Фото:
Не подошел товар, приобретенный в интернет-магазине. Как вернуть?

Читатель «Нового города» поинтересовался: «Если товар, купленный в интернет-магазине, не подошел или оказался с браком, можно ли его вернуть? Как при этом действовать?


Кандидат юридических наук, директор ООО «Центр правовой помощи» Игорь Губенок: «Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей, отказаться от товара надлежащего качества, приобретенного в обычном магазине, покупатель может в течение 14 дней с момента покупки. При этом статья 26.1 того же закона гласит: «При дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней». 

Отметим, что потребителю должна быть предоставлена полная информация о порядке и сроках возврата товара в письменной форме. В случае если такая информация не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи. Продавец при этом обязан вернуть деньги за товар в течение 10 дней – за исключением расходов продавца на доставку товара от потребителя. Этот срок действует как для обычной, так и для дистанционной торговли». 

Закон о защите прав потребителей уточняет (ст. 26.1, п. 4): «Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца».

Но не все товары надлежащего качества можно вернуть. В Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №2463 содержится перечень товаров, не подлежащих возврату. Среди них – товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарства, предметы личной гигиены, медицинские изделия, текстильные и швейные изделия (нижнее белье), мебельные гарнитуры, ювелирные изделия, автомобили, животные и растения, вещи, сделанные на заказ по вашим меркам, и т.п. – перечень довольно обширный.

- А если товар оказался некачественным? Можно ли его вернуть и в какие сроки? 

Игорь Губенок: «Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей, некачественный товар можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. При этом покупатель может потребовать как замены товара на аналогичный качественный, так и возврата денег. Продавец обязан будет удовлетворить требование потребителя, если не докажет, что недостаток возник по вине потребителя вследствие ненадлежащего использования. Если гарантийный срок товара не обозначен, действует общий гарантийный срок - два года. Но продавцы могут обозначить гарантийный срок сами, и он, как правило, меньше общего, установленного законом. Если гарантийный срок истек, потребитель должен будет доказать, что недостаток возник до передачи товара покупателю». 

- Как действовать, чтобы вернуть свои деньги?

Тут работает стандартная схема: пишите претензию и требуйте возврата всей суммы. Это требование должны исполнить в течение десяти дней. Если деньги не вернут, Роспотребнадзор и суд вам в помощь. Тогда требуйте все, что положено по закону: ущерб, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф 50% сверху. Но для начала расскажите продавцу о своих планах: вполне возможно, до суда и не дойдет, - советует портал www.journal.tinkoff.ru.

- Можно ли вернуть товар, купленный у частника, - скажем, на «Авито»? 

Игорь Губенок: «Закон о защите прав потребителей на сделки между частными лицами не распространяется. Тут надо предварительно ознакомиться с условиями продавца и быть очень внимательными при покупке. Гораздо надежнее иметь дело с большими, зарекомендовавшими себя организациями, с которыми, если что, можно и посудиться».