Фото:
Екатерина Клочкова: «Я - неисправимый оптимист»

Наш город богат на таланты не только в научной сфере, но и в искусстве. Сегодняшний гость редакции – Екатерина Клочкова, актриса театра и кино, выпускница нашего ПТУИ (Профессионально-творческое училище искусств, - авт.) и Высшего театрального училища им.М.С.Щепкина, 23 года радующая зрителей таких известных московских театров, как театр им.А.С.Пушкина, театр им.М.Н.Ермоловой, театр Антона Чехова и театр Сергея Безрукова.

 

Птенец гнезда Арсеньевского

Как и многие другие саровчане, покорившие московский Театральный Олимп, Екатерина начала свой творческий путь на курсе четы Арсеньевых.

Екатерина Клочкова: «Я как-то серьезно не задумывалась о профессии актера, пока в 13 лет не попала на экспериментальный курс к Виктору Тимофеевичу и Эмме Ивановне. Причем, попала почти случайно, программу подготовила плохо, да и не знала, честно говоря, как это правильно делать. Но в то время мы с одноклассницами занимались вокалом в КСП и на прослушивании спели несколько песен на три голоса - а вот пели мы очень даже хорошо. Так мое увлечение музыкой определило дальнейшую судьбу, а проницательный педагог Эмма Ивановна сумела рассмотреть во мне что-то: актерский потенциал и какие-то ростки таланта. К занятиям я относилась серьезно, старалась не пропускать не только речь, движение или, тем более, мастерство, но и все теоретические дисциплины. Одноклассницы, с которыми мы поступали, со временем ушли с курса, а я с удовольствием продолжала заниматься. Мне все очень нравилось и, к счастью, получалось. Наши педагоги, беззаветно преданные театру, смогли и нас в него «влюбить».

Юная Катя очень быстро стала играть большие роли: Золушку в пьесе Е.Шварца, Ольгу в «Евгении Онегине», Царевну Лебедь в «Сказке о царе Салтане». А еще – участвовать в театральных капустниках на сцене «старого» театра, куда их привлекали мастера.

Как признается Екатерина, в жизни у нее было два пути: стать педагогом - она очень любит детей - или актрисой. Второе в итоге перетянуло, и она нисколько об этом не жалеет.

Екатерина Клочкова: «Вкусив первый успех и любовь зрителей, выпустив в ПТУИ два настоящих спектакля, съездив на первые в своей жизни гастроли - мы играли «Сказку о царе Салтане» для ребят в детском доме, - я уже не представляла себе другого пути… А еще пересмотрела весь репертуар нашего театра. Особенно нравились спектакли с участием молодых тогда Максима Солнцева и Ольги Берзиной, Александра Бахановича и Константина Алексеева. Помню замечательную комедию «Семейный портрет с посторонним». И спектакли Виктора Тимофеевича Арсеньева. Он всегда брал серьезную драматургию, и получались яркие актерские работы. До сих пор помню «Деревья умирают стоя», «Мертвые души», «Жизнь впереди» с потрясающим дуэтом Руслана Шегурова и Эммы Ивановны. Мне даже казалось, что они играли этот спектакль вдвоем, хотя он был многонаселенным. Очень интересная была самостоятельная работа Натальи Алексеевой и Андрея Боровикова (сейчас - актера и режиссера Театра Романа Виктюка и главного режиссера Тамбовского академического театра драмы) с ярким пластическим решением. Много помню спектаклей той поры. Можно сказать, что Саровский драматический привил мне любовь к театру, а Арсеньевы подарили путевку в актерскую профессию…».

-

 

Эмма Ивановна - не только как профессионал, актриса и режиссер, но и как человек - своим примером учила добру, оптимизму, умению не пасовать перед трудностями и верить в себя. Ничего удивительного нет в том, что «птенцы гнезда Арсеньевского» до сих пор общаются между собой, ходят на спектакли и тепло поддерживают друг друга…

 

Покорение Москвы

Эмма Ивановна подобрала максимально удачный репертуар и подготовила Екатерину так, чтобы та точно поступила в театральное. Правда, нельзя сказать, что все прошло гладко - без приключений не обошлось.

Екатерина Клочкова: «Мы с Сашей Суворовым (актер, хорошо известный саровчанам по главной роле в сериале «Кармелита», - авт.) поехали поступать в Нижегородское театральное училище и сходу прошли. А потом подумали: если так хорошо все получилось, а не «замахнуться» ли нам на столицу?!

