Фото:
Когда стоит бить тревогу родителям неговорящего ребенка?

С рождением ребенка женщины становятся очень мнительными. Молодая мама переживает, что не справляется со своими обязанностями. Поэтому вскользь брошенная фраза: «А вот у Маши сын в это время уже пошел/заговорил/сел на горшок» бьет неопытную родительницу по самому больному.

Конечно, все мы знаем, что каждый ребенок развивается индивидуально, придет срок, и он всему научится. Но червь сомнения все же точит…

Похожая ситуация произошла с моей подругой: ребенок не говорит, хотя в остальном развивается гармонично.

Чтобы хоть как-то успокоить или, наоборот, дать повод задуматься ей и сотням таких же мам, я обратилась к детскому неврологу, консультанту Центра здоровья и развития «Хороший доктор» Данияру Жураеву.

- В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Данияр Жураев: «Классический стандарт, утвержденный еще в СССР, таков: в год ребенок должен говорить 10 слов, в два – 200 слов и строить фразы, в три – около 1000 слов и предложениями.

Когда мы говорим про развитие речи, то подразумеваем коммуникацию ребенка. На жалобу родителей: «Ребенок не говорит!» я спрашиваю: «Что вы имеет в виду? Не произносит слова?» Но если ребенок, указывая на предмет, «промычал»: «Маа ы!», он все уже сказал: «Мам, дай попить!»

Это значит, что ребенок мыслит, он может передать вам информацию, но пока непонятно для окружающих. Придет момент, произойдет резкий скачок, и вы услышите четкое: «Мам, дай пить!»

И это вариант нормы.

Но когда мы действительно сталкиваемся с нарушением речи, то любой врач должен задаться вопросами: есть ли у ребенка нарушение слуха, есть ли проблемы с развитием психики (расстройство аутического спектра или умственная отсталость), генетические патологии, или неправильно работает артикуляционный аппарат, вследствие чего ребенок произносит неправильно отдельные звуки. Все это входит в понятие ЗРР - задержка речевого развития.

Чем сложнее история, связанная с ЗРР, тем сложнее врачу будет поставить диагноз. Точнее, врач-то его поставит, только родители его потом забросают камнями. Люди боятся услышать плохой диагноз. Поэтому неврологи стараются обойтись мягкими фразами, одна из них – задержка речевого развития. Но причин ЗРР может быть несколько, и лечение задержки речевого развития у разных детей будет различным».

- Как родителям понять, нужно ли бить тревогу?

Данияр Жураев: «Нельзя оценивать развитие ребенка только по какому-то одному фактору - не говорит, или не ходит. Мы оцениваем определенные линии развития. После года ребенок должен уметь ходить (крупная моторика), манипулировать предметами (мелкая моторика), понимать, взаимодействовать, жестикулировать (коммуникация), слышать, видеть, анализировать (сенсорика) и говорить (хоть что-то). Но! Если ребенок до полутора лет не говорит, но при этом ходит, взаимодействует с предметами, обращает внимание родителей на себя звуками и жестами - он, по сути, общается, а это основа речи.

В этом случае я советую родителям проявить внимательность: каждый месяц с малышом будут происходить положительные изменения. Например, вовлечение пассивной речи (т.е. ребенок больше понимает инструкции, обращенные к нему). То же самое со словарным запасом - он постепенно будет увеличиваться. Да, ребенок может нечетко проговаривать слова или выговаривать только один слог. Но объем этих слов должен расти.

Если вы видите положительную динамику по всем этим признакам, то все нормально. И, скорее всего, речь появится чуть позже.

Важно: в два года у ребенка должна появиться фразовая речь – это умение обобщать и доносить свою информацию до взрослых. В три года дети уже строят предложения. И все это должно равномерно улучшаться».

- Есть дети, которые начинают говорить рано, особенно в семьях со старшими братьями/сестрами. Но есть такие, которые молчат лет до трех, а потом вдруг резко начинают говорить предложениями. Это патология или норма?

