Фото:
Ты помнишь, как все начиналось? К 30-летию группы «Тайной Союз»

Часть I                                                                                       

«Время – песок», - пел я где-то в 80-х. Тридцать лет для вечности – даже не пылинка. Но для человека... А по сему пришло время рассекретить мое участие в «Тайном Союзе» (далее – «Т.С.») и «Тайсо», раскрыв некоторые секреты сего весьма загадочного синдиката.

Началась эта история, как полагается, в 91-м, когда вчерашний школьник Дима Чуйков, полный идей и надежд, обозначив себя «Бизоном», решил осуществить дерзкий план по захвату мира «Тайным Союзом», предварительно его же и создав.

Призвав на помощь некую силу по имени «Ганс» (в миру – Андрей Харченко), разливающую вокруг озорство юного панка, Дима настойчиво шел к своей цели. «Т.С.» рос и крепчал день ото дня. Сколько влилось в его ряды членов, до сих пор покрыто дымкой рассветных трав и мраком за семью печатями. Я знаю лишь то, что одними из первых, после Ганса, увеличили хрупкую конструкцию организации басист Гоша Ермишин и начинающий струнодёр, но будущий монстр гитары и саровского железа Алексей «Шерсть» Шерстобитов! А маскировалась тогда эта группировка панк-вывеской «Павианий вольер». Но уже весной 92-го Чуйков приступил ко второму этапу захвата и, решив, что лучше спрятано то, что на виду, переименовал «Вольер» в «Тайный Союз».

В следующей фазе событий, которую я назвал бы «Золотым пиком» негласного братства, произошла рокировка, и к 93-му году видимая часть «туманного айсберга» выглядела так:

1. Дима «Шадэ» Алексеев (на самом же деле Дамир Шадепов. Так, по-мне, гораздо красивее) – шестиструнно-ритмическое насыщение.

2. Совсем еще юный Стас Курчев – партия весьма виртуозной гитары, композиции, подпевок и прочего.

3. Уже тогда более чем подающий надежды Сергей «Пэппер» Коробов – литавро-гонговые объекты и отдаленные голоса.

4. Бизон как таковой – объединяющая составляющая, а также нижнечастотные колебания окружающей среды и прочих дней недели.

5. И, наконец, Дмитрий «Сэхра» Стерхов – голосовое «хой-на-на», шаманские пляски и, что самое важное, – видЕния и заклинания!

Это именно он, Сэхра, временно заколдовал орден «Т.С.», обратив его в мордовское племя «Тайсо» (без дефиса и заглавной «С», как пишется ныне – это одна из глубинных тайн данного явления). Именно он вывел «Тайсо» на тропу Великих свершений. Именно он проявил языческое начало местных изобретателей и любителей подмостков, децибелов и прочего роковОго лицедейства. Послушайте «Пэчворк», и вы поймете, что я «имею в виду».

А «Пэчворк» – это второй магнитоальбом той формации «Т.С.» (хотя о первом лично я узнал только в 2021-м), записанный летом 1994-го, явивший собой весьма психоделичный коктейль отголосков  «Калинова Моста», «Айрон Мэйдэн», Кости Кинчева, «Флойдов», народных напевов, звукового транса Сэхры, его ворожбы и чего-то неуловимого. Не помню, как я сам оказался в процессе записи альбома, но мое участие ограничилось только припевками, приплясками, невнятным бубнением и созданием природного хаоса.

Словесная составляющая песен (Димы Стерхова) выглядела настолько верно и ярко, что в моей голове весьма обидное понятие «рок-текст» невольно превращалось в – «Поэ-эзия». До этого я даже свои зарифмованные сочинения называл лишь сухим и безликим словечком «текст». А тут – «Поэзия»!…

И даже несмотря на то, что ныне альбом выглядит несколько наивно, я все же думаю, эта вершина надолго, а может, и навсегда останется непокоренной в глуши Батюшки Серафима. Ведь даже сам Синкопа и его родной «Скит» не смогли себе позволить такого концептуализма.

Мелодически и гармонически раскрашивал фантазии Сэхры в основном Стас, нередко изменяя их до неузнаваемости. Остальное вершили сообща.  

Апогеем проникновения «Тайсо» тех лет в умы и души стала вечная тема любви, радости встреч и боли потерь – «Земляничные Сердца».

 

Часть II            

Я вам обещал тайны «Союза» - извольте, вот еще одна. Ее мне поведал сам Верховный Жрец и Шаман племени – Сэхра.

Оказывается, альбом «Пэчворк» был реализован всего лишь наполовину. Но вторая часть обрела плоть только через год. Тогда Сергей Коробов поехал учиться джазу в Горький, а Бизон позвал меня бить в там-тамы да бубны. И я пошел.