И поехали покорять Москву.

Вернее, собрались ехать. Но я, как девушка наивная, решила: если на билете написано, что поезд уходит в 20.30, то в это время он из Сарова и уезжает. Никакие доводы мамы не действовали, и в результате я пришла на вокзал в гордом одиночестве – все пассажиры давно уехали. Пришлось добираться на перекладных, спать на третьей полке. Но в Москву я все-таки доехала (смеется).

Первой была «Щепка». Народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов, художественный руководитель курса, нам с Сашей сразу сказал, чтобы на туры мы не приезжали, а сразу ехали на конкурс. Мы так и сделали. Но поскольку никто до последнего не знает, приняли тебя или нет, абитуриенты обычно стремятся поступать во все вузы сразу.

Поэтому мы с другим парнем побежали еще и в ГИТИС. Там я тоже прошла, а он - нет, и в «Щепке» свою очередь на конкурсе пропустил. Пришлось бежать обратно и на ходу сочинить душещипательную историю про «теплые вещи, которые мы забыли на вокзале». Ведь признаться, что показывался еще куда-то, было страшно…

-

 

Но мастера московских театральных вузов – стреляные воробьи, быстро нас на чистую воду вывели и у меня в лоб спросили: «У нас останешься? Или в ГИТИС уйдешь?» Я тут же ответила: «У вас!» И ни разу не пожалела о своем счастливом выборе: «Коршуновский» курс всегда был самым сильным в училище.

Вот так мы с Сашей Суворовым, два саровчанина, опять оказались на одном курсе - только теперь уже в Москве».

Нашей героине удивительно повезло с наставниками. В.И.Коршунов собрал уникальных педагогов: по речи - Н.В.Шаронова, по вокалу - М.П.Никольская, по танцу - В.А.Тейдер, а также мастера курса - Н.А.Петрова, В.С.Сулимов, Л.И.Гребенщикова, А.В.Коршунов, А.И.Шуйский. Каждый из них повлиял на формирование будущей актрисы и как профессионала, и как человека. Виктор Иванович Коршунов умел раскрыть индивидуальность любого студента, и при всей своей строгости трепетно заботился о каждом своем ученике.

Екатерина Клочкова: «Я очень благодарна педагогу по мастерству Ларисе Ивановне Гребенщиковой - мы выпускали вместе спектакль «Тартюф». Мы и сегодня продолжаем общаться, говорим о профессии и жизни. А когда возникает трудность в работе над ролью, я часто обращаюсь к ней».

Ежегодно 7 сентября выпускники-«коршуновцы» отмечают день курса. И даже если Екатерина не может прийти на встречу, обязательно звонит друзьям, где бы не находилась.

Вполне закономерно, что помощь и человеческое участие таких выдающихся мастеров помогли Екатерине по окончании училища попасть в ведущий театр Москвы - Московский драматический театр им.А.С.Пушкина, где она служит уже почти четверть века.

-

Кровавая Мэри, «Мышеловка» и немного сумасшествия

Выступая на сценах нескольких московских театров, Екатерина имеет в своем репертуаре десятки образов. Были ли в этом многообразии роли «на сопротивление», которые требовали больших усилий при воплощении?

Екатерина Клочкова: «К счастью, все роли давались достаточно легко, но были разные смешные случаи. Когда я только пришла после «Щепки» в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, попала в спектакль Ю.И.Еремина «Русские комедии» по чеховским одноактовкам. Там я играла четыре роли в разных мини-пьесах, и одна из них – собака Откатай в «Предложении». Мы партнёрствовали с Сергеем Миллером: он играл старого пса Угадая. Когда узнала распределение, очень расстроилась: молода была еще, неопытна. Я же привыкла в училище к ролям героинь, красавиц - Кашкина в «Прошлом летом в Чулимске», Эльмира в «Тартюфе», Ортензия в «Трактирщице»… А тут – собака! Но меня педагоги научили не халтурить и к любой роли относиться ответственно. Поэтому я купила диск с фильмом о жизни собак и постоянно его смотрела. Так что к премьере подошла, перевоплотившись полностью. Удивительно, но именно роль собаки вызвала бурную реакцию: после спектакля ко мне подходили старшие коллеги и хвалили. А мне казалось, что они издеваются, ведь в этом спектакле у меня было еще три женских роли. Но потом вспомнила старую актерскую поговорку: «Детей и животных на сцене переиграть невозможно». Так вот эта поговорка «сработала».

