Фото:
Земля – Луна – Марс. Как в Сарове над луноходом работали

В 2011 году «Новый город» опубликовал интервью с одним из разработчиков нового источника энергии, основанном на активных изотопах, который использовался в первых советских спутниках и луноходах. Нашим собеседником стал Василий Андреевич Бублий - ветеран Великой Отечественной войны, в прошлом - инженер-конструктор, начальник конструкторского бюро 106-й лаборатории ЭМЗ «Авангард».

Он рассказал много интересного о «космическом проекте», над которым работали в 106-й лаборатории ЭМЗ «Авангард», где с 1965 года начались работы над совершенно новым источником энергии, основанном на активных изотопах.

В честь юбилея первого полета человека в космос и Дня космонавтики, публикуем это интервью.

 

Первая «звездочка» в созвездии «Ориона»

Начальник лаборатории доктор технических наук Игорь Михайлович Горский выдвинул идею разработать радиоактивный источник тепла на основе полония-210, поскольку этот элемент обладает большими внутренними энергетическими возможностями при распаде. Это была небольшая ампула весом от силы пять килограмм. Но ее мощности хватало, чтобы питать искусственные спутники Земли.

«Космос-84» и «Космос-90», запущенные в 1965 году, были впервые оснащены новым источником энергии, который зарекомендовал себя отлично: первый спутник проработал на орбите 111 суток, второй – на сто дней больше. Изотопный источник обогрева прослужил дольше солнечных батарей, к тому же продолжал вырабатывать энергию и на теневой части орбиты Земли.

- Мне посчастливилось присутствовать при запуске спутника «Космос-84», в обиходе получивший название «Орион-1», - вспоминает В.А.Бублий. – Задачей шести ученых из ядерного центра было доставить источник энергии на космодром, зарядить оборудование и присутствовать при запуске. В состав группы, которую возглавил директор завода М.А.Григорьев, вошли Е.И.Стрижак, В.К.Старченко, И.М.Захаров, Ю.Л.Виноградов и я.

Самолет на Байконур вылетал из Арзамаса, в закрытом городе ему приземлиться не разрешили. Ученые погрузили на борт оборудование - семь ампул изделия - и вечером были уже на космодроме.

- Встретили нашу делегацию военные, к аэродрому подогнали автобус, и всю дорогу до лагеря нас сопровождали машины БТР, - продолжает Василий Андреевич. - На космодроме уже развернула свою работу головная организация проекта - ОКБ «Заря», которое отвечало за проектирование и запуск спутника. Нашей задачей было только зарядить в него тепловой блок.

Каждая ампула блока хранилась в отдельном контейнере, температура, до которой изделие разогревалось, составляла тысячу градусов. Для непредвиденной ситуации ученые привезли с собой бак со специальной пастой, разработанной в лаборатории завода, которая отлично впитывала радиоактивность. Так что в случае разгерметизации ампулы были бы немедленно перемещены в нее.

- В ночь перед запуском нас привезли на стартовую площадку и посадили в специальное помещение – очень маленькое и тесное. Здесь мы должны были поджидать, когда подгонят ракету и дадут команду заряжать наш источник энергии, - рассказывает Василий Андреевич. - На нас были хлопчатобумажные комбинезоны и «лепестки», блок между тем разогрелся уже до температуры 800 градусов. Было так жарко, что изделие светилось в темноте, так что свет включать не надо было. Рисковали, конечно: вдруг произойдет разгерметизация и полоний выйдет наружу, так что наши дозиметристы постоянно проверяли герметичность ампул. Так просидели всю ночь. Утром на железнодорожной платформе подвезли ракету. Пришел представитель сборки и велел нам переносить наш изотоп на стартовую площадку. Там уже стояла штанга с четырьмя стойками, длиной пять метров каждая. На трех были закреплены солнечные батареи, на четвертую мы очень осторожно закрепили наш «Орион».

К вечеру ракету поставили в вертикальное положение, группа наших ученых неотступно дежурила возле нее, проверяя герметичность изотопа. На второй день в 15.00 был дан сигнал запуска.

