Дума третьего созыва: социальная направленность - в приоритете
«Думой социальной направленности» называет в своей статье работу депутатов третьего созыва заместитель председателя городской думы третьего созыва депутат Эдуард Парфенцев: «Главным направлением деятельности депутатов этого созыва была социальная сфера: улучшение жизни горожан, снижение налогообложения, строительство социального жилья, совершенствование медицинского обслуживания. А также работа с бюджетом Сарова, создание программы занятости населения, дополнительных рабочих мест, развитие предпринимательства…
В 2001 году в Сарове сложилась серьезная ситуация со строительством жилья, сносом ветхого фонда, расположенного в промзоне. Строительством занимались органы местного самоуправления, РФЯЦ-ВНИИЭФ и Фонд социального развития. Дума приняла решение объединить усилия и создать рабочую комиссию по разработке проекта городской программы «Жилище» на 2001-2005 годы… В январе 2002 года программу приняли. Она предусматривала улучшение жилищных условий нуждающихся горожан, сокращения времени ожидания очереди на получение социального жилья… Предполагалось ликвидировать ветхий муниципальный фонд – 62 дома, снести 17 домов на ул. Молодежной. И это было выполнено. Но, к сожалению, не были расселены дома, находящиеся в промышленной зоне…».
(Из сборника «Городская дума Сарова. 15 лет»)
Городская дума третьего созыва была избрана в декабре 2000-го года и работала до декабря 2004 года. В ее составе было 34 депутата, председателем был Николай Федорович Попков. Много вопросов приходилось решать в этот период. Да, что-то не удавалось. К примеру, не удалось отстоять вопрос сохранения в городе молочной кухни, против ликвидации которой настойчиво выступали депутаты, не были решены все вопросы благоустройства дворовых территорий. Но зато город активно строился. С 2001-го по 2004 годы были достроены и запущены в эксплуатацию Ледовый дворец, Театр драмы, новая детская поликлиника. Сносился ветхий жилой фонд, продолжали строиться улицы Зернова, Юности, Березовая, Герцена…
Из сборника «Городская дума Сарова. 15 лет»: «Вячеслав Новоселов, депутат городской думы 2-го, 3-го и 4-го созывов: «Что еще можно поставить в заслугу думе? Удержали на плаву Агентство недвижимости ФСР – при всех недоработках ФСР был единственным живым проектом инвестиционной зоны, который и сейчас работает…Третья дума продолжила работу над Уставом города...».
Важным направлением работы депутатов стала поддержка предприятий и предпринимателей.
Из сборника «Городская дума Сарова. 15 лет»: «Дума заботилась о сохранении градообразующих предприятий, городских организаций и рабочих мест. … Был снижен налог на прибыль…, предусматривались дополнительные льготы по налогу на имущество. Дума предоставила налоговые льготы ВНИИЭФ для целевого использования средств на социально значимые проекты: развитие санатория-профилактория, оснащение оборудованием поликлиники №2 и другие… Для сохранения рабочих мест и поддержки городских предпринимателей дума ввела дополнительные налоговые льготы – освободила от налогов на прибыль и имущество предприятия, оказывающие бытовые услуги населению, СМИ, организации культуры и искусства, образовательные, общественные объединения и другие… Дума постоянно следила за сохранением муниципальных предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, и в течение своего срока работы не давала согласия администрации города на приватизацию «бытовки»...
Четвертый созыв: работа над программами и документами
С председателем городской думы четвертого созыва (2004-2010 гг.), главой города Александром Густавовичем Орловым мы пообщались незадолго до торжественных мероприятий в честь юбилея городской думы (напомним, что в этом году ей исполнилось 30 лет). Не сказать, что решение баллотироваться в депутаты далось ему легко. «Все-таки я производственник, долгие годы проработал на ЭМЗ «Авангард», пройдя путь от молодого специалиста до главного инженера и директора завода. Муниципальной работой не занимался никогда, поэтому понимал, что будет непросто», - вспоминает Александр Орлов.
Сперва он баллотировался на округе, прошел в состав думы, потом коллеги-депутаты избрали его председателем городской думы и, одновременно, - главой города (именно при четвертом созыве впервые председатель гордумы становился еще и главой города, - авт.).
Пожалуй, одним из основных направлений работы думы четвертого созыва было завершение формирования нормативно-правовой базы для нормальной работы органов местного самоуправления. Это касалось практически всех направлений – завершение работы над Уставом города и сопутствующей документации, разделение полномочий главы города и главы администрации, формирование департаментов городской администрации и контрольно-счетной комиссии, утверждение проекта бюджета, положения о муниципальном заказе, формирование основных программ развития города и многое другое (в те годы активно менялось федеральное законодательство, под него подстраивалась и нормативно-правовая база на местах, - авт.).
