Фото:
На «крыше мира». Саровский альпинист о восхождении на семитысячник

В этом году городская федерация альпинизма отмечает свое 70-летие. Об истории этой старейшей в нашем городе спортивной организации мы писали в №№26-28 «Нового города». Наша газета регулярно рассказывает о ее весьма насыщенной спортивной жизни. Однако в прошлом году городские альпинисты совершили сразу два значимых восхождения, о которых мы еще не писали. О них нашему корреспонденту рассказал председатель городской федерации альпинизма Сергей Коновалов.

 

Еду на Памир!

Сергей Коновалов: «Знаковой для меня в прошлом году была поездка на Памир. Последний раз я был там достаточно давно – это был семитысячник Пик Ленина. А потом как-то все не складывалось. Для таких восхождений требуется физическая подготовка, к тому же это не очень просто организационно – поездка довольно длительная и затратная финансово. А ведь помимо гор есть еще семья и работа! Но в прошлом году решил – всё, еду на Памир! Хочу – не могу!»

Интересно, что, по словам Сергея, с годами высотная выносливость у спортсменов обычно улучшается. В альпинизме технически сложные маршруты чаще ходят более молодые, а с возрастом, когда снижаются гибкость и силовая выносливость, многие уходят в высотный альпинизм – на технически менее сложные маршруты. И получается, что на высоте возрастных восходителей немало, а в техническом альпинизме их число невелико.

Еще в советское время сложилась альпинистская программа «Снежный барс» - это пять семитысячников СССР, а после его распада - постсоветского пространства: пики Коммунизма (7495), Победы (7439), Ленина (7134), Корженевской (7105), Хан-Тенгри (около 7000). Программа котируется и в мировом альпинизме. Выполнили ее всего около 700 человек в мире. При этом сходивших на Эверест (высота 8848 м) гораздо больше!

На этот раз Сергей выбирал из двух вариантов семитысячников – пик Хан-Тенгри (Киргизия) либо пик Корженевской (Таджикистан). И, по его словам, совершенно иррациональным образом выбрал второй вариант.

Поездка длилась больше месяца – с начала июля по первую половину августа. Сначала альпинист прилетел в Киргизию, в город Ош, и оттуда заехал для акклиматизации на пик Ленина. В планах восхождения на вершину не было, только акклиматизационные выходы с ночевками на высоте 6100 м. По словам Сергея, это стандартный подход – необходимо переночевать метров на пятьсот ниже вершины, на которую хочешь сходить. Акклиматизация спортсмену необходима, чтобы предотвратить так называемую «горную болезнь», которая наступает из-за длительной гипоксии и может настичь неподготовленного на высоте уже от 2000 м над уровнем моря.

-

 

Сергей Коновалов: «Пик Ленина считается самым простым семитысячником, но эта простота весьма условна. Состояние маршрутов с годами меняется, и в прошлом году я увидел, что путь стал сложнее. Особенно труден длинный переход с высоты 4400 на 5300 м, который преодолевают по снегу и льду часов девять, и участок, который называют «сковородкой» - это снежная линза, где в ясную погоду солнце буквально тебя изжаривает. Но прежде чем выйти на «сковородку», надо преодолеть снежно-ледовую ступень. Когда я ходил туда раньше, она была крутой, но не слишком, в одном месте надо было придержаться за веревку, переступить трещину – и все. А в прошлом году на этом месте оказался крутой склон протяженностью 100-150 метров, с провешенной веревкой, где потребовались навыки хождения по «перилам» с помощью жумара. И для тех, кто «прямо из офиса» сходил на Эльбрус, восхождение на пик Ленина составило бы большую проблему чисто технически. А еще высота! Вообще, простых семитысячников, мне кажется, не бывает».

При этом пик Ленина – один из самых популярных и финансово доступных семитысячников: народу на горе много, сервис развивается. Туда легко попасть – хорошая дорога от Оша до базового лагеря занимает менее шести часов. В самом лагере нормальные условия – есть сотовая связь, интернет, электричество.

Далее путь Сергея из Киргизии лежал в Таджикистан. Пункт сбора – Душанбе, современный красивый город с фонтанами и розами на ухоженных клумбах – и это при жаре в 40 градусов!

Сергей Коновалов: «Базовый лагерь располагается на поляне Москвина – высота 4200 м. Заброска туда вертолетом. И если предварительно не пройти акклиматизацию, первые два дня тебя «плющит» и ты неработоспособен. Но благодаря предварительной акклиматизации на пике Ленина мне было комфортно.

