Фото:
Отец Афанасий: «Это заблуждение, что к вере уходят «от чего-то»

24 февраля в библиотеке им. В.Маяковского состоится презентация нового поэтического сборника отца Афанасия (в миру - Андрея Тихонова). Так уж повелось, что все его жизненные переживания выливаются в новые холсты или стихи. Поэзия и живопись всегда будут жить в его душе. В 2020 году состоялась его персональная выставка (третья по счету, но первая - в духовном звании). А уже в этот четверг – презентация новой книги «Не о Христе, а со Христом»…

 

Корни купеческого рода

Вначале я поражалась энциклопедичности знаний отца Афанасия, тому, как легко он цитирует различные произведения, как интересно рассуждает об исторических событиях. Но когда узнала, что над пушкинскими «Разбойниками», которые мама читал ему в детстве, маленький Андрей прорыдал всю ночь, что в садиковском возрасте любимыми книгами у него были «Шахнаме» и «Слово о полку Игореве» (издания 1960 года) на языке оригинала (!), удивление улетучились. Любовь к «Слову Игореву», славянскому языку и гравюре была пронесена им через всю жизнь, а глубокое понимание «Гильгамеша» окончательно пришло лет в 20. С младенчества в доме родителей, научных сотрудников ВНИИЭФ, звучало классическое русское слово. А если прибавить к этому корни…

Прапрабабушка отца Афанасия происходила из богатой купеческой семьи. В белокаменном особняке в центре уездного города Алексина Тульской губернии, где в советское время разместится администрация города, с утра начинал кипеть пятиведерный самовар. Возле него сидела «маман», и все домочадцы, желающие испить горячего напитка, подходили к ней, целовали ручку, делали книксен, после чего приглашались к столу на чай и беседу. В семье до сих пор сохранился, как часть приданого одной из прапрабабушек, ковер, который из овечьей шерсти соткали к свадьбе крепостные крестьяне. Он до сих пор нисколько не истерся, не побледнел и, пережив несколько войн и эвакуаций, по наследству достался отцу Афанасию. Подобные ковры сегодня украшают залы краеведческого музея Тулы.

-

Бабушка еще успела год поучиться в гимназии, но оканчивала уже советскую школу. Ее мама, Елизавета Ивановна, и тети были выпускницами столичного института благородных девиц, знали полдюжины иностранных языков. Правда, обо всем этом, как и о том, что далекие предки семьи были из стрельцов засечных линий, людьми свободными и независимыми, батюшка узнал с трудом и отрывочно – слишком велик был страх старшего поколения перед репрессиями…

-

Предки отца Афанасия с маминой стороны жили в селе Елизарьево, где в свое время служил новомученник Иаков Гусев, и прабабушка отца Афанасия застала его службы. Маленький Андрей хорошо запомнил, как года в два-три приехал с отцом на мотоцикле к бабуле и увидел икону батюшки Серафима на камне – литографию из Дивеевского монастыря. Так она ему ярко в память врезалась, что периодически пишет отец Афанасий одного из любимых русских святых на лазоревом фоне…

 

Две музы в жизнь вошли мою

Но не только родные формировали мальчика. Жили тогда Тихоновы в коммуналке на четыре комнаты - каждая для одной семьи. Народу много, но зато какие дивные соседи! И семья художника Владимира Чередниченко, и актеры Власовы, и военные фронтовики. Невозможно было не проникнуться творческой атмосферой! К тому же жили все очень дружно и весело. По праздникам маленький Андрюша читал стихи на табуретке - не абы как, а в постановке профессионального актера. Да и наблюдение за работой мастера холста и кисти ему в дальнейшем пригодились.

Живопись была не единственным его призванием. Помнит отец Афанасий, как однажды перед экзаменом в 8-м классе подговорил своего закадычного друга Андрея - перворазрядника по лыжам, а в будущем - полковника ГРУ, прошедшего Кубу и Чечню - спросить учительницу: можно ли сочинение в стихах написать? Спосил-то вроде в шутку, а сочинение и впрямь написал в стихах - на патриотическую тему, про танкиста Юрия Смирнова, распятого фашистами в блиндаже. Настолько отца Афанасия поразила эта история, что чувства вылились в целую поэму. Это сочинение пятнадцатилетнего подростка читали потом и в учительской, и в ГОРОНО, а самому юноше посоветовали пойти поучиться у Гелия Александровича Александровича (позже Андрей действительно всю зиму посещал его занятия в каминном зале Дома ученых). Весной педагог предложил ему в числе других учеников пойти «в народ», почитать свои стихи в одной из школ. И если бы не занятия в художественной школе и успешная подготовка к поступлению в училище, кто знает, может быть, любовь к литературе, в конце концов, в жизни Андрея Тихонова и перевесила бы….

Но поступал он все-таки в Горьковское художественное училище. Рисовать маленький Андрей начал с детства. На втором курсе художественной школы под псевдонимом Гога (производное от Ван Гог) в конкурсе композиций он занял второе место (первое было решено не присуждать), и получил из рук тогдашнего директора Алевтины Павловны Кочергиной книгу. Отцу Афанасию везло на учителей. И в художественном деле тоже. Со второго курса он учился у известного в городе художника и монументалиста Исмагила Набиуловича Ишмакова. И эти знания в дальнейшем очень пригодились. Кстати, практически в двух концах города есть работы ученика и учители: чеканка Ишмакова на кинотеатре «Россия» и врата отца Афанасия на Храме всех Святых.

