Фото:
Неспособных детей нет. Как помочь ребенку в поиске профессии?

Большинство школьников не готовы к профессиональному самоопределению: многие из них плохо знакомы с рынком труда и мало знают о профессиях, которые выбирают. Некоторые ребята поступают в вузы на ту специальность, которую выбрали родители, либо за компанию с друзьями, а иногда и вовсе наобум, отталкиваясь лишь от результатов ЕГЭ.

Что такое профессиональное самоопределение? И как найти свое предназначение? Об этом рассказала эксперт по профориентации Анна Фёдорова.

 

Право выбора и внутренний баланс

Эксперт отмечает, что тесты по профориентации существуют давно, и люди – не только школьники, но и взрослые, «потерявшиеся» на рынке профессий – активно ими пользуются.

Анна Фёдорова: «Современная профориентация - это научно обоснованная система самопознания и самоопределения, которая занимается глубоким анализом личности и возможностей человека. С помощью этой методики каждый может выявить свои таланты и склонность к определенному виду профессий, основываясь на жизненном опыте, ценностях, навыках и желаниях. Профориентация, в отличие от других методик, дает направление, всегда оставляя человеку право выбора».

- Иногда результатом теста становится конкретная профессия, например, «Вы – настоящий артист!», или «Ваше призвание – быть врачом». А если человеку не близка указанная специальность?

Анна Фёдорова: «Конкретика может ввести в заблуждение - никакой тест не скажет точно, какую профессию нужно выбрать. Но он может указать на профессиональную сферу в целом, чтобы была возможность выбрать то, что ближе всего. У одного человека может быть сразу несколько сфер интересов, в итоге что-то становится профессией, а что-то - хобби».

- Говорят, если сделать хобби работой, то не придется работать ни дня. Так ли это?

Анна Фёдорова: «Не всегда хобби может стать профессией. Приведу пример из своей жизни. Мне нравится шить, и у меня есть швейная машинка дома. Когда родилась дочка, я стала шить для нее одежду. Потом возникла идея шить на заказ и этим зарабатывать. Помню, как взяла сразу несколько заказов, часами сидела за швейной машинкой, делала выкройки, сверяла эскизы с заказчиком, искала нужную ткань и аксессуары. Вскоре я ощутила, что такой ритм меня утомляет, мне стало скучно. Я поняла, что брать заказы не могу - теряю вдохновение, а вот шить для дочки мне нравится. Любая профессия связана с рутиной, и это нужно учитывать. Хобби и профессия дополняют друг друга, помогают чувствовать внутренний баланс. И каждый может этот баланс найти».

 

Мир профессий постоянно меняется

По словам эксперта, начинать профессиональное самоопределение можно с 12 лет: обычно в этом возрасте у ребенка происходит активный поиск себя и формируется осознанный подход к выбору будущей профессии.

Анна Федорова: «Знакомить ребенка с профессиями можно с раннего детства – чем больше он будет знать, тем проще ему будет ориентироваться. Существует очень хорошая практика, когда в детские сады и школы приглашаются специалисты, которые рассказывают детям о своей работе».

Заняться профессиональным самоопределением никогда не поздно.

Анна Федорова: «Недавно ко мне на консультацию пришла женщина зрелого возраста, которая хотела поменять работу: она долгое время была начальником новостного агентства, и ей работа нравилась, но вдруг начала резко выгорать. Оказалось, что некоторые принципы ее профессиональной деятельности шли вразрез с ее жизненными ориентирами. По итогу женщина уволилась и вскоре нашла себя в смежной сфере - стала заниматься проектированием и продюссированием. Теперь говорит, что она на своем месте».

- Психологи утверждают, что профессию нужно менять раз в пять лет. Не похоже ли это на скачку по вершкам?

Анна Фёдорова: «Раньше говорили «Где родился, там и пригодился» - это пример ограничивающей установки. Система «одна работа на всю жизнь» устарела. Темп жизни укоряется, развиваются технологии, и мир профессий постоянно меняется. Какие-то направления теряют популярность, другие, наоборот, становятся актуальными. Поэтому и смена профессий для современного человека – это возможность карьерного и профессионального роста. Но случается и так, что человек меняет работу, как перчатки – возможно, он боится ответственности, либо еще не самоопределился». 