На пики Корженевской и Коммунизма ходят из одного базового лагеря, и оба видны с поляны. На меня произвел впечатление огромный горный массив пика Коммунизма. Поднимаешь глаза с ощущением, что гора уже закончилась – но нет! На этой горе – еще гора… Страшно на нее смотреть, но это хороший страх, не тот, который парализует, а наоборот».

В планах саровского альпиниста, помимо пика Корженевской, в прошлом году было еще восхождение на пик Коммунизма – а это уже на ступеньку повыше по уровню сложности. Но сходить на него в итоге не удалось…

В базовом лагере коммерческую группу, в составе которой совершал восхождение Сергей Коновалов, настигли неожиданные трудности, связанные с острой нехваткой в Таджикистане вертолетов (в отличие, например, от Киргизии).

Сергей Коновалов: «Мы столкнулись с плохим снабжением. Вертолет летал очень редко, раз в неделю, и были моменты, когда мы практически голодали. Есть хотелось постоянно! Повару не позавидуешь – ему приходилось изворачиваться, чтобы приготовить нечто съедобное из того, что у него осталось. От голода спасались чаепитием, по возвращению домой я не пил чай месяца полтора - был сыт им по горло.

Интересно, что принимающая фирма у нас была та же самая, что и на пике Ленина, но там снабжение было просто отличное! И мы предполагали: поскольку летим «с полным пакетом» и у нас все проплачено, так будет и здесь. Поэтому я не взял с собой никаких вкусняшек! Это было связано еще и с ограничениями по грузу – в «вертушку» можно было взять не более 40 кг груза на каждого, и за этим жестко следили. Конечно, до голодных обмороков дело не дошло, но такое приключение все же запомнилось».

Базовый лагерь на поляне Москвина сейчас – это комфортный оборудованный ангар с четырьмя большими комнатами по 16 человек в каждой, с двухэтажными кроватями. Электричество и горячий душ круглосуточно – благодаря огромным солнечным панелям. Интернет – пять долларов в час.

-

 

Пик Коммунизма ждет

Группа, с которой восходил Сергей Коновалов, состояла из десяти участников – двоих гидов и спортсменов разной степени подготовленности, с разным опытом. Но, что удивило саровского альпиниста, участники оказались настолько подходящими друг другу, что восходить в такой компании было комфортно.

Восхождение проходило по отработанной схеме: стандартная акклиматизация, то есть постепенный набор высоты с ночевками, потом спуск вниз, в базовый лагерь, и отдых. А затем снова подход - и штурм вершины.

«Первый переход с высоты 4200 на 5100 м идет по крутой тропе со скальными участками, с быстрым набором высоты, - рассказывает Сергей. - За спиной тяжелый рюкзак – наверх забрасываешь вещи, снаряжение и продукты, чтобы потом было легче. На этом переходе запомнилось непростое место – нужно перейти реку, вытекающую из-под ледника. Идешь близко к леднику, из которого постоянно вытаивают и падают прямо на твой путь камни. Один участник из пары стоит и следит за обстановкой, а второй бежит настолько быстро, насколько это возможно на такой высоте, под грузом и по непростому рельефу. Ощущения острые! Первая ночевка рядом с ледником – камни, палатки, красивые горы и прекрасные закаты.

Следующий выход – на высоту 5300 м – мне тоже очень запомнился. Он короткий, идет по снежному плато. Было запланировано, что мы туда подойдем и сразу двинемся дальше, в сторону шести тысяч. Но состояние маршрута в тот день было такое, что нам пришлось изменить планы и остаться на ночевке. Стояла идеальная погода – ни единого облачка, полный штиль. И мы оказались на снежной сковородке – это был ад! Деваться было некуда: в палатке душно, на воздухе жарит солнце. Это был тяжкий день сурка, мы шатались туда-сюда от нечего делать, копали в снегу ямы, чтобы хоть чем-то себя занять. К тому же давала знать о себе высота – самочувствие уже плоховатое, нет ощущения полного здоровья и сил. Когда солнце начало заходить за хребет, все вздохнули с облегчением. Настала прохлада, которая, правда, быстро перешла в минус».

