Фото:
«Акбар» вчера и сегодня. Они стояли у истоков любительского собаководства в Сарове

Ирина Владимировна Романова - зачинательница любительского собаководства в нашем городе. Она создала клуб «Акбар», который сейчас известен далеко за пределами Сарова, и руководила им несколько десятилетий. А затем передала свое дело дочери Светлане, которая и продолжает развивать клуб уже в современных реалиях.

Корреспондент «Нового города» встретилась с мамой и дочерью и побеседовала о саровской кинологии – с чего все началось и как развивалось.


Началось с немецкой овчарки

Ирина Романова: «В 1966 году отец подарил мне щенка овчарки – он взял его в нашей воинской части. По характеру это была злобная сторожевая собака. Я ее вырастила и отправилась поступать в Горьковский университет - правда, безуспешно. Родители с этой собакой намучились – во время прогулок она на всех кидалась. В итоге ее пришлось отдать знакомым, которых незадолго перед этим их ограбили, для охраны квартиры. 

На следующий год я снова отправилась в Горький поступать и взяла там еще одну немецкую овчарку – Урана. Вот с этой собаки и началось мое увлечение кинологией. Пес был от хороших родителей, добрый – отличный парень! Родители не очень-то хотели снова собаку – обожглись на первой, поэтому пришлось применить хитрость. Поскольку я в тот год снова не поступила в университет, за моими вещами родителям пришлось ехать домой к заводчикам Урана. Они приехали – а там щенки. Все темно-серые, и только один светло-серый с черной мордой. Я указала им на него, но призналась, что денег не хватит – щенок стоил 25 рублей, недешево по тем временам, и мне не хватало 10 рублей. Отец хмыкнул, мать показала мне кулак, но собаку все же забрали». 

Ирина Владимировна рассказала, что в 1969 году она наконец-то поступила на биофак Горьковского университета, и Уран остался в Арзамасе-16 с родителями. Она приезжала домой на каникулы и выходные, занималась с ним. Уран уже тогда участвовал в выставках в Горьком – мама привозила его туда, а потом увозила обратно.

Тем временем в нашем городе появился клуб служебного собаководства, его организовал Николай Павлович Домнин, который имел армейскую специальность по кинологии и сам держал овчарку. Кстати, как отметила Ирина Владимировна, в те времена маленьких собак почти не держали – в основном крупных: овчарок, доберманов, боксеров, колли. 

Ирина Романова: «Я, когда жила в Горьком, занималась с собаками людей, которые сдавали мне комнату. Они были геодезисты, постоянно в разъездах, и их две собаки были под моим присмотром. Там я и начала ходить на площадку к Ирине Ивановне Самохваловой. Она вела кружок юных собаководов «Чук». Там я многое узнала, в том числе и теорию». 

К тому времени в нашем городе тоже появилась группа любительского собаководства, занятия которой время от времени, приезжая в город, и начала вести Ирина Владимировна. «Нас тогда было человек пятнадцать, в моей группе занимались взрослые. Группа называлась «КЮЛС» (Клуб юных любителей-собаководов). Среди наших собак была и декоративная - пудель театральной художницы Тарасовой, с которым занималась Тоня Смирнова», - вспоминает она. 

Когда Ирина Владимировна окончила учебу и вернулась в город, она начала постоянно вести занятия клуба, который к тому времени назвали «Акбар» - по имени собаки Любови Острецовой. Любовь Острецова – руководитель кинологического кружка в Ленинграде, хозяйка пса, который снялся в известном советском фильме «Дай лапу, друг!». По словам Ирины Романовой, сначала клуб «Акбар» работал при Станции юннатов, но там у него не было площадки, и позже клуб перебрался в подвал на ул. Пионерской – там, где сейчас магазин сантехники. Туда стали приходить и взрослые, клуб начал расширяться. 

У клуба была обширная образовательная программа. Занимались по три года. В первый год изучали историю советского собаководства, различные породы. На второй год проходили анатомию, зоологию собаки, а на третий год – генетику: родословные собак, их предков, особенности и характер каждой породы.

У клуба была своя форма – защитная рубашка и эмблема с надписью - сначала просто «КЮЛС», а позже «КЮЛС «Акбар». 

Интересно, что во время Чеченских войн, когда экстремисты кричали «Аллах акбар!», от саровского клуба начали требовать переименования. Но клуб был назван так задолго до начала борьбы с исламистами, и менять название собаководы не стали. Ведь к тому времени клуб «Акбар» стал настоящим саровским брендом.

Ирина Романова: «Многие из ребят, которые у нас занимались, стали ветеринарами, врачами, кинологами, педагогами. И хотя среди наших мальчишек было много сложных – попросту говоря, хулиганов, однако со временем и они перевоспитывались». 


