Преодолеть всепожирающее время, или Спектакль о неумолимой правде

Есть ли на свете что-то страшнее времени? Мало того, что оно протекает как-то нелинейно: то еле движется, порождая скуку и выжимая зевоту, то несется, словно высокоскоростной поезд - так, что дыхание перехватывает и становится совершенно некогда жить. А еще оно абсолютно неумолимо – с ним невозможно договориться, у него не выбить никаких уступок. И напоследок оно неминуемо приведет нас к всеобщему финалу – смерти.

Можно ли хоть как-то укротить это всепожирающее чудовище? И если оно пожрет нас без остатка, в чем тогда вообще смысл жизни? Такими «проклятыми» вопросами задались в нашем родном театре.

На прошлой неделе Саровский драматический театр представил зрителям очередную премьеру сезона - драму «Семья Конвей», путешествие во времени по пьесе Дж.Б.Пристли поставила режиссер из Санкт-Петербурга Светлана Аникина.

Честно говоря, меня давно так не пронимало – со времен, пожалуй, «Ромео и Жанетты», поставленной в Сарове в 2016 году Сергеем Золкиным. Драма о семействе Конвей не только поставила экзистенциальные вопросы, но и заставила по-настоящему переживать – до слез.

На дворе 1919 год, Первая мировая война только закончилась, и молодые Конвеи собрались все вместе под крышей уютного родительского дома, чтобы отметить день рождения Кей. В первом акте мы знакомимся с матерью семейства миссис Конвей (Ирина Аввакумова, Надежда Файзуллина) – легкомысленной дамой средних лет, любительницей гостей и увеселений, и с ее шестерыми детьми: серьезной Кей (Владимира Петрик) – будущей писательницей, добродушным и невозмутимым Аланом (Андрей Кочетков), умницей Мэдж (Елизавета Казачкова) – девушкой с весьма твердым характером, последовательницей социалистических взглядов, повесой и ловеласом Робином (Павел Козлов), красоткой Хейзел (Юлия Французова) и милой, доброй, живой девчушкой Кэрол (Алина Порхачева) – все они разыгрывают шарады по сценарию Кей. К семейству присоединяются друзья: молодая глупенькая Джоан (Елизавета Лашманова), деловой Джеральд Торнтон (Артем Жуков) и впервые попавший в дом фанатичный поклонник Хейзел неловкий плебей Эрнест Биверс (Евгений Цапаев), над которым все смеются.

Дети любят друг друга, они полны надежд и жизненных планов…

И хоть бы один из них сбылся!

Во втором акте мы встречаем тех же героев на том же месте – в доме Конвеев, но только в 1937 году – почти двадцать лет спустя. И что мы видим? Банальные, но оттого не менее страшные семейные склоки вокруг остатков отцовского наследства выявляют неумолимую правду: дети больше не любят друг друга и свою матушку. Они постарели и подурнели – не только снаружи, но и внутри: куда подевались крылатые мечты молодости? Вся их жизнь – обыденная, рутинная скука и тоска несчастливых людей. Почему так получилось, куда подевались счастливые юные Конвеи и что теперь со всем этим делать? В чем вообще тогда смысл жизни, если со временем все становится только хуже? Всеми этими вопросами задается в финале второго акта сорокалетняя Кей. Она даже на миг позавидовала Кэрол, не дожившей до двадцати лет – девушка не успела «попасть в лапы времени».

Скажу честно, во втором акте я рыдала. Как ровесница героев, я уже сполна прочувствовала, каково это – когда все идет совсем не так, как хотелось бы. И со временем – всё хуже и хуже. Предательское время утекает, как песок сквозь пальцы, внезапно оставляя немолодую тебя один на один с не вполне счастливой жизнью. Которая уже перевалила через экватор… Если как следует сосредоточиться на этой мысли, можно сойти с ума. Может быть, поэтому человек так склонен играть в бирюльки - чтобы отвлечь себя от мысли о неизбежном конце?

Время – предатель, всепожирающее чудовище, которое перемалывает в своей безжалостной пасти людские жизни. Можем ли мы вырваться из его цепких лап? Ответ на этот вопрос режиссер дает в третьем акте, но чтобы отыскать его, придется дать своей душе потрудиться.

Почти трехчасовой спектакль смотришь на одном дыхании. Да, переживаний много, но они благотворные, побуждают задавать себе самые главные вопросы и честно отвечать на них, а значит, расти над собой.

Актерская бригада справилась со сложным спектаклем прекрасно, без пережимов и малейшей фальши. Здесь множество великолепных актерских работ. Ирина Аввакумова в роли миссис Конвей абсолютно настоящая - старуха во втором акте в ее исполнении получилась настолько подлинной, что просто дух захватывает. Она скорбно ковыляет по дому с палкой, а в один душераздирающий момент падает, промахиваясь мимо пуфика. И никто из детей даже не пытается ей помочь. Что тут еще говорить об отношениях в семействе?.. Андрей Кочетков в роли Алана - один из самых светлых персонажей постановки, и он по-настоящему трагичен в своем всепрощении и незлобивости. Кей в исполнении Владимиры Петрик – глубоко чувствующая натура, прозревающая то, что не дано другим, но и она ничего не может изменить. Поэтому в финале спектакля, столкнувшись с чудовищем-временем, она переживает настоящий ужас. Алина Порхачева в роли Кэрол – дебютантка в нашем театре. Но какая чудесная – живая, настоящая, в каждом движении и реплике правдивая! Она покоряет своей игрой с первой сцены.

Каждая актерская работа в этом спектакле прекрасна по-своему. Свет, музыка и декорации тоже полноценные участники действа: в, казалось бы, безоблачном первом акте во время какой-нибудь реплики героев вдруг раздается странный скребущий звук, гаснет свет – становится понятно, что семя будущих несчастий заронено. Окно в форме циферблата часов то романтично темнеет ветвями сада, то плачет дождем, то приглашает насладиться девственно чистым первым снегом. Декорации довольно аскетичные, но при этом очень выразительные – кружевные шторы сменяются во втором акте черными драпировками, цветной ковер превращается в серый – как будто из жизни героев исчезли краски.

Да, посмотрев этот спектакль, вы не вылетите из театра на крыльях счастья и легкости бытия. Скорее всего, вы неспешно выйдете в глубокой задумчивости, но при этом зададитесь главным в жизни вопросом – а зачем мы живем?

ср, 03/24/2021 - 15:09