После этого выхода группа вернулась в базовый лагерь на отдых в течение трех-пяти дней. А потом – снова вверх по уже протоптанному маршруту. С погодой, по словам Сергея, повезло – мокнуть не пришлось ни во время акклиматизационного выхода, ни во время штурма.

Сергей Коновалов: «Из лагеря на 5300 мы отправились в штурмовой лагерь на 6400 – переход трудный: большой набор высоты, сложный рельеф. Скал уже нет, только снег и лед, но везде крутой уклон, нужно было страховаться веревкой, постоянно концентрировать силы и внимание. В последний лагерь вползли совершенно вымотанные. Однако в два часа ночи, в темноте, пошли на штурм. Так было сделано специально, чтобы был запас времени на спуск. К тому же в горах хорошая погода стоит чаще в первой половине дня, а после обеда может надуть непогоду. Подъем идет по длинному крутому узкому гребню, справа и слева километровые обрывы. При этом в целом технически маршрут несложный, я чувствовал себя комфортно. Основные трудности – это высота и физическая усталость».

-

 

На вершине группа оказалась в районе 9-10 утра. Вершина представляет собой большую площадку, с которой открылись прекрасные виды на пик Ленина в 40 км оттуда, и пик Коммунизма неподалеку, на фоне которого Сергей сфотографировался.

Ну а дальше спуск вниз. Он, по словам саровского альпиниста, всегда непрост. Меняется мотивация, эмоциональный настрой. Бывают участки, где проще подниматься, чем спускаться. В отличие от подъема, который проходил в темноте, на спуске, днем уже видно, куда можно упасть. К тому же в середине дня снег под действием прямого солнца начинает раскисать, и можно поскользнуться. Пришлось достать ледоруб, хотя большую часть пути альпинист прошел с палками - он дает возможность, если поскользнулся и начал падение, удержаться на склоне.

«Спустились к палаткам на 6400, и дальше идти уже сил не было, - продолжает Сергей. - Поняли, что лучше переночевать там, тем более что самочувствие было нормальное. Чего не скажешь о соседней группе. Четверо ребят шли по другому маршруту, и мы встретились только в лагере на 6400. У них один из участников «словил» горную болезнь, ему стало плохо, начинался отек либо легкого, либо мозга, и мне даже пришлось оказывать ему медицинскую помощь – делать уколы.

Похожие приключения у меня были в 2019 году в Непале при восхождении на пик Амадаблам. На фоне перенесенной ранее болезни у меня начал развиваться отек легкого, и мне пришлось быстро сбрасывать высоту, вызывать вертолет, эвакуироваться.

Соседняя группа была более спортивной, чем наша, и шла без акклиматизации. Возможно, в этом и была причина болезни одного из участников. Им настоятельно рекомендовали начать спуск уже в этот день, и они так и сделали – спустились метров на четыреста, и все обошлось.

Дальнейший спуск прошел как обычно – идешь и терпишь, тешишь себя мыслью, что в лагере ждет горячий душ и прочие человеческие радости, которые начинаешь гораздо сильнее ценить после таких приключений».

Далее в планах группы было восхождение на пик Коммунизма, но возникло сразу несколько проблем. Первая - испортилась погода. Вторая – маршрут оказался не подготовлен, опять-таки из-за погодных условий. В 2022 году была очень снежная зима, поздняя весна и позднее лето, это и не позволило вовремя подготовить маршрут – провесить на опасных участках веревки. Вдобавок у Сергея начался бронхит.

На общем собрании группы, где проводился «разбор полетов» - традиционное мероприятие после каждого похода - саровчанин сообщил, что вынужден отказаться от дальнейшего восхождения.

«Однако уехать оттуда не так-то просто – вертолет пришлось ждать неделю! – вспоминает Сергей Коновалов. - Безделье изматывало, но его скрашивали книги и хорошая компания, было много интересных людей для общения, в том числе иностранцев. Ребята из нашей группы тоже ждали погоды. В итоге на гору они не сходили: предприняли попытку, но из-за плохой погоды не уложились в сроки и спустились вниз, чтобы успеть на вертолет. Такое бывает: люди тратят время, силы, средства - и так и уходят ни с чем. В прошлом году на пик Коммунизма сходили не более четырех человек, хотя в другие годы это популярная гора.

Я уезжал оттуда совершенно спокойно – горы стоят на своем месте, и мне хочется верить, что я еще вернусь на свой пик Коммунизма».

-

пн, 08/21/2023 - 01:50