Фото:
В советские годы в Сарове работала группа художников, украшавших фасады и интерьеры зданий

Наверняка, всем хорошо знакомы городские «чеканки» - панно, выполненные на фасадах некоторых зданий и сохранившиеся как напоминание о советский архитектуре. Наверняка, что некоторые ходят мимо этих работ каждый день, но вряд ли задаются вопросом, а кто их автор? В советские годы в Сарове работала группа талантливых художников-монументалистов, в наследство от которых сохранились интересные работы, представить без которых наш город уже невозможно…:

-

 

Как все начиналось

В 1978 году при отделе главного технолога Управления строительства была создана группа монументалистов, которую возглавил архитектор Геннадий Иванович Ястребов.

Геннадий Иванович окончил Павловское училище народных художественных промыслов и архитектурно-строительный институт в Горьком, позже приехал в Арзамас-16. Работал архитектором Управления строительства. По его чертежам были построены база отдыха «Дубки», здание Управления строительства, разработан и установлен памятник строителям…. Но одним из самых любимых детищ Ястребова стала группа монументалистов, которая, по его же собственным словам, создавалась, чтобы облагородить город, сделать его более привлекательным.

Фрагменты телеинтервью с Г.И.Ястребовым, февраль 1980 год«Геннадий Ястребов: «...При решении архитектурного облика зданий, а также при создании интерьеров, мне всегда хотелось внести в проект что-то нестандартное, живое. Радующее взгляд, чтобы в интерьере общественных зданий человек чувствовал себя уютно. Необходимо было создать такую художественную группу, которой были бы посильны большие задачи по изготовлению высокохудожественных монументальных работ...».

В группу монументалистов вошли художники Исмагил Набиуллович Ишмаков, Николай Николаевич Зюзин, Николай Владимирович Строганцев и Николай Александрович Сергеев.

-
Н.Н.Зюзин

За годы работы группы были созданы десятки интереснейших работ, украсивших архитектурный облик советского Арзамаса-16. Это декоративные панно и мозаичные портреты, скульптура и чеканка, интерьеры помещений и украшения фасадов городских зданий.

К примеру, по проекту архитектора Геннадия Ястребова был выполнен интерьер конференц-зала Управления строительства, а работы саровских художников-монументалистов украшали интерьеры Дома учителя, кафе «Строитель», агентства «Союзпечать», пристройки-кафе к ресторану «Колокол», Детской музыкальной школы, фойе центральных бань на ул. Зернова и других зданий.

Жаль, что большинство из работ сегодня утрачены. Но есть и те, что сохранились – например, чеканные барельефы на фасаде кинотеатра «Россия» и детского сада на ул. Шверника.

О том, как создавалась и работала группа, о реализованных ею проектах мы разговариваем с одним из участников группы монументалистов, художником-скульптором и живописцем Николаем Зюзиным и сыном основателя группы Дмитрием Ястребовым

Николай Николаевич Зюзин окончил арзамасскую художественную школу и Павловское художественное училище, а в группе первоначально выполнял работы гравера по художественной обработке металла. Но постепенно успешно овладел и другими техниками.

Николай Зюзин: «Идею создания группы монументалистов поддержал Виктор Иванович Захаров, с 1969 по 1986 годы, возглавлявший Управление строительства Арзамаса-16. Под мастерскую Ястребову выделили подвальное помещение в СМУ-7.

-

В мастерской было сыро и тесновато для выполнения действительно больших работ. Все работы выполнялись по частям и монтировались уже на месте. Нашей основной задачей было подогнать части композиции так, чтобы они легко и без изъянов собирались на месте. Мы все детали подгоняли, делали затворники, потом композицию разбирали и по частям транспортировали до места.

Для некоторых работ требовалась обработка заготовок под прессом. Он у нас был – гидравлический, трехтонный, ручной, закручивать его приходилось ломом, что не очень удобно. Также в подвале хранился материал – несколько кубов шпона, который Геннадий Иванович привез из Горького, различные заготовки и другое».

В этой мастерской часто бывал и сын архитектора Дмитрий Ястребов – в те годы еще мальчишка, которого отец вечерами забирал из детского сада и приводил сюда.