«Ну глядите, вы будете счастливчиками, если запуск пройдет удачно», - мрачно пошутил кто-то из генштаба. Шутка только наполовину, ведь не более чем пять лет назад на Байконуре при взрыве ракеты Р-16 погибла вся группа во главе с главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения маршалом М.И.Неделиным. 78 человек. Нашим ученым предстояло наблюдать за запуском с той же площадки, где произошла трагедия.

- От места запуска мы находились на расстоянии в полкилометра, там был вырыт специальный овраг, откуда можно было наблюдать, - вспоминает Василий Андреевич. – Вначале показался клуб дыма. Затем ракета поднялась вверх и скрылась в верхних слоях атмосферы. Впечатления непередаваемые, мы поздравляли друг друга и радовались, что запуск прошел удачно.

 

И Луна стала ближе

Над созданием первого в мире лунохода работали несколько министерств – электроники, авиационной, автомобильной промышленности и среднего машиностроения (ныне – Ростом). ЭМЗ «Авангард» было поручено разработать надежный и долговечный источник энергии, способный долго сохранять тепло в экстремальных условиях. Ведь днем температура на освещенной поверхности Луны нагревалась до 130 градусов, а ночью падала до -180. Поэтому для достижения максимальной надежности советские физики выбрали самый сильный в те годы источник энергии - на активных изотопах, который уже успешно опробовал себя при запуске двух спутников в 1965 году.

- Задача по созданию изотопа для «Лунохода-1» была поставлена перед нашими конструкторами в 1969 году, - рассказывает Василий Андреевич Бублий. - Работы заняли 340 дней, еще год шли испытания. Прежде чем запустить новый источник энергии в космос, мы должны были убедиться в его надежности и устойчивости к различного вида повреждениям. Испытывали так. Блоки изделия разгоняли в специальной ракетной тележке и ударяли о гранитные плиты. Потом для этих же целей в 106-й лаборатории ЭМЗ «Авангард» сконструировали специальную пушку. Усовершенствование велось до тех пор, пока не добились максимальной герметичности и прочности изделия.

В итоге удалось добиться того, что температура внутри планетохода поддерживалась постоянной +18, что позволило аппаратуре долго проработать и передать на Землю бесценные данные о поверхности Луны – химического состава и свойства грунта, радиоактивного и рентгеновского излучения на ее поверхности, а также сделать серию фотоснимков.

- В лаборатории ЭМЗ «Авангард» для лунохода было сделано два блока обогрева, в каждом – по семь ампул, заполненных полонием. Их вес достигал от силы пяти килограммов, зато источник выделял примерно 1 кВт тепла и, как показала работа первого лунного транспорта, именно наш изотопный источник энергии позволил аппарату проработать на Луне на три месяца больше положенного срока, - объясняет В.А.Бублий.

Руководил всеми работами по созданию источника энергии для лунохода в те годы начальник 106-й лаборатории доктор технических наук Игорь Михайлович Горский и сменивший его потом на этой должности кандидат технических наук Геннадий Иванович Антонов.

В реализации программы освоения космоса принимал активное участие весь коллектив ЭМЗ «Авангард» - ученые, инженеры, рабочие лаборатории 106.

Луноход был доставлен на поверхность Луны в ноябре 1970 года, последний успешный сигнал связи с ним состоялся 29 сентября 1971-го.

За работы по созданию полониевого источника энергии для лунохода директор завода «Авангард» М.А.Григорьев был награжден Ленинской премией. Остальные получили благодарность.

 

Освоение Марса

После удачного опыта с луноходами настала очередь изучить планету Марс. Для создания первого российского марсохода потребовался долгоживущий радиоактивный источник тепла, ведь Марс удален от Земли гораздо дальше, да и аппаратура автоматической станции должна была работать в течение длительного времени полета и пребывания на этой загадочной планете.

Для марсоходов были разработаны и изготовлены новые источники энергии на основе плутония-238, период его полураспада был достаточно большим – 87 лет. Этот изотоп позволил бы марсоходу прослужить очень долго, обеспечивая корабль тепловой и электрической энергией.

Однако запуск корабля на Марс в 1996 году оказался неудачным. После этого программа по изучению Марса в России была приостановлена. 

Хотя, кто знает, быть может в будущем «Авангард» опять примет участие в космических проектах?

«Новый город» №15 / 2011 г.

пн, 04/12/2021 - 15:03