Работалось с огоньком и задором. Каждый вносил свое по мере сил. Я придумал несколько рифов, структурных связок, аранжировок, вокальных и гитарных фрагментов. До сих пор балдею от соло, сделанного для Стаса, в части «Будет тебе ветру верить», и следующего за ним гитарного рифа, напоминающего одновременно «AC/DC» и скоморошьи наигрыши.

За несколько месяцев мы сделали, я бы сказал, нечто в духе прогрессива – «Сырьжа или Мордовские Сказки», основанные на эпосе Эрзя и МокшА. Вещица получилась из пяти песен и уместилась минут в пятнадцать. Но при том оказалось, что это лишь первый том.

И это еще не все. Полный вариант «Сказок» должен был годом раньше явить собой вторую половину «Пэчворка», как бы его обратный «Дарк Сайд», превратив песни первой части в события и чувства Сырьжи на пути поиска правды, истины и любви. И тогда картина выглядела бы совершенно иначе, но гораздо круче – в виде двойного концептуального альбома с очень оригинальной подачей!

Но, увы, в 95-м мы «в чёрную» записали только первый том «Сырьжи». Осенью его показали на очередном роковОм «Ядрёном Ударе» в Доме cтроителя, и «Тайсо» загадочно растворилось в жутковатых буреломах Мордовии. Возможно, ушло на свежие пастбища аль на дальний кордон за пушниной…

Была записана и первая песня второго тома «Мордовских Сказок» – «Вышли на пашню и строем прошли, всем, кого встретили, кланялись в пояс...» – такая «движуха» в ритмике Боба Марли. Но, увы, она тоже пропала: утопла в болотах аль была съедена хищным зверем, кто его знает?

 

Часть III 

Далее случилось мне задержаться года на два в рядах теперь уже самогО «Тайного Союза». Бизон, как двигатель прогресса и архитектор плана захвата, искал выход из образовавшейся Пустоты, и нашел его в лице Андрея Тенигина. Уже тогда было известно, что Андрюша пишет душевные стихи и песенные тексты. Они вдвоем разработали идею нового проекта, который должен был наполнить словом Андрей, а Дима организовать создание музыкальной составляющей. И опять он позвал меня, но теперь уже на гитару, насыщение микрофона волновыми процессами и мелодические придумки.

Мы начали работать по схеме, ранее мне незнакомой (ибо во всех проектах до «Т.С.» изобретал все я один, а тут только музыку - и сразу трое!) Но было интересно: Андрей приносил наброски и раздавал всем изготовителям мелодий – мне, Диме и Стасу. Мы делали порой до трех вариантов на одну тему каждый. Лично меня такой расклад не обижал и не подстегивал сделать круче остальных, но необычайно радовал, если чей-то вариант получался кайфово или, хотя бы, лучше моего. Мы пробовали все лучшие темы, а выбирал, как генеральный продюсер, Андрей.

Был такой момент: я принес две мелодии на текст «Она садится за мольберт», ибо сам не мог выбрать – оба были по-своему хороши (кстати, записи обоих вариантов чудом сохранились). «Босс» прослушал и выбрал печально-балладную версию, а мне было так жалко вторую – более светлую, что я уговорил Диму записать ее на память. До сих пор их слушаю и не могу понять, что меня больше греет.

А когда делали «Колыбельную», первый вариант я сразу сжег, но второй был просто чумовой. Стас тоже принес заготовку, но, послушав то, что я спел, сказал: «делаем твой». И только в паре мест изменил последовательность аккордов. А гитаристов-то двое, и каждому хочется вставить все свои находки в песню. Мы соединили все лучшие кусочки, и получилась такая обалденная вещь! 

Роль драммера выполнял Руслан Дибиров (экс-«Сеанс»). Т.е. мы работали гитарным квартетом в подвале городского радиовещания. И квартет выглядел так: Дмитрий «Бизон» Чуйков – бас; Руслан Дибиров – барабаны; Сергей «СержАнт» Турутин – просто гитара, микрофон; Стас Курчев – гитара лидирующая; Андрей Тенигин – направление и слова.

Годом позже к нам присоедился замечательный клавишник Дима «Диксон» Коновалов, расширив «Т.С.» до квинтета. Но подвал прикрыли, и я перетащил «Союз» на базу легендарного «Нижнего Новгорода» в ДК ВНИИЭФ. Там мы сделали вполне приличную запись. Но она, как и «Тайсо», благополучно пропала. И только чудом через несколько лет Дима Чуйков кое-что нашел, но уже оцифрованное да изрядно покалеченное форматом МР3 середины 90-х.

Вот, собственно, и все о моем пребывании в рядах «Т.С.». До встречи! И, конечно же, с наступающим юбилеем всех соплеменников «Тайсо», членов «Тайного Союза», действующих представителей нынешней формации «Тай-Со» - Дмитрия Коновалова, Стаса Курчева, Сергея Коробова и Дмитрия Чуйкова, - а также сочувствующих и влюбленных!

Июнь 2021 г.

пн, 09/20/2021 - 15:31