Дмитрий Ястребов: «Меня отец вечно таскал по всем стройкам, и везде ему до всего было дело, настолько душой он переживал за каждый объект. А вечерами он пропадал в этом подвале, где все было завалено дорогим шпоном, инструментом, какими-то мешками с цементом. В одном углу стоят листы для чеканки, в другом сохнут какие-то заготовки из красного дерева. Я помню этот непередаваемый запах стружки вперемешку со столярным клеем – он мне так нравился! И все вокруг пропитано ароматом творчества…»

-
Вверху, слева направо – Н.Н.Зюзин, Н.А.Строганцев, Н.А.Сергеев

Внизу, слева направо – Г.И.Ястребов, И.Н.Ишмаков

 

Не Боги горшки обжигают

О художниках группы можно рассказывать долго, все они были настоящими профессионалами.

Художник Исмагил Набиулович Ишмаков до прихода в группу Ястребова работал преподавателем в художественной школе. «Талантливый художник с ярко выраженным индивидуальным почерком, прекрасный колорист с отличным композиционным решением в своих работах. По его эскизам выполнено много прекрасных работ», - так отзывался о своем коллеге сам Геннадий Ястребов.

По эскизам Исмагила Ишмакова создавались монументальные полотна, которые украшали интерьеры кафе «Строитель», Дома ученых, Дома учителя и других зданий.

-
И.Н.Ишмаков

Живописец Николай Александрович Сергеев в группе в основном занимался резьбой по дереву и живописью, а также выколоткой – это глубоко рельефная чеканка, которая требует большого мастерства и чувства материала.

Николай Владимирович Строганцев был художником-любителем, но при этом мастерски работал в технике маркетри – это такая инкрустация по дереву. «Техника требует большого знания дерева, поскольку каждый слой в цветовом решении под разными углами ведет себя по-разному. Требуется огромное мастерство в подгонке каждого куска друг к другу, - рассказал Николай Зюзин. – До этого Николай Владимирович работал мастером по деревообработке в ДОКе, дерево знал и чувствовал. И мы все этой технике у него учились».

Совсем скоро художники группы хорошо освоили все виды техник, поскольку большие монументальные полотна требовали профессионализма.

-

 

Масштабные, красивые, утраченные…

Одной из первых работ саровских монументалистов стало панно в технике маркетри в здании почтамта (на территории старого рынка, сейчас этого здания нет, - авт.). Как вид декоративного искусства в СССР в те годы маркетри была популярна – его преподавали в художественных школах и техникумах. Сейчас это весьма дорогая, трудоемкая и кропотливая технология, для которой, к тому же, нужен пресс.

Николай Зюзин: «Панно состояло из двух работ - первая называлась «Искра», вторая – «Правда». Автором композиций был Исмагил Ишмаков: он делал эскиз и следил, как мы его выполняем. Сложность техники заключалась в правильной подборке шпона – по цвету, оттенку, фактуре, - потому что нужно было придать композиции визуальную целостность, чтобы ни одна деталь «не выпадала». Панно на почте мы выполняли из ореха, поскольку он богат на оттенки. На нанесенный на бумаге рисунок вручную кропотливо выкладывалась «рубашка» из шпона, подогнанная по цвету и текстуре. Потом она переносилась на плотную деревянную основу, обрабатывалась под прессом, шлифовалась, покрывалась смолами. ъ

-

Все панно были довольно большими - к примеру, для почтамта работа достигала в длину 8 метров. Работы мы подгоняли в мастерской, и, если все было выполнено правильно, за день композиция собиралась и монтировалась на стену».

В технике маркетри также были выполнены работы в Доме учителя, художественной школе, конференц-зале первого завода (длина этого панно достигала 15 метров!).  

Группа художников выполняла работы и в других техниках.

К примеру, в кафе «Строитель» композиция «Свирель» была выполнена в технике сграффито, когда белая и цветная штукатурка вкладывается в три-четыре слоя.

Фрагменты телеинтервью с Г.И.Ястребовым, февраль 1980 год: «Геннадий Ястребов: «Главная идея композиции - обратиться к старой русской культуре и обычаям. В подобных композициях всегда присутствуют общая приподнятость и усиление выразительности самых обычных предметов. Любая деталь должна нести вполне конкретную смысловую и эстетическую нагрузку и служить общей выразительности композиции в целом…».  

Николай Зюзин вспоминает: «Сложной задачей при работе в технике сграффито была быстрота выполнения, поскольку нельзя было допустить, чтобы цементная штукатурка застыла, пока вся работа не окончена. Материал наносился в несколько слоев. Сперва - слой белой штукатурки в 20 см, потом – слой штукатурки, окрашенной коричневым суриком, затем – снова белый оттенок. Пока штукатурка сырая, из бумаги на стену наносился эскиз, по которому аккуратно снимался верхний слой и выскребался цветной рисунок. И вот представьте – полотно занимает три стены, высота каждой – под 4 метра, длина – 5-6. И все нужно успеть сделать за четыре часа, пока сохнет штукатурка…».