После окончания Горьковского художественного училища карьера «чистого» художника у Андрея Тихонова не сложилась: хотелось попробовать себя в разных областях. Начал с театра, и за четыре месяца работы как художник-постановщик оформил спектакль режиссера В.Кириллова «Всполохи памяти» по И.Бунину. До этого в Доме ученых им были оформлены литературный вечер по Лермонтову Льва Сметанина и спектакль по «Кроткой» Мустафы Бекова.

Но поиски себя продолжались. С января 1985-го в Городском музее он начал готовить выставку «Великая Победа» и как художник, и как экскурсовод. Работа нравилась, но рождения сына и болезнь жены внесли в жизнь коррективы: надо было искать подработку. И она появилась: он устроился преподавателем ИЗО и черчения в школу №17.

-

Три учебных года – это много или мало? По времени, вроде, мало, но если учитывать всех благодарных учеников, то очень много. Некоторые до сих пор ему теплые слова шлют. Но, наверное, самая большая награда для отца Афанасия - когда один из духовных чад благодаря основам черчения, которые почерпнул на его уроках, смог самостоятельно спроектировать и построить дом для своей многодетной семьи!

А еще одно большое дело сделал учитель для рано ушедшего из жизни ученика Павла Шегурова, погибшего в 16 лет – неисправимого романтика и поэта, подававшего большие надежды. Андрей Тихонов издал книгу его стихов. И это в начале 90-х! За месяц был готов макет, иллюстрации, аннотация со стихом, посвященным подростку. И все это сделал один человек. Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров.

-

 

Это заблуждение, что к вере уходят «от чего-то»

Но более глубокие перемены происходили в душе. «Это заблуждение, что к вере уходят «от чего-то», - говорит отец Афанасий. - На самом деле, с ней приходят к самому главному. Не откуда, а куда… Если почувствовал в себе призвание – тогда придешь, хотя, может, и поплутаешь. Если в душе услышал - значит, это коснулся Бог».

И ему трудно не верить, ведь подобный путь проделал он сам. Еще работая учителем будущий батюшка занимался изготовлением пятиметровых входных металлических врат в Троицком соборе Дивеева, резал распятие, в Елизарьевском храме клал полы и делал первый фанерный иконостас. Пока алтарничал в родном городе, сделал первые врата во вновь открывшемся Храме всех Святых. Работа была невероятно трудоемкая, ведь чтобы сделать фигуры, сперва надо было изготовить деревянные модели, а после - отливки в технике земляного литья, обработать все вручную напильниками, зубилами, чеканами, дрелью… А потом методом холодной ковки срубить литейный уклон, убрать шероховатости. Ошибиться нельзя, иначе вся работа насмарку. Ночью, в мороз под 30, или летом в жару между службами он рубил металл, а утром шел на литургию. Служб тогда было по два десятка в месяц. Когда в 2003 перевешивали боковые врата, их уронили, превратив нос «князя Владимира» в лепешку. Стояли в молчании: сварка не возьмет такой материал, да если б взяла – было бы видно. Ничего не придумав, позвонили отцу Афанасию. Тот взял молоток, зубило, там постучал, здесь постучал, и за несколько минут привел все в первоначальный вид. Как удалось? Одному Богу известно. А первый колокол на нашу колокольню батюшка вместе с отцом Владимиром Кузнецовым и несколькими мирянами на руках тащил. Да и мало ли их еще было - главок и крестов, принесенных лично?!

-

В 1993 за ночь он умудрился изготовить «Патриаршее» кресло – взял за основу садовую мебель, поработав электрорубанком, сделал сидение с наклоном, поролон прикрепил, бархатом обил, корону вырезал. Много чего ему делать в жизни пришлось: помогал срубы рубить, кладку класть, печи перекладывать, мебель изготавливать, работать по металлу, дереву, камню…

В 1999-м он окончил духовное училище в Саранске, в 2005-м – семинарию в Нижнем Новгороде. Началось служение: Темников, Лесное Ардашево, Жегалово, Старый Город, Пурдошки, Чумартово… А еще были мордовские лагеря. Семь лет Отец Афанасий был духовником больничной зоны («больнички» в народе) и настоятелем тюремного храма. На вопрос, не страшно ли было идти к зэкам, батюшка Афанасий ответил: «Тяжело было в зоне служить, но, верю, что все не напрасно».

Отец Афанасий приложил немало сил к восстановлению храмов. В селе Елизарьево еще в далеком 91-м году был сделан фанерный иконостас и полы в храме. И в Дивееве, в котором в 1939 году родилась мама отца Афанасия, в 1991-92 годах делал скульптурные врата и фанерный иконостас. Восстанавливал, или как уточняет отец Афанасий, «вкалывал» в храме селе Пурдошки, когда был в нем настоятелем. Населению тогда не платили, был дефолт 1995-2000 годов. Но, несмотря на все эти трудности, в обычном сельском храме полы выложены итальянской плиткой, выполнена скрытая проводка, подведено отопление и сделан мраморный иконостас размером 7 на 7 метров. И это за пять лет! Все вопросы, связанные со стройкой, приходилось решать быстро, как говорится, «на ходу». А при этом никто не отменял службы, требы и просто помощь сельчанам.

Удивительные люди всю жизнь окружали батюшку Афанасия. Восприемником его от святого Евангелия при монашеском пострижении был известный санаксарский старец схиигумен Иероним. А храм в селе Чумартове перестроен из дома, который пожертвовал правнук Кузьмы Бисяева – полного георгиевского кавалера…

чт, 02/24/2022 - 11:54