Загадки для собак, или Показательные выступления 

На выставках в Горьком устраивали показательные выступления, и там часто блистал наш коллектив. Выступали саровчане со своей программой и в Москве. 

Ирина Романова: «Каждая собака имела свой талант, мы его выявляли, и собака выступала у нас с этим номером. В программу выступлений входили как команды из курса общей дрессировки - «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне», - так и разного рода трюки. Например, прыжки через кольца. Так, пес Дар Гали Вуколовой преодолевал не менее десяти колец в длину. Затем кольца затягивали бумагой, и собаки снова через них прыгали. Практиковали и прыжки через теннисную ракетку – из нее вынимали сетку, и собака протискивалась сквозь кольцо ракетки. Это делали у нас даже овчарки! При этом по собачьей спине шли складки – через такое узкое кольцо собака умудрялась протиснуться. Другие собаки держали на лбу крутящуюся юлу. Собаки прыгали друг через друга, люди проползали под собаками». 

А еще собакам предлагали загадки. У каждого владельца была своя игрушка в виде животного. Хозяин предварительно тер игрушку в ладонях, пропитывая ее своим запахом, а потом их все скопом выкладывали на сцене. Задавали собаке загадку, зрителей предупреждали, чтобы не подсказывали. «Читаю загадку, посылаю собаку на сцену искать отгадку, - вспоминает Ирина Владимировна. - Она, ориентируясь по запаху хозяина, выхватывает из кучи игрушку, подносит мне. Спрашиваю зрителей – правильно отгадала? «Правильно!» - кричат они. Этот номер у аудитории всегда был любимым». 


От Гадова озера до Серебряных ключей 

«Акбар» проводил летние лагеря – сначала на Гадовом озере, а позже, когда оно пересохло, перебрались к «Серебряным ключам». Подружились с ближней воинской заставой, выступали перед военнослужащими. 

Ирина Романова: «В лагере было человек по пятнадцать, все со своими питомцами. Ставили несколько небольших палаток и одну большую, сооружали стол, оборудовали кухню, готовили в печках-прачках. Воду с родников везли в канистрах или больших флягах на собаках. Ребята дежурили по очереди. 

Некоторых собак мы брали, как сейчас говорят, на передержку – хозяева, уезжая, оставляли их нам. Особенно мы ценили кавказских овчарок – привязывали их по краю лагеря для охраны. Маленькие собаки спали с нами в палатках. Конечно, занимались дрессировкой, при помощи Центра внешкольной работы соорудили серьезные снаряды, некоторые из них живы там до сих пор. 

На берегу реки проводили День Нептуна. Ребята мастерили костюмы из природных материалов - например, хвоща, которого там было много. Гримировали друг друга. Нептун всегда у нас был шикарный – с короной и трезубцем, которые мы сделали однажды и использовали из года в год. Морской царь и его свита приплывали на надувных матрасах, принимали у новеньких клятву беречь природу. Затем – концерт, который ребята придумывали сами, и вечером – большой костер. С лесниками у нас была договоренность, костровище мы специально обложили кирпичом. У костра проходила игра типа КВН. Затем все дети поровну оделялись конфетами, собранными со всех в «общий котел». 

В первой половине июля отмечали День Ивана Купалы: девчонки плели венки, пускали по течению реки, прыгали через костер. Пели песни под гитару.

Однажды мы сделали постановку, в которой дети играли собак, а собаки изображали начальника лагеря, завхоза и т.п., и сняли любительский фильм. Вот была умора!»

 


Выставка – это праздник!

Ирина Романова: «Первое время автобусов в городе было мало, и нам для поездок на выставки их не давали. Но поскольку у нас занималась Вика Куриленко с собакой Златой, а ее отец работал на третьем заводе на руководящей должности, через него нам удавалось получить грузовики – громадные военные «ЗИЛы». Иногда их накрывали тентами, а в жару так и ехали в открытом кузове. От ветра спасались капюшонами или косынками, повязывали косынки и на собак – зрелище было забавное!

Ездили мы в Горький на три дня. В пятницу приезжали в Митино, под Горьким, ставили там палатки и организовывали походную кухню. Утром в субботу ехали в город на выставку, где половина собак выставлялась в первый день, в другая – во второй. В последние годы нам разрешали ставить палатки прямо на стадионах, где проходили выставки – обычно за трибунами, на траве. Позже мы стали ездить на выставки в автобусах. Кроме Горького, ездили на выставки и в столицу. И до сих пор ездим!»

Выставлялись «акбаровцы» вполне успешно: занимали и призовые места! Так, немецкая овчарка Дайна, которую держали Романовы, неизменно брала первые места. 

Ирина Романова: «Раньше участие в выставках – это был праздник! Ездили пообщаться с другими собаководами, себя показать. Собаки радовались, когда ехали с нами куда-то, они это дело любят. Польза была для всех – и для собак, которые дисциплинировались, и для их хозяев».