За годы существования группой был выполнен целый ряд монументальных работ, занимающих видное место в художественной жизни города.

-

Фрагменты телеинтервью с Г.И.Ястребовым, февраль 1980 год: «Геннадий Ястребов: «Первой монументальной работой был портрет В.И.Ленина, выполненный в технике флорентийской мозаики из мрамора в комплексе доски почета Управления строительства. Эта работа была сделана мною в 1977 году. Флорентийская мозаика выполняется из отдельных плотно подогнанных друг к другу кусков мрамора или гранита. Интересная работа также сделана в конференц-зале Управления строительства, где изображены скульптурные барельефы К. Маркса и В.И.Ленина. Рельеф был вырезан из монолитной гипсовой плиты прямо на месте. Автор барельефа – художник И.Н.Ишмаков. Исполнители - И.Н.Ишмаков, Н.Н.Зюзин, Н.В.Строганцев…».

В Доме учителя очень интересно был выполнен интерьер буфета, в который органично вписалось панно в технике маркетри «Счастье». Тема юности и счастья также была продолжена в работах, сделанных для кафе возле ресторана «Колокол» - «Грезы юности», «Вступление», «Радость». А специально для музыкальной школы им. Балакирева саровские монументалисты выполнили панно по эскизам Исмагила Ишмакова в технике чеканки…

-
Панно в фойе Центральных бань

 

Рельефная чеканка

Николай Зюзин: «Я очень любил чеканку – нам ее преподавали в училище, и я научил этой технике остальных. Чеканка – это техника художественной обработки металла (преимущественно, алюминия или меди), при которой, в отличие от маркетри, создавались рельефные композиции. Чтобы придать металлу необходимые объем и форму, нужно учитывать его толщину, тягучесть и т.д. Одной из наших первых масштабных работ в технике чеканки стало панно «Жар-птица» в холле Центральных бань на ул. Зернова, выполненное из алюминия. Исмагил Набиуллович нарисовал эскиз. Работа над этим панно заняла 2-3 месяца.

Для чеканки в центре мастерской на полу был оборудован огромный короб, в который мы засыпали, наверно, целый грузовик песка. И на этом песке, предварительно смоченном водой, чтобы не было пыли, деревянными киянками выбивали из листов алюминия чеканку. Очень шумный процесс, работали в наушниках».

-

Алюминий – металл податливый для обработки, и в то же время устойчивый к перепадам погоды, износостойкий. Особо ухаживать за ним не надо – выполненное монументалистами панно на фасаде кинотеатра «Россия» до сих пор хорошо смотрится.

«Когда делается чеканное панно, сперва монтируется металлический контур жесткости. Работы эти проводятся прямо на месте, где будет установлена композиция, - продолжает Николай Зюзин. – К примеру, когда собирали панно на кинотеатре «Россия», с торцевой стороны здания мы огородили забором большую площадку и там работали. Когда контур был готов, нам пригнали кран для монтажных работ, на фасаде здания закрепили штыри и дальше мы уже по заданному формату сваривали композицию. Все надо было подогнать идеально, поскольку каждая фигура монтировалась отдельно, все было очень тяжелое. Темой композиции стала революция – скачущие кони, красноармейцы и мать-Родина в центре. Раньше в этой нише еще подсветка была. Могу сказать, что такие монументальные художественные работы до нас в Арзамасе-16 никто еще не выполнял - мы были первыми».

Работы над монтажом панно на кинотеатре заняли больше месяца. 

В целом за годы существования группы монументалистов ее художниками были выполнены не менее десятка чеканных панно. Среди объектов – ЗАГС, городская баня, кинотеатр, здания детских садов, школ и кафе.

-

 

Быстро жил, быстро творил

О характере основателя группы монументалистов Геннадия Ястребова говорит один факт.

Дмитрий Ястребов: «Я не помню, чтобы отец просто сидел на месте – он был постоянно занят, куда-то бежал или планировал побежать. Он и на лифте не любил ездить: просто так стоять и ждать, когда кабина поднимется – зачем? Мой отец прекрасно добегал пешком. Он был постоянным участником всех соревнований между трудовыми коллективами, будь то летняя эстафета или лыжный мемориал».

В гараже сына сегодня хранятся значки, полученные его отцом на соревнованиях – и их немало!