Работа была проделана масштабная.
Из сборника «Городская дума Сарова. 15 лет»: «Депутат городской думы четвертого созыва Александр Тихонов: «Бурно изменяющееся законодательство потребовало от депутатского корпуса серьезной переработки Устава, принятого городской думой второго созыва еще в апреле 1997 года. Мы не пошли по пути внесения изменений в Устав – их было очень много, а приняли новую редакцию. Устав был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации… По сути, он является основным законом, по которому живет город…
Также была определена структура органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом органами МСУ в Сарове являются: городская дума, глава города, администрация и контрольно-счетная палата… Приняты положения о департаментах городской администрации - их шесть… Дума четвертого созыва разработала новую редакцию положения о бюджете… в связи с изменениями Бюджетного кодекса РФ. Документ серьезный, определяет четкую линию взаимодействия представительного и исполнительного органа власти…».
И очень много времени у депутатов ушло на разработку Программы развития ЗАТО Саров и муниципальных программ – их было принято 16. Значительная часть бюджетного финансирования приходилась отныне именно на них.
Александр Орлов: «Мы принимали программы с учетом перспективного планирования на несколько лет вперед, чтобы в дальнейшем было удобнее закладывать финансирование на какие-то глобальные проекты. Так, к примеру, была решена проблема с мостами – до четырех полос движения расширен Маслихинский мост и мост на пр. Музрукова возле «красного здания». Также уже в те годы зарождались идеи и принимались решения по строительству нового КПП-4, расширения ул. Семашко и ряд других проектов, которые были реализованы значительно позже. Благодаря долгосрочному финансовому планированию муниципальных программ дума могла смотреть на перспективу».
Целевые муниципальные программы принимались по основным направлениям жизни города: городское хозяйство, развитие коммунальной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства, системы общего и дополнительного образования, физической культуры и спорта и др.
Александр Орлов: «Одна из целевых комплексных программ касалась строительства нового жилья. В ней были определены и территории под будущую застройку, затраты бюджета на прокладку новых коммуникаций, переселение жильцов из частного сектора и многое другое. Практически все намеченное в этой программе уже реализовано. Я считаю, эти программы были хорошо разработаны и многое городу дали. Сейчас городской бюджет строится именно на программном планировании и финансировании».
Следует отметить еще одно решение, которое в те годы было на виду у всех горожан – об упорядочении мелкорозничной торговли.
Из сборника «Городская дума Сарова. 15 лет»: «Александр Тихонов: «Речь о торговле через павильоны, киоски и т.п. С этой целью дума приняла целый ряд положений и Концепцию организации мелкорозничной торговли на территории города. В результате удалось найти компромисс между населением, властью и бизнесом, и на смену неприглядным товарам и ларькам пришли красивые торговые павильоны, в том числе на остановочных комплексах».
Сегодня можно сказать, что нормативно-правовая база местного самоуправления в те годы была сформирована.
Но без трудностей не обошлось.
По словам Александра Орлова, очень тяжело горожане восприняли так называемый федеральный закон о «монетизации льгот», который вступил в силу в январе 2005 года и катком прошелся по всем категориям льготников. По новому закону вместо большинства предусмотренных ранее льгот социально незащищенным слоям населения отныне выплачивались денежные компенсации, которые, конечно, не покрывали ни всей стоимости некогда бесплатного проезда, ни другие виды льгот.
Александр Орлов: «Я помню большой зал заседаний, полный разгневанными людьми – ветераны, чернобыльцы, инвалиды. Они с возмущением высказывались о новом законе и просили местных депутатов «что-то сделать», чтобы льготы сохранить. Это была сложная и неоднозначная ситуация, когда ты бессилен, поскольку принят федеральный закон. И деньги в бюджете, ранее заложенные на оплату проезда льготникам, были, но ничего поделать нельзя. Слава Богу, позже был найден механизм, частично компенсирующий льготникам их проезд. Это было, пожалуй, самым ярким впечатлением после моего назначения на должность главы города»…
По мнению Александра Орлова, депутат должен быть коммуникабельным, уметь общаться с людьми и находить компромиссы. Основная задача, которая стоит перед депутатом, – с уважением отнестись к наказам своих избирателей и выполнить обещанные поручения. Активно работать на округе. Быть грамотным и хорошо разбираться в современном законодательстве. Ну и, конечно, во всем и всегда оставаться неравнодушным человеком.
(Продолжение следует)