацию.

Светлана Каримова: «И всё же, ничто не заменит бумажную книгу - это особое ощущение от чтения, которое помогает чутко и глубоко воспринимать текст. Важно, чтобы взрослые разговаривали о книгах живо и увлеченно, также как и о предстоящем путешествии или новом аттракционе в парке, ведь книги - такая же естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. Тогда и ребенка чтение будет вдохновлять, окрыляя его ум и сердце».

 

Лекарство от бешеной скорости и пустоты

Психолог Наталья Мышова отмечает, что чтение играет важную роль в развитии души, психики и высших психических функций, в частности - коры больших полушарий мозга, которая помогает чувствовать всю полноту жизни, ощущать радость от общения и восприятия окружающего мира.

Наталья Мышова: «Современным детям чтение дается сложнее, потому что появилось много упрощенных форм потребления информации - легче посмотреть смешные видеоролики чем засесть за книгу, которая требует психического и душевного труда. Кроме того, родители часто заставляют детей читать те книги, которые им самим нравились в этом возрасте, лишая ребенка возможности выбирать и прислушиваться к себе. Ребенку может не понравиться книга, выбранная родителем - и это нормально. Нормально и то, что дети способны прочитать и осмыслить ровно столько, сколько могут в силу своего возраста, способностей и уровня развития».

По словам Натальи, в детстве война, измена, драма и другие сложные понятия являются «пустыми символами», и только со временем они становятся осмысленными.

Наталья Мышова: «Может ли подросток понять трагедию Анны Карениной? Можно ли ожидать от школьника осмысления мощной по своей наполненности «Войны и мира» Толстого? Взрослые мучаются вопросами «Быть или не быть?», «Тварь я дрожащая или право имею?», но ребенок на это еще не способен. Поэтому невозможно требовать от детей сверхзаинтересованности творчеством Шекспира и Достоевского, знакомство с которыми начинается в школе. Главное, чтобы это знакомство продолжилось, и человек вновь и вновь возвращался к классике, которую можно перечитывать и осмыслять всю жизнь».

Наталья подчеркивает, что чтение нельзя превращать в наказание: тех, кого в детстве за плохую оценку или проступок заставляли читать, вряд ли встретишь с вдохновленным лицом в книжном магазине.

Наталья Мышова: «Книги действуют на нас как лекарство. В современном мире, который живет на бешеных скоростях, чтение дает возможность замедлиться и войти в природный ритм. Чтение – своего рода медитация: мы останавливаемся и попадаем в другую реальность, расширяя свой кругозор и обогащаясь эмоционально».

Как родители могут помочь детям, которым чтение дается с трудом? По мнению психолога, можно вместе читать вслух или подключать дополнительные источники - аудиокниги, фильмы, спектакли.

Наталья Мышова: «Ребенок развивается не сам по себе, а совместно с родителями. Взрослые открывают детям этот мир, объясняют и помогают осмыслить, в том числе с помощью книг. Если не помогать ребенку в развитии, он будет существовать ограниченно, в пределах инстинктивных реакций. Сможет ли он чувствовать себя счастливым?».

 

Читающие взрослые способны вдохновить ребенка

Филолог, поэт, главный редактор литературного журнала «Пролиткульт» Мария Затонская отмечает, что чтение – это всегда разговор о самом важном в человеке и мире.

Мария Затонская: «Литература обращена к читателю, только нужно, чтобы человек открылся для нее. Любовь к чтению основывается на труде. Представим маленького ребенка, который учится читать - это дается непросто, нужно быть внимательным, вдумчивым, усидчивым. Но со временем, когда механизм чтения отработан, появляется возможность постигать смыслы - видеть уже не слова, а образы».

Родители учат ребенка читать и осмыслять прочитанное, но важнее всего, по мнению Марии, личный пример.

Мария Затонская: «Если взрослые в свободное время не берут в руки книги, игнорируют литературу и разговоры о ней, демонстрируют отрешенность от интеллектуального и культурного отдыха, то ребенок скопирует именно такую модель поведения, где книгам места нет. И, наоборот, читающие взрослые способны вдохновить ребенка, и это яркое воспоминание, зародившееся в детстве, будет сопровождать человека всю жизнь. Я помню, как после школы приходила к дедушке с бабушкой, мы делали уроки, а потом вместе читали книгу – одну на троих. Это всегда сопровождалось единением, любовью и душевным теплом. И это одно из самых счастливых воспоминаний моего детства».

Мария считает, что чудо происходит, когда родители хотят разделить с детьми свою любовь к чтению, когда в семье говорят о книгах как о сокровищах.

Мария Затонская: «Я искренне не понимаю людей, которые не считают чтение важной частью жизни, но требуют этого от детей. Или отнимают гаджеты и подсовывают первую попавшуюся книжку, только чтобы ребёнок не сидел целый вечер в телефоне. Можно научить ребенка читать, можно даже заставить его выучить произведение наизусть, но любовь к литературе нельзя навязать. Может, тогда лучше перестать беспокоиться и отстать от детей? Или предложить другое занимательное занятие, которое будет интересно ребенку? Не нужно вешать штампы, что дети ленивы, что им ничего не интересно – нет! - они хотят думать, они чувствительны, но им нужен тот, кто поможет найти источник вдохновения. Мы живем в мире, который сложно систематизировать. Откуда мы приходим и куда идем? Может, хорошая книга и не даёт прямых ответов на эти фундаментальные вопросы, а ставит вопросы дополнительные. Но литература – не прямое руководство к использованию, а доверительный и глубокий разговор с другом, который помогает тебе почувствовать мир и самого себя».

чт, 05/25/2023 - 12:21