- Как найти свое предназначение?

Анна Фёдорова: «Термин «предназначение» больше подходит для астрологии или гаданий на картах Таро. Может ли быть у человека некое призвание? Думаю, да. Каждый из нас рождается с определенными склонностями, особенностями темперамента. И если познакомиться с собой, будет легче решить, в каком направлении двигаться».

 

Сначала профессия, потом вуз

- Что делать, если у выпускника нет четкого понимания, кем он хочет стать?

Анна Фёдорова: «Маленький ребенок всегда знает, чего хочет: дети выбирают игры и занятия, которые им нравятся - это происходит естественным образом. Затем в этот процесс может вмешаться общественное мнение, стереотипы, комплексы или родители. К примеру, девочка хочет стать артисткой, а взрослые ей говорят, что это неблагодарная работа. В итоге девочка взрослеет и поступает в вуз на математический факультет, потому что это престижно. А потом чувствует себя потерянной. Иногда человек вообще перестает понимать, что ему нравится, к чему лежит душа. Один из способов напомнить себе, какая деятельность по-настоящему приносит удовольствие - окунуться в детство. Что вы любили делать? Петь, танцевать, конструировать, читать, играть в компьютерные игры? Почему? Что вы чувствовали? Если бы вы могли выбрать что угодно, то кем бы хотели стать?».

- Что такое осознанный выбор профессии?

Анна Фёдорова: «Прежде чем поступать в вуз, ребенок должен изучить мир профессий, понять, что он хочет от будущей работы. То есть необходимо сначала выбрать профессию, а потом уже вуз и специальность. Когда я училась в школе, мне очень нравилась география - моя учительница прекрасно преподавала, и я влюбилась в ее предмет настолько, что решила связать с ним жизнь. Но вскоре поняла, что это не совсем то, что я ожидала. Учёба в институте была хорошей школой жизни, но после я долго не могла найти работу и металась с одного места на другое. Осознанный выбор профессии - это решение, основанное на собственных предпочтениях, желаниях и потребностях с пониманием, как добиться поставленной цели».

 

Гадкий утенок становится белым лебедем

- А если у ребенка нет определенных талантов и предпочтений?

Анна Фёдорова: «Многих в детстве пугали, что если они будут плохо учиться, то станут дворниками. Но чтобы мести улицы, тоже нужно трудиться. Я считаю, что трудолюбивый и целеустремленный дворник способен стать начальником коммунальной службы. Всему можно научиться - неспособных детей нет. У кого-то способностей меньше, у кого-то больше, но есть множество примеров, когда «гадкий утенок» становился «белым лебедем». Элвис Пресли признавался, что в начале карьеры ему не раз говорили, что он не умеет петь. Но он постоянно занимался музыкой, вокалом, самообразованием, и это дало свои плоды».

- Как родители могут помочь ребенку в поиске профессии?

Анна Фёдорова: «Нужно поддерживать любые начинания ребенка, чтобы он пробовал свои силы в разных сферах жизни – спорте, науке, творчестве. Детей необходимо мотивировать, а не заставлять. Больше разговаривайте, вместе пробуйте что-то новое и интересное. Нужно помочь ребенку осознать, что ошибаться – нормально, ошибки не делают нас неудачниками, а помогают адаптироваться к трудностям. И если что-то не получается, можно попробовать еще раз».

- Что важнее для современных детей — денежная профессия или самореализация?

Анна Фёдорова: «Самореализация всегда важна. Если человек будет получать удовольствие от работы и развиваться, со временем он сможет стать высококвалифицированным специалистом, а значит, его труд будет высоко оплачиваться.

Помните, что каждый ваш шаг важен – это жизненный опыт, который формирует вас как личность. Не обесценивайте время, потраченное на и самоопределение. Не всегда получается с первого раза найти то, что нужно. Радуйтесь своим успехам и успехам своих детей - эти маленькие победы дают стимул для дальнейших действий».

сб, 06/10/2023 - 00:38