Как-то решили меня ввести в спектакль «Остров сокровищ» режиссера Е.Писарева. Смотрю на роль пиратки Кровавой Мэри, которую очень ярко играла наша актриса Наталья Корогодова – брутальная, громогласная, в первом акте - просто «машина для убийств»! - и чуть не плачу: «Я это не сыграю, я – другая». А Сергей Миллер говорит: «Сможешь!» И ведь смогла. До сих пор с огромным удовольствием играю эту роль - такова радость перевоплощения и возможность попробовать себя в другом амплуа».

Екатерине очень нравится участвовать в детских спектаклях. «В них есть возможность похулиганить, а еще радостно видеть чистый детский взгляд и непосредственную реакцию, – признается она. – Капочку в «Аленьком цветочке» играю уже не один десяток лет, люблю эту роль!»

-

Непростая, но интересная работа была над ролью свергнутой королевы Маргариты в «Ричарде III». Сумасшествие вообще трудно играть, а тут роль сразу начиналась с высокой эмоциональной ноты. Не было возможности «раскачаться» в сцене, ведь эта женщина потеряла все, что ей было дорого в жизни, и такой накал чувств диктовал острую характерную форму существования.

Екатерина Клочкова: «Мне помогал костюм. Я выбегала в рваных перчатках, с драной лисой на плечах, начинала проклинать Ричарда, нынешнюю королеву, утверждая, что трон – мой. И доходила до полного помешательства – видела «бесов», «ловила» их, «давила», а в какой-то момент начинала петь. Еще я нашла речевую характерность героини – картавость. Рисунок роли получился технически сложный, даже голос периодически теряла после спектакля. Чтобы я смогла лучше понять эту роль, режиссер спектакля Б.Л.Дьяченко объяснял: представь, ты с трудом пробралась в театр, куда тебя строго-настрого запретили пускать, дала взятку вахтеру, прибегаешь и видишь, что другая актриса играет твою роль!» 

- Вы работали со многими режиссерами. Кто больше всего запомнился?

Екатерина Клочкова: «Из недавних работ – Евгений Гришковец – драматург, режиссер, актер, музыкант. Человек огромной эрудиции, доброты и таланта. У него в спектакле не было каких-то наворотов и сложных технических решений, но была по-киношному простая, трогательная и глубокая история писателя и его подопечной, молодой художницы Зинаиды Серебровой. Евгений Валерьевич прекрасный рассказчик, шутник и балагур, способный обаять любого. Работали мы дружно, актерам давался «зеленый свет» для проб. И получился замечательный спектакль «Между делом», с которым мы скоро поедем на гастроли в Санкт-Петербург.

-

Запомнилась работа с нынешним худруком театра им. А.С.Пушкина, блистательным мастером комедий Евгением Александровичем Писаревым над постановкой «Одолжите тенора». Состав был подобран просто идеально, в главной роли – певец и прекрасный актер Сергей Лазарев. Мы все были молоды, азартны, много шутили, очень верили в успех - и он не заставил себя ждать. Комедия получилась легкой, как брызги шампанского, и имела колоссальный успех. Вся Москва шла к нам! Мы получили две премии «Чайка» и много гастролировали с этим спектаклем.

Очень ответственно было играть в «Страстях по Емельяну»: весь спектакль надо страдать, плакать, при этом танцевать и соответствовать звездным партнерам - Сергею Безрукову, Андрею Ильину и Альбине Тихановой. Жанр спектакля был определен как трагифарс, поэтому слезы и смех, смешное и трагичное было переплетено.

В Пушкинском театре Сергей Землянский поставил спектакль без слов «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, где я исполняла роль Олимпии. Мы танцевали как профессиональные балетные артисты, передавая все эмоции и чувства пластикой. Очень интересный получился опыт, это один из моих любимых спектаклей».

В послужном списке театров Екатерины Клочковой есть и наш, саровский, только тогда он назывался Нижегородский областной.

Екатерина Клочкова: «После училища им. М.С.Щепкина, когда я уже была принята в труппу Пушкинского театра и играла Елену во «Сне в летнюю ночь», Эмма Ивановна предложила сыграть эту героиню в гастрольном спектакле в Рязани с нашим саровским театром. Я согласилась, с партнерами мне повезло - играли Максим Солнцев, Ирина Аввакумова, Максим Кашев. Правда, оказалось, что в саровском театре использовался другой перевод, да и рисунок роли был иной. Но у меня получилось быстро ввестись».