«Участие в выставках дает собакам социализацию, - добавляет Светлана Романова. - Если собака все время сидит дома в четырех стенах и ничего не видит, она тупеет, ее психика слабеет. Ей нужно как можно чаще быть с хозяином, и неважно где. Кинология – это такое занятие, в котором можно найти всё: и спорт, и шоу, и праздник. Сейчас мы ездим на выставки не только ради родословной, многие участвуют просто чтобы отвлечься, отдохнуть. Интересно также посмотреть на другие породы, которые в нашем городе не встречаются».

- Бывали ли в вашей практике настолько сложные собаки, что их не удавалось перевоспитать? 

Ирина Романова: «Нет, таких не было. Школьники приводили своих собак в щенячьем возрасте, и всех получалось воспитать. Даже Унчар – на что он был взрослый кавказец, и все равно с ним удалось договориться. Правда, мы с ним особо не фамильярничали – он держался на расстоянии, но боев нам никогда не устраивал. 

Унчар - это кавказская овчарка Нади Горбуновой. У нее погиб кавказец по имени Унчар, но судьба послала ей нового. Однажды мы ночевали в селе, где увидели бесхозную, всю заросшую, страшную кавказскую овчарку громадного роста с обрезанными ушами. Мы ее с трудом поймали, надели ошейник с намордником и забрали с собой. Все годы, что он выставлялся, держал первые места по красоте! Он сразу у нас прижился, никогда не грыз наших собак, хотя эта порода и агрессивная. Надя жила в частном доме на ул. Речной, где его держать было гораздо сподручнее, чем в квартире. У собаки был одинаковый с ее погибшим Унчаром окрас, и она переоформила на него родословную. Такой был хороший пес!

Еще одна овчарка попала к нам уже старой – лет семи-восьми. Ее повели в ветлечебницу усыплять, но одна из наших участниц забрала собаку и начала с ней заниматься. Овчарка выступала у нас в показательных, прекрасно работала! Считается, что щенка можно научить и воспитать, а у взрослой собаки уже сложившийся характер. Но, тем не менее, эта особь оказалась очень обучаемая.

У дочери сейчас встречаются сложные случаи – обычно если собаку приводят не сразу, а когда ей уже исполнился год, вспомнив вдруг, что питомец-то невоспитанный!» 

Светлана добавила, что особенно сложно работать с собаками из приюта – они с трудной судьбой и приобретенными травмами психики. Поэтому, прежде чем взять собаку из приюта, надо с ней хорошенько пообщаться.

- Раньше не было специализированных кормов. Чем кормили собак в советское время?

Ирина Романова: «Мясом. Закупали коровьи головы, рубец, варили макароны, геркулес, перемешивали с мясной пищей». 

Сейчас собаки Романовых на смешанном питании – кушают и отечественный корм, и мясные продукты. 

 


«Акбар» сегодня

В 1994 году Светлана Романова окончила школу и начала работать вместе с мамой в «Акбаре». Несколько лет они проработали вместе, пока Ирина Владимировна не ушла на пенсию. 

Кинологическое объединение «Акбар» под руководством Светланы продолжает развиваться уже в современных реалиях. По ее словам, воспитанием своих собак с помощью кинолога сейчас занимаются многие, в клубе приобрели особенную популярность семейные занятия с собакой. А вот на выставки выезжают немногие, так как это весьма недешево. В настоящее время «акбаровцы» собираются на выставки в Пензу, Саранск, Нижний Новгород. Они уже объехали со своими питомцами всю Россию.

«Акбар» сейчас активно занимается волонтерством. Одно из направлений - помощь приютам: сбор кормов, лекарств и др., раскладка и доставка по приютам. Выезжают в приюты, помогают постричь собакам когти, привить и т.п. Недавно привозили в приюты мясо - около 100 кг. Еще одно направление - организация городских кинологических мероприятий, информационные акции: раздача листовок, разъясняющих порядок действий при укусах клещами, призывающих убирать за своими животными и т.п. Во время пандемии волонтеры клуба выгуливали собак, и ни один из них, по словам Светланы, не заболел! 

В настоящее время кинологическое объединение «Акбар» участвует в программе АНО «Подари жизнь» при поддержке правительства Нижегородской области «Ответственный владелец». Два раза в месяц по субботам проводятся лекции по кинологии. Например, ближайшая – о том, как выбрать щенка, как отличить ответственного заводчика от «разведенца», на что обратить внимание тем, кто решил взять щенка из приюта. 

Осталось еще добавить, что заядлые собаководы Романовы по-прежнему верны себе: Светлана с мамой держат несколько брабансонов, джек-рассел терьера и американскую миниатюрную овчарку.

Фото из архива семьи Романовых