Данияр Жураев: «Среди неврологов есть такой термин – темповая задержка речи. И это частое явление, когда до определенного момента ребенок в основном общался жестами, и вдруг совершенно четко произнес: «Пойдем гулять». Но в основном дети развиваются постепенно. И если в три года у ребенка нет фразовой речи, я начинаю беспокоиться».

- Может ли ЗРР быть следствием неправильного воспитания?

Данияр Жураев: «Да, есть даже специальные критерии групп риска формирования речи. Одними из факторов риска по ЗРР считается бедность, вредные привычки родителей, недошенность ребенка. В том числе и факторы окружающей среды, мешающие его здоровому развитию. Один из них – экранное время (даже фоном работающий телевизор). Маленький ребенок не воспринимает речь с экрана, он смотрит на мельтешащие картинки и все. Никакие развивающие игры на планшете не пойдут на пользу до определенного возраста. Плюс в этот момент ребенок не взаимодействует с окружающим миром и родными. А от них он получает гораздо больше информации, чем с экрана гаджета. Наоборот, малыш будет фильтровать непонятные раздражающие звуки, в данном случае речь. Таким образом, снижается восприятие речи и в кругу семьи.

Второй фактор – речевое окружение. Дети, живущие в большой семье, в окружении родственников, которые постоянно друг с другом общаются, просто вынуждены включаться. Нужно создать условия, когда ребенок будет слышать вокруг себя грамотную, четко построенную речь. И взаимодействовать с ребенком.

- Но ведь часто мамы целый день один на один с ребенком.

Данияр Жураев: «Да! И к вечеру у нее язык на плечо. Приходит папа с работы, который тоже стремиться отдохнуть. Поэтому и выделяют один из факторов – бедность. Потому что в бедной семье все работают и общаться с ребенком некогда. А у мамы уже нет сил разговаривать и что-то комментировать. Одна из ведущих причин ЗРР у ребенка – отсутствие коммуникации. Но потом он догонит свое».

- Что может помочь маме развивать речь ребенка: какая-то речевая гимнастика, песни?

Данияр Жураев: «Нужно убрать экранное время и взаимодействовать с ребенком. В год-полтора ребенку не нужны «развивашки». Ему нужен тесный контакт с близкими людьми. Я понимаю, что мамин ресурс не безграничен. Поэтому важно, чтоб на подхвате был муж, бабушки-дедушки или другие помощники».

- Есть мнение, что стоит ребенку пойти в детский сад, как у него происходит скачок в развитии…

Данияр Жураев: «Нет. Это ребенка отдают в детский сад, когда у него происходит скачок в развитии. А не потому, что его туда отдали! С двух лет дети начинают быстрее осваивать новые слова, и происходит этот скачок в развитии речи. Но он бы и дома произошел!

Самый лучший способ развития – это детская площадка, где мамы и дети общаются друг с другом. С одной стороны, происходит социализация и тех, и других. А с другой, нет травматического отделения мамы от малыша, как в детском саду.

Я бы рекомендовал, если у семьи есть такая возможность, отдавать ребенка в детский сад не раньше трех лет».

- Так когда все-таки родителям нужно начинать беспокоиться отсутствием речи у ребенка и обращаться к специалистам? Какие это могут быть патологии и всегда ли они лечатся медикаментозно?

Данияр Жураев: «В год, если ребенок не указывает на предметы жестами, не отзывается на свое имя, не проявляет активности, когда взрослый с ним взаимодействует, при этом в его лексиконе нет никаких слов, но есть странные движения и кажется, что его взгляд отсутствующий – стоит бить тревогу. Либо если вдруг все в развитии малыша было хорошо, но все вышеперечисленное появилось внезапно в период с года до трех, нужно обращаться к врачу – педиатру, неврологу или психиатру.

Медикаментозное лечение входит во все рекомендации, но все же основа коррекции при нарушении речи всегда – занятия с логопедом или дефектологом».

вс, 04/04/2021 - 19:00