Если в театре у Екатерины Клочковой всегда было много разноплановых ролей, с кино, по мнению самой актрисы, отношения сложились не очень. То ли большая занятость не давала возможности полностью отдаться киноискусству, то ли пока не нашелся «свой» режиссер или выигрышный материал. Екатерина уверена, что «своего» режиссера в «фильме мечты» она еще не встретила.

-

 

Все увлечения связаны с театром

- Таким солидным опытом работы на сцене можно и нужно делиться. Не планируете ли попробовать себя на педагогическом поприще?

Екатерина Клочкова: «Сейчас начала об этом задумываться. Мне кажется, я только теперь готова к такой работе. Долго боялась: все-таки большая ответственность, да и времени на преподавание уходит много. Но! Книги по мастерству актера и сценической речи уже принесла из библиотеки, изучаю - освежить в памяти полученные в училище знания не помешает. Может, и решусь на работу с детьми».

В последнее время Екатерина много времени посвящает чтецким программам и участию в концертах. Недавно выступала на дне города в Москве, читала стихи Пушкина.

Екатерина Клочкова: «Я видела отклик, живые, заинтересованные глаза. Кто-то даже читал со мной вместе. Это здорово. Ведь когда играешь в спектакле, не смотришь «напрямую» в глаза публике. А во время чтецких программ эта возможность есть. И ты сразу понимаешь, находит ли твое творчество отклик. А еще приятно, когда люди подходят потом и благодарят. В театре обычно такое не практикуется».

Екатерина подумывает над тем, чтобы сделать такое общение со зрителем регулярным.

-

 

Мир на ладони

При такой загруженности у актрисы сегодня немного свободного времени. И все же, когда оно выдается, на что получается его тратить?

Екатерина Клочкова: «Регулярно занимаюсь йогой, плаванием, бегом, по понедельникам хожу в баню, а еще безумно люблю путешествовать. Объездила много стран. Были как-то с театром Сергея Безрукова на гастролях в Лондоне. Мне так понравился этот город, что я после возвращения в Москву вновь туда полетела и даже смогла сходить в несколько театров. С интересом посмотрела «Мышеловку» (это один из моих любимых спектаклей, который идет уже более десяти лет. Его поставила замечательный режиссер Надежда Михайловна Аракчеева). Когда узнали, что я актриса и сама играю Молли Рэлстон в постановке в Москве, пересадили меня в партер, хотя в Англии такое не принято. С удовольствием побывала в лондонских музеях».

Актриса рассказала о забавных ситуациях во время гастролей в Англии.

Екатерина Клочкова: «В Лондоне мы играли спектакль «Страсти по Емельяну» и заметили интересную реакцию публики: в зале сидели русскоязычные зрители и англичане, для которых бегущей строкой шел перевод. Поэтому англичане реагировали с опозданием, так что мы получали «двойную» порцию смеха и слез».

Еще Екатерина очень любит Италию и даже немного выучила язык. А в последнее время много путешествует по нашей стране и приходит в восторг от богатства и разнообразия природы, красоты пейзажей и архитектурных памятников. В этом году посетила Кисловодск, напиталась атмосферой лермонтовских мест.

-

 

У меня плохая память на плохое

- Как одним словом вы могли бы себя охарактеризовать?

Екатерина: «Неисправимый оптимист».

– Кому больше всего благодарны в жизни?

Екатерина Клочкова: «Родителям и театральным педагогам Сарова и Москвы. Особенно, конечно, Эмме Ивановне Арсеньевой - не просто учителю, а другу. Своей добротой и оптимизмом она может больного и унывающего человека превратить в здорового, полного сил и энергии».

– Какие качества больше всего цените в людях?

Екатерина Клочкова: «Доброту, преданность, честность».

– Есть что-то, чего вы не могли бы простить человеку?

Екатерина Клочкова: «Нет. С годами понимаешь, что люди несовершенны, как и ты сам. У меня плохая память на плохое (улыбается). Негатив человека разрушает изнутри, поэтому зачем копить плохие эмоции? Лучше почитать книгу или сходить в театр».

– Бываете ли вы в Сарове?

Екатерина Клочкова: «Конечно. Приезжаю к родителям, обязательно захожу к Эмме Ивановне и… в саровскую баню».

А напоследок Екатерина Клочкова пожелала читателям «Нового города» сохранять умение удивляться и радоваться даже мелочам.

сб, 09/30/2023 - 01:35