-
Г.И.Ястребов

Дмитрий Ястребов: «Благодаря своей какой-то неуемной душевной расположенности, он легко входил в душу любому. Он и в кабинеты так же входил – для него не было преград. Архитектора Ястребова в городе знали и уважали – и не только за душевную открытость, но и за принципиальность и требовательность в работе: если сделано Ястребовым – значит, сделано на совесть».

Ему нужно было всюду и везде успевать за 24 часа: он так и жил – торопливо, импульсивно, словно боялся чего-то не успеть…

Дмитрий Ястребов: «Царей и королей писали на полотнах. А меня отец… вырезал из куска дерева (и демонстрирует вырезанный мальчишеский бюст). Мне здесь девять лет. Дома он тоже постоянно что-то вырезал: помню кухню с горами стружки на полу - своей мастерской у отца не было, он на кухне творил. Помню заваленные липовой стяжкой столы, долбящий звук стамески…».  

-
В 1981 году в ходе своего визита в Арзамас-16 в гости к монументалистам зашел летчик-космонавт Юрий Артюхин

Николай Зюзин: «Атмосфера в нашем коллективе царила очень теплая, дружная. По-настоящему творческая. И во многом благодаря Геннадию Ивановичу. Он хорошо понимал, что на художника давить нельзя, рамки ему ставить тоже – хотя если надо было выполнить какую-то работу в сжатый срок, мы, конечно, делали. Мы охотно учились друг у друга, перенимали опыт. Я многое что взял для себя из работ Исмагила Ишмакова – мне нравилась грациозность линий и образов, которые он создавал, нравилось, как он выстраивал композицию. У Коли Сергеева мне нравилась работа с цветом, у Коли Строганцева учился работе со шпоном… Наша работа в группе – это было чистой воды творчество, и мы это очень ценили».

Фрагменты телепередачи о выставке работ группы художников-монументалистов Сарова, февраль 1980 года: «Геннадий Ястребов: «Наша группа работает уже третий год. За это время были сделано много работ в технике сграффито, чеканка, маркетри, скульптурные работы по дереву. В дальнейшем планируем применять технику мозаики. Сейчас это уже дружный коллектив, который много работает над повышением творческого мастерства, и каждый член группы осваивает все виды техники выполнения художественных работ. Сейчас уже нет сомнения, что группа зарекомендовала себя как высоко художественный и творчески мыслящий коллектив…».

-

 

Памятник строителям города

Но вернемся к работам, которые достались нам в наследство от группы монументалистов. Многие саровчане хорошо знают этот памятник, установленный на перекрестке улиц Чапаева и Силкина. Медная композиция выполнена в стиле социалистического реализма и посвящается строителям Арзамаса-16. Эскиз памятника разработал сам Геннадий Иванович Ястребов, а работы по его созданию вела его группа монументалистов.

Николай Зюзин: «Первичная заготовка памятника выполнялась из красной глины. Геннадий Иванович принес нам эскиз и привел модель – молодую девушку, которая и стала прообразом женщины-строителя. Когда объемная глиняная заготовка была готова, мы сняли с нее гипсовую форму, а потом выполнили еще одну объемную заготовку – на этот раз из гипса. Ее уже «доводили до ума» - дорабатывали пропорции, оттачивали детали, придавали нужные черты. Масштабированием заготовки занимались на территории одного из цехов 21-й площадки, где нам выделили место. Там-то заготовке и придали нужные размеры – 5 м в ширину и 4 м в высоту».

-

В дальнейшем уже огромную заготовку вновь сперва лепили из глины – к этой работе были привлечены дополнительно 6-7 городских художников, - «обшивали» медными листами и дорабатывали по технологии объемной выколотки (Интересно, что чтобы уложиться в срок, художники не стали выполнять еще одну заготовку – из бетона, как того требовала технология, но на качество работы это никак не повлияло, - авт.).

К работе над памятником и его монтажу также были привлечены газоэлектросварщики и рабочие других специальностей. Удивительно, но монумент был создан в предельно короткие сроки – за два месяца – и открыт ко Дню строителя, в августе 1986 года. Инициатива появления такого монумента принадлежала Виктору Захарову и была приурочено к 40-летию Управления строительства…

-

Группа монументалистов просуществовала десять лет. За эти годы в городе были созданы десятки уникальных художественных работ. Но в начале лихих 90-х всем стало как-то не до строительства, и группа распалась...

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов Н.Н.Зюзина, Д.Г.Ястребова, сотрудников МБУ «